Проект Звуковички
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Развитие фонематического восприятия через обучение составлять двустишия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Звуковички | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный групповой познавательно-речевой
проект «Звуковички»
(развитие фонематического восприятия).
Актуальность проекта:
Ребенок, выпускаясь из детского дошкольного учреждения должен владеть нормативным звукопроизношением и развитым фонематическим восприятием. Мониторинг речи детей подготовительной к школе группы детей показывает проблемы в овладении детьми фонематическим восприятием. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой стороны тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо не возможны. Задача окружающих взрослых для всестороннего развития речи ребенка, в том числе и развития фонематического восприятия, находить мотивы для познавательного интереса, интереса к звучащему слову. Метод проекта – один из способов для выполнения этих задач.
Итак, проблема:
Как повысить уровень формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
1 этап проекта: организационный
Цель:
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через обучение сочинению двустиший.
Задачи:
- Изучить литературу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников.
- Придумать алгоритм работы с детьми по сочинению рифмующихся двухстиший.
- Найти мотив для создания собственных продуктов детей-рифмовок.
- Провести ряд мероприятий по обучению детей рифмовать слова.
- Привлечь родителей к работе над проектом.
- Создать двустишия и игры для формирования фонематического восприятия у детей.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса детей к звучащему слову
- Умение подбирать рифму к слову
- Повышение уровня фонематического восприятия детей
2 этап: сбор информации
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Исследованиями о формировании фонематической стороны речи занимались многие ученые: Бельтюков В.И.,Гвоздев А.Н., Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. , Левина Р.Е., Швачкин Н.Х.,Эльконин Д.Б.
В.И.Бельтюков по этому поводу пишет: «Функция слухового анализатора ребенка развивается сравнительно рано. Уже в самом начале развития речи ребенок способен дифференцировать только противопоставленные звуки.»
Многие ученые характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.
В большинстве работ этих авторов высказывается мнение, что противопоставление звуков - один из этапов овладения детьми фонематической компетенции.
Вывод: многие ученые высказывали мнение о важности противопоставления звучащих слов для формирования фонематической компетенции ребенка.
Анализ игр и пособий по работе с рифмой показал большое разнообразие методов и приемов. Авторами Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. предложена система игр и упражнений по обучению детей составлять рифмованные тексты.
План действий по решению проблемы:
- Создание мотива для пробуждения интереса у детей к звучащему слову, рифме - авторская компьютерная интерактивная игра-презентация «Звуковичок».
- Игры и игровые упражнения со словами на умение выбирать, подбирать слова-рифмы.
- Систематизация слов-рифм.
- Совместная творческая деятельность детей с родителями, воспитателями и учителем-логопедом по составлению игр-мотаек и ребусов со словами-рифмами.
- Самостоятельное сочинение детьми рифмованных двустиший и чистоговорок.
- Итоговая презентация продуктов проекта: тетради «Как я учился рифмовать», игры «Мотайка».
3 этап: практический
- Игры с рифмующимися словами
Игры по обучению слышать рифмы:
«Похожие словечки» Учить детей выбирать из набора слов рифмующиеся.
«Четвертый лишний» Учить детей выбирать нерифмующееся слово с остальными.
«Что изменилось?» Учить детей слышать какими звуками отличаются слова-рифмы.
Игры по обучению подбирать рифмы:
«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.
«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.
«Исправь меня» Учить слышать не по смыслу подобранные слова-рифмы.
«Найди слово в слове» Учить выделять из состава слова другое слово.
Игры по обучению сочинять рифмующиеся двустишия:
«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова во фразе.
«Отгадай» Учить детей подбирать отгадку к загадке в стихотворной форме в рифму.
- Систематизация слов-рифм после обучения в играх.
Дети выяснили, в процессе подбора и придумывания слов-рифм в играх, что:
- у слов-рифм могут быть одинаковые окончания слов (коза-дереза)
- слова-рифмы могут отличаться только одним-двумя звуками (коза-коса)
- слово-рифма может быть выделена из самого слова (стрекоза-коза)
- Совместная творческая деятельность детей с родителями, воспитателями и учителем-логопедом по составлению игр-мотаек и ребусов со словами-рифмами.
- Самостоятельное сочинение двустиший.
4 этап: презентация игр и двустиший.
Выводы:
Цель и задачи проекта были достигнуты, что ярко продемонстрировали дети в презентациях своих работ.
Список литературы:
1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.
3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С.213-227.
4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
5. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: Логопедический альбом.-М.: Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004.-80с.
6. Сидорчук Т. А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.
7. Сошина И.В.Играем в рифмы. Пособие «Игротека речевых игр». Выпуск 11. Издательство «ГНОМ».
8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
9. Шалаева Г.П. Занимательная грамматика.-М.: СЛОВО; Эксмо,2007.-160 с.,ил.
10. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С.107-110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста
Проект по развитию звуковой культуры речи может использоваться в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе по...
Проект "Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ"
Проект разработан для детей старшего возраста, педагогов и родителей....
Образовательный проект «Звуковая культура речи»
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. О...
Проект "Звуковичок"
Главная цель проекта:закрепить умение определять наличие заданного звука в словах, определять его место в слове....
Проект "Звуковое Зазеркалье"
Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое в...
Проект "Звуковой калейдоскоп"
Описание проекта «Звуковой калейдоскоп»ТемаЧаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух...
Проект "Звуковая культура речи в средней группе детского сада"
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки естественного общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Учитывая важность проблемы и результаты диагностики произно...