Проект "Звуковое Зазеркалье"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое восприятие.
Цель проекта: совершенствование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через реализацию мини-проектов
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoe_zazerkale.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Звуковое Зазекалье»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид: групповой
Срок реализации: среднесрочный.
Участники:
• учитель-логопед;
• дети старшего дошкольного возраста с ОНР
• родители воспитанников;
• воспитатели группы.
Актуальность проблемы:
Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в звуковом анализе и синтезе слов, что приводит в школе к ошибкам при письме и чтении.
Развитие фонетической стороны речи и обучение грамоте в дошкольной организации является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет детям скорректировать имеющиеся специфические ошибки.
Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое восприятие.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух (речевой слух) - это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.
Фонематическое восприятие - умственные действия по выделению звуков из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо.
По данным диагностики, проведённой в начале учебного года, у большинства детей предпосылки к освоению грамоте сформированы на низком уровне: дети испытывают трудности в определении наличия заданного звука (среди звуков, слогов, слов и в тексте, не могут назвать первый и последний звук, придумать слово на заданный звук.
Исходя из вышеуказанных проблем, считаю данную тему актуальной, и поэтому решила реализовать проект «Звуковое Зазеркалье», который позволит восполнить основные пробелы в развитии фонематических процессов.
Цель проекта: совершенствование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через реализацию мини-проектов
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Задачи:
В работе с детьми
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Формирование умение определять наличие конкретного звука в слове и его позицию (начало, середина, конец слова).
2. Дифференциация звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости.
3. Формирование умения давать характеристику речевым звукам и определять последовательность звуков в словах.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
2.Развивать внимание к звуковому составу слова.
3.Развивать связную речь.
4. Развивать память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать навыки сотрудничества
В работе с родителями:
1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
3. Вовлечение родителей в ход коррекционно-образовательного процесса.
В работе с воспитателями:
1.Формирование у воспитателей информационной готовности к коррекционной работе.
2. Помощь в организации полноценной речевой среды.
Предполагаемый результат:
• Умение слышать и различать звуки речи на слух.
• Умение определять количество и последовательность звуков в словах из 3-5 звуков.
• Умение определять позицию заданного звука в слове.
• Умение определять характеристику звуков.
• Создание альбома «Звукарик».
• Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, памятки, буклеты, дидактические игры и пособия).
• Пополнение РППС группы играми на развитие фонематического слуха и восприятия в логоцентре.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Подготовительный этап
- Подбор методического материала по заявленной теме.
- Обсуждение с воспитателями предстоящей работы.
- Насыщение предметно - пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием.
Основной этап
Целевая аудитория: родители
Методы и формы работы:
1) Индивидуальные и подгрупповые консультации, разработка буклетов и памяток:
- «Волшебный мир звуков»,
- «Игры и упражнения для развития фонематических процессов в домашних условиях»,
- «Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза в домашних условиях».
2) Разработка и проведение тренинга «Первые шаги к грамоте».
3) Помощь детям в оформление страничек для альбома «Звукарик»
Ответственный: учитель-логопед
Целевая аудитория: воспитатели
Методы и формы работы:
1) Разработка консультаций «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Виды работ»; «Звуковой анализ и синтез слов. Понятие звук. Виды работ».
Ответственный: учитель-логопед
Целевая аудитория: дети
Методы и формы работы:
1) Познавательные беседы с детьми.
2) Проведение игр и упражнений на развитие фонематических процессов:
«Поймай звук», «Подними флажок», «Назови первый (последний) звук в слове», «Где спрятался звук?», «Найди слова с заданным звуком», «Живые звуки» и др. (в индивидуальной работе)
3) Разработка и изготовление мультимедийных дидактических игр и пособий «Звуковые домики», «Весёлый поезд».
Ответственный: учитель-логопед
5) Выполнение мини-проектов по изученным звукам в домашних условиях
Ответственный: Учитель-логопед, родители
6) Вечера презентаций (презентация детьми странички об изученных на занятии звуках для альбома «Звукарик»)
Ответственный: учитель-логопед
Заключительный этап
- Викторина «Игры со звуками».
Ответственный: учитель-логопед, воспитатели
- Оформление альбома «Звукарик».
Ответственный: учитель-логопед
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"
Консультация для родителей знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....
Ребенок из Зазеркалья.
Левшество как норма развития. Причины и следствия леворукости, помощь родителям, педагогам в работе с леворуким ребенком....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Алиса в Зазеркалье»
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста«Алиса в Зазеркалье»(Знакомство со звуками и буквами Л – Р)...
Путешествие в Зазеркалье
Познавателбно-исследователльская деятельность с детми старшей группы....
Путешествие в страну Зазеркалье.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Зазеркалье" (подготовительная группа)
Программное содержание: Образовательная область «Познание» 1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; 2. Развивать умение наблюдать, анализи...
Выпуск в школу "Путешествие в Зазеркалье"
Праздник для детей подготовительной группы....