Проект "Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Проект разработан для детей старшего возраста, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitanie_zvukovoi_kultury_rechi_v_dou.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!
Буду все время постоянно следить за тобой… Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путём я разучусь говорить неправильно.
К. Станиславский.
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К. Д. Ушинский.
Проект «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ»
Вид проекта: Среднесрочный, групповой, детско-родительский, для детей старшего возраста.
Актуальность темы:
Термин «Культура речи» относится к сфере языковедению. С позиции современного языковедения включает владениями нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Цель проекта: Развитие звуковой культуры речи с учётом требований, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.
Задачи проекта:
-обучение детей свободно владеть навыками и механизмами речи;
- быстро включаться в диалог;
- развитие оперативной памяти;
- обучение языковой правильности речи, соответствие литературной норме(произносительная, словоупотребление, в образовании и использовании грамматических и морфологических норм и правописании);
- развивать содержательность и логичность речи;
- формировать точность, ясность речи;
- совершенствовать выразительность речи (интонация, паузы, тон и тембр речи).
Предполагаемый результат:
Общий культурный уровень человека можно определить по выбору им средств интонаций и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то не имеет трудностей при восприятии и воспроизведении речи.
Работа над проектом:
Первый этап подготовительный.
- проведения мониторинга и выявления недостатков в звукопроизношении;
- подбор необходимых материалов: картотеки стихов, чистоговорок, загадок, скороговорок, потешки, игры на развитие общих речевых навыков;
- иллюстративный материал: картинки, художественная литература;
- игрушки и предметы.
Цель: составление перспективного плана на год вперёд.
На первом этапе был разработан план проекта, определилась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, воспитатели и родители.
Проведение беседы:
- правильное дыхание. Что такое звук? Речевые и не речевые звуки(звуки вокруг нас, звуки природы). Сказка о весёлом язычке. Гласные и согласные (сравнение).
Второй этап.
Цель: Познакомить детей с понятием «звук», развитие физиологического и фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза. Воспитание у детей интереса к правильному произношению звуков. Вовлечение родителей в непосредственно образовательный процесс работы над звуками.
Второй этап – это реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по 3-м направлениям: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители. С детьми проводились занятия по проекту и индивидуальная работа.
Работа над звуком начиналась с обследования речи, выявлении речевых недостатков. Составлялся перспективный план работы, отбирается необходимый материал: картотеки чистоговорок, стихов, загадок, потешек, скороговорок, игры на развитие общих речевых навыков. Также подготавливается иллюстративный материал, предметы, игрушки и художественная литература. Организуется работа, которая включает в себя: консультации для родителей, информационные стенд, на них вывешивались домашние задания на заданный звук. На родительских собраниях была поставлена цель проекта, актуальность темы, важность проводимой работы по воспитанию ЗКР у детей в ДОУ. Вся работа по проекту строилась в совместной деятельности с другими образовательными областями:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
- Звуки природы;
- Речевые и не речевые звуки (звуки вокруг нас);
- конструирование(домик для собачки, оригами)
Художественное творчество, музыка, физическая культура.
- Птицы, животные (домашние и дикие);
- Гуси-гуси-га-га-га, собачки(дети изображают в танце, песнях движения и звуки животных);
- Фонетическая зарядка, игры малой подвижности с использованием речи.
1.Мероприятия по реализации проекта:
- Досуг «Путешествие в страну знаний»
- Показ сказок: «Теремок», «Репка» (совместно с музыкальным руководителем);
2. Оснащение предметно-развивающей среды.
- изготовление картотек: игры на развитие фонематического слуха, задания на звуки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика; игры на дифференциацию звуков, гласные и согласные;
- подбор художественной литературы: «Кто сказал мяу», «Как я научился говорить букву (Р)», «Сказка о глупом мышонке» и.т.д.;
- подбор игрового материала: д.и. «Где спрятался звук», «Звуковое домино», «Гласные и согласные»;
- иллюстративный материал: домашние и дикие животные, времена года, перелётные и зимующие птицы, насекомые.
3. Работа с родителями.
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- Информационные стенды по ЗКР;
- Домашние задания, выучить: стихотворение, чистоговорки, арт. гимнастику, упражнение на заданный звук.
Литература:
- Аграмович З.Е. Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
- Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков» Изд. Каро. Спб. 2006.
- Лалаева Р.И. Серебрякова Н. В.»Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» Спб. Союз. 2004.
- Парамонова Л. Г. «Ваш ребёнок на пороге школы» Спб. Коро 2005.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»Спб. Коро. 2006.
- Пожиленко Е. А. 2Волшебный мир звуков» Москва. Владос. 2003.
- Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. «Звукарик» Екатеренбург. 2005.
- Успенский М. Б. Успенская Л. П. «Правильно, складно, красиво учимся говорить» Спб. Спец. Лит. 1997.
- Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать» Спб. Изд. «Акцидент» 1997.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва. «Просвещение» 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...