Образовательный проект «Звуковая культура речи»
проект по развитию речи (младшая группа) по теме
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektzvuk.doc | 73 КБ |
proektzvuk.pptx | 867.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОТ 2 ДО 3-х ЛЕТ
«Звуковая культура речи»
Проблема:
Отсутствие в воспитательно-образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.
Актуальность проекта:
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни освещены недостаточно, в результате чего на практике занятия в первой младшей группе порою проводятся не регулярно, без всестороннего охвата всех задач данного раздела программы. Между тем третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития.
Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности), надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно...
Цель:
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. -
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи:
- Овладение речью, как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Основные направления работы по развитию звуковой культуры речи детей:
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.
- Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение звука в слове.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- творческое развитие», «Физическое развитие».
Длительность проекта: долгосрочный (с 01.09.2014г. по 31.05.2015г.).
Участники проекта:
- дети;
- родители;
- воспитатели группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет;
Возраст детей: от 2 до 3-х лет.
Распределение деятельности на этапы:
- Подготовительный этап:
- постановка цели и задач;
- изучение методической и художественной литературы по теме.
- Разработка проекта:
- подбор литературы по теме;
- составление плана деятельности;
- подбор пособий для работы с детьми;
- выбор форм работы с родителями;
- разработка конспектов нод, игр, игр-упражнений, рекомендаций для родителей и воспитателей.
- Реализация проекта:
- нод с детьми;
- игровая деятельность с детьми;
- интеграция с другими образовательными областями;
- составление памяток, рекомендаций для родителей и воспитателей.
- Итоговый этап:
- размещение образовательного проекта на сайте ДОУ для родителей воспитанников;
- представление результата проектной деятельности на заседании творческой группы по речевому развитию в ДОУ;
- итоговое мероприятие «Ладушки, ладушки…».
Принципы:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи.
- Принцип развития языкового чутья.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
- Принцип обогащения и мотивации речевой деятельности.
- Принцип обеспечения активной языковой практики.
Формы работы:
- нод: комплесные, тематические; традиционные;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- индивидуальная нод: в нод, во время прогулки, в игровой деятельности;
- игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры;
- праздники и развлечения;
- совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники.
Методы работы:
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
- использование ТСО;
- использование мультимедиа.
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- дидактические игры;
- сюжетно-отобразительные игры;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- пластические этюды;
- хороводные игры;
- подвижные игры.
Средства обучения:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- мультимедийные презентации;
- обучение звуковой культуре речи в нод;
- нод по другим разделам программы.
Формы взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников:
- рекомендации;
- памятки;
- практические задания;
- индивидуальные консультации по использованию дидактических игр для развития звуковой культуры детей;
- мастер-класс по использованию дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи;
- родительские собрания.
Предполагаемый результат:
- Создание в воспитательно-образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.
- Развитие у детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Список литературы:
- Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2008.
- Бахарева К.С. Игры по развитию речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2006
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. 2005.
- Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М, «Просвещение», 1986.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М, «Просвещение», 1991.
- Черенкова В. Развивающие игры с пальчиками. М, Дом. XXI век, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА: Отсутствие в воспитательно -образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты. К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни освещены недостаточно, в результате чего на практике занятия в первой младшей группе порою проводятся не регулярно, без всестороннего охвата всех задач данного раздела программы. Между тем третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в 2 года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Звуковая культура речи Речевое развитие Физическая культура Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Интеграция образовательных областей
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Цель: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи: Овладение речью, как средством общения и культуры. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Развитие речевого творчества. Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря.
Основные направления работы по развитию звуковой культуры речи детей: Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание ) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Длительность проекта: Участники проекта: Возраст детей: долгосрочный (с 01.09.2014г. по 31.05.2015г.). Возраст детей: от 2 до 3-х лет. дети воспитатели группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет родители
Распределение деятельности на этапы: Подготовительный этап: постановка цели и задач; изучение методической и художественной литературы по теме. Разработка проекта: подбор литературы по теме; составление плана деятельности; подбор пособий для работы с детьми; выбор форм работы с родителями; разработка конспектов нод , игр, игр-упражнений, рекомендаций для родителей и воспитателей. Реализация проекта: нод с детьми; игровая деятельность с детьми; интеграция с другими образовательными областями; составление памяток, рекомендаций для родителей и воспитателей. Итоговый этап: размещение образовательного проекта на сайте ДОУ для родителей воспитанников; представление результата проектной деятельности на заседании творческой группы по речевому развитию в ДОУ; итоговое мероприятие «Ладушки, ладушки…». .
Принципы: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи. Принцип развития языкового чутья. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Принцип обогащения и мотивации речевой деятельности. Принцип обеспечения активной языковой практики.
Формы работы: нод : комплексные, тематические; традиционные ; совместная деятельность взрослых и детей ; индивидуальная нод : в нод , во время прогулки, в игровой деятельности ; игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно- отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры; праздники и развлечения ; совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники
нод : комплексные, тематические; традиционные ; совместная деятельность взрослых и детей ; индивидуальная нод : в нод , во время прогулки, в игровой деятельности; игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно- отобразительные игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры, подвижные игры; праздники и развлечения ; совместная деятельность с семьей: дни открытых дверей, праздники Формы работы:
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опор без опоры на наглядный материал. Методы Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии ); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам ); использование ТСО; использование ИКТ Практические: дидактические игры; сюжетно- отобразительные игры; игры-драматизации; инсценировки; пластические этюды; хороводные игры; подвижные игры.
Средства обучения: общение взрослых и детей; культурная языковая среда; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр ; мультимедийные презентации; обучение звуковой культуре речи в нод ; нод по другим разделам программы.
Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников: рекомендации; памятки; практические задания; индивидуальные консультации по использованию дидактических игр для развития звуковой культуры детей ; мастер-класс по использованию дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи ; родительские собрания.
Предполагаемый результат: Создание в воспитательно -образовательной работе ДОУ системы преемственности между возрастными группами по развитию звуковой культуры речи. Развитие у детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2008. Бахарева К.С. Игры по развитию речи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. 2005. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М, «Просвещение», 1986. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М, «Просвещение», 1991. Черенкова В. Развивающие игры с пальчиками. М, Дом. XXI век, 2009. Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: звуки р, р’»
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Регламентированная образовательная деятельность Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Конспект занятия по развитию речи. Обучение дифференцированию звуков ц-ч....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.
quot;Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/...