Образовательный проект «Звуковая культура речи»
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Мишина Алевтина Николаевна

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektzvuk.doc73 КБ
Файл proektzvuk.pptx867.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОТ 2 ДО 3-х ЛЕТ

«Звуковая культура речи»

Проблема:

Отсутствие  в воспитательно-образовательной работе  ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.

Актуальность проекта:

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.

К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи  у детей третьего года жизни освещены недостаточно, в результате чего на практике занятия в первой младшей группе порою проводятся не регулярно, без всестороннего охвата всех задач данного раздела программы. Между тем третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития.

 Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно...

Цель:

 Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. -

               Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задачи:

  1. Овладение речью, как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
  7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Основные направления работы по развитию звуковой культуры речи детей:

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.
  4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
  5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение звука в слове.
  6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- творческое развитие», «Физическое развитие».

Длительность проекта:  долгосрочный (с 01.09.2014г. по 31.05.2015г.).

Участники проекта:

 

  • дети;
  • родители;
  • воспитатели группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет;

Возраст детей: от 2 до 3-х лет.

Распределение деятельности на этапы:

  1. Подготовительный этап:
  • постановка цели и задач;
  • изучение методической  и художественной литературы по теме.

  1. Разработка проекта:
  • подбор литературы по теме;
  • составление плана деятельности;
  • подбор пособий для работы с детьми;
  • выбор форм работы с родителями;
  • разработка конспектов нод, игр, игр-упражнений, рекомендаций для родителей и воспитателей.

  1. Реализация проекта:
  • нод с детьми;
  • игровая деятельность с детьми;
  • интеграция с другими образовательными областями;
  • составление памяток, рекомендаций для родителей и воспитателей.

  1. Итоговый этап:
  • размещение образовательного проекта на сайте ДОУ для родителей воспитанников;
  • представление результата проектной деятельности на заседании   творческой группы по речевому развитию в ДОУ;
  • итоговое мероприятие «Ладушки, ладушки…».

Принципы:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  2. Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи.
  3. Принцип развития языкового чутья.
  4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
  6. Принцип обогащения и мотивации речевой деятельности.
  7. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Формы работы:

  • нод: комплесные, тематические; традиционные;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • индивидуальная нод: в нод, во время прогулки, в игровой деятельности;
  • игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры;
  • праздники и развлечения;
  • совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники.

Методы работы:

Наглядные:

  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии);
  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
  • использование ТСО;
  • использование мультимедиа.

Словесные:

  • чтение и рассказывание художественных произведений;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:  

  • дидактические игры;
  • сюжетно-отобразительные игры;
  • игры-драматизации;
  • инсценировки;
  • пластические этюды;
  • хороводные игры;
  • подвижные игры.

Средства обучения:

  • общение взрослых и детей; 
  • культурная языковая среда;
  • художественная литература; 
  • изобразительное искусство, музыка, театр;  
  • мультимедийные презентации;
  • обучение звуковой культуре речи в нод;
  • нод по другим разделам программы.

Формы взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников:

  • рекомендации;
  • памятки;
  • практические задания;
  • индивидуальные консультации по использованию дидактических игр для развития звуковой культуры детей;
  • мастер-класс по использованию дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи;
  • родительские собрания.

 

Предполагаемый результат:

  • Создание в воспитательно-образовательной работе  ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.
  • Развитие у детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2008.
  2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2006
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. 2005.
  5. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М, «Просвещение», 1986.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М,  «Просвещение», 1991.
  7. Черенкова В. Развивающие игры с пальчиками. М, Дом. XXI век, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 12 «Буратино» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный Образовательный проект для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет Подготовила: Мишина А.Н., воспитатель ЗВУКОВАЯ КУЛЬТРА РЕЧИ

Слайд 2

ПРОБЛЕМА: Отсутствие в воспитательно -образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты. К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни освещены недостаточно, в результате чего на практике занятия в первой младшей группе порою проводятся не регулярно, без всестороннего охвата всех задач данного раздела программы. Между тем третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

Слайд 4

Звуковая культура речи Речевое развитие Физическая культура Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Интеграция образовательных областей

Слайд 5

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Цель: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Слайд 6

Задачи: Овладение речью, как средством общения и культуры. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие речевого творчества. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря.

Слайд 7

Основные направления работы по развитию звуковой культуры речи детей: Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание ) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 8

Длительность проекта: Участники проекта: Возраст детей: долгосрочный (с 01.09.2014г. по 31.05.2015г.). Возраст детей: от 2 до 3-х лет. дети воспитатели группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет родители

Слайд 9

Распределение деятельности на этапы: Подготовительный этап: постановка цели и задач; изучение методической и художественной литературы по теме. Разработка проекта: подбор литературы по теме; составление плана деятельности; подбор пособий для работы с детьми; выбор форм работы с родителями; разработка конспектов нод , игр, игр-упражнений, рекомендаций для родителей и воспитателей. Реализация проекта: нод с детьми; игровая деятельность с детьми; интеграция с другими образовательными областями; составление памяток, рекомендаций для родителей и воспитателей. Итоговый этап: размещение образовательного проекта на сайте ДОУ для родителей воспитанников; представление результата проектной деятельности на заседании творческой группы по речевому развитию в ДОУ; итоговое мероприятие «Ладушки, ладушки…». .

Слайд 10

Принципы: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи. Принцип развития языкового чутья. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Принцип обогащения и мотивации речевой деятельности. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Слайд 11

Формы работы: нод : комплексные, тематические; традиционные ; совместная деятельность взрослых и детей ; индивидуальная нод : в нод , во время прогулки, в игровой деятельности ; игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно- отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры; праздники и развлечения ; совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники

Слайд 12

нод : комплексные, тематические; традиционные ; совместная деятельность взрослых и детей ; индивидуальная нод : в нод , во время прогулки, в игровой деятельности; игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно- отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры; праздники и развлечения ; совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники Формы работы:

Слайд 13

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опор без опоры на наглядный материал. Методы Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии ); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам ); использование ТСО; использование ИКТ Практические: дидактические игры; сюжетно- отобразительные игры; игры-драматизации; инсценировки; пластические этюды; хороводные игры; подвижные игры.

Слайд 14

Средства обучения: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр ; мультимедийные презентации; обучение звуковой культуре речи в нод ; нод по другим разделам программы.

Слайд 15

Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников: рекомендации; памятки; практические задания; индивидуальные консультации по использованию дидактических игр для развития звуковой культуры детей ; мастер-класс по использованию дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи ; родительские собрания.

Слайд 16

Предполагаемый результат: Создание в воспитательно -образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи. Развитие у детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Слайд 17

Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2008. Бахарева К.С. Игры по развитию речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. 2005. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М, «Просвещение», 1986. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М, «Просвещение», 1991. Черенкова В. Развивающие игры с пальчиками. М, Дом. XXI век, 2009. Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: звуки р, р’»

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.

quot;Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/...