Проект "Звуковое Зазеркалье"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Алена Юрьевна Хаймина

 

Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое восприятие.

 

Цель проекта: совершенствование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через реализацию мини-проектов

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

 

Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoe_zazerkale.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Александр\Desktop\zvukovichki_risunok.jpgC:\Users\Александр\Desktop\zvukovichki_risunok.jpg

Проект

«Звуковое Зазекалье»

C:\Users\Александр\Desktop\zvukovichki_risunok.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\zvukovichki_risunok.jpg

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид: групповой

Срок реализации: среднесрочный.

Участники:

• учитель-логопед;

• дети старшего дошкольного возраста с ОНР

• родители воспитанников;

• воспитатели группы.

Актуальность проблемы:

Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в звуковом анализе и синтезе слов, что приводит в школе к ошибкам при письме и чтении.

Развитие фонетической стороны речи и обучение грамоте в дошкольной организации является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет детям скорректировать имеющиеся специфические ошибки.

Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, а для этого у него в достаточной степени должен быть развит фонематический слух и фонематическое восприятие.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух (речевой слух) - это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

Фонематическое восприятие -  умственные действия по выделению звуков из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо.

По данным диагностики, проведённой в начале учебного года, у большинства детей предпосылки к освоению грамоте сформированы на низком уровне: дети испытывают трудности в определении наличия заданного звука (среди звуков, слогов, слов и в тексте, не могут назвать первый и последний звук, придумать слово на заданный звук.

Исходя из вышеуказанных проблем, считаю данную тему актуальной, и поэтому решила реализовать проект «Звуковое Зазеркалье», который позволит восполнить основные пробелы в развитии фонематических процессов.

Цель проекта: совершенствование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через реализацию мини-проектов

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Проект направлен на взаимодействие всех сторон образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Задачи:

В работе с детьми

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формирование умение определять наличие конкретного звука в слове и его позицию (начало, середина, конец слова).

2. Дифференциация звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

3. Формирование умения давать характеристику речевым звукам и определять последовательность звуков в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

2.Развивать  внимание к звуковому составу слова.

3.Развивать связную речь.

4. Развивать память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать навыки сотрудничества

В работе с родителями:

1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

3. Вовлечение родителей в ход коррекционно-образовательного процесса.

В работе с воспитателями:

1.Формирование у воспитателей информационной готовности к коррекционной работе.

2. Помощь в организации полноценной речевой среды.

Предполагаемый результат:

• Умение слышать и различать звуки речи на слух.

• Умение определять количество и последовательность звуков в словах из 3-5 звуков.

• Умение определять позицию заданного звука в слове.

• Умение определять характеристику звуков.

• Создание альбома «Звукарик».

• Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития ребёнка.

• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (консультативный материал, памятки, буклеты, дидактические игры и пособия).

• Пополнение РППС группы играми на развитие фонематического слуха и восприятия в логоцентре.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Подготовительный этап

  • Подбор методического материала по заявленной теме.
  • Обсуждение с воспитателями предстоящей работы.
  • Насыщение предметно - пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием.

Основной этап

Целевая аудитория: родители

Методы и формы работы:

1) Индивидуальные и подгрупповые консультации, разработка буклетов и памяток:

- «Волшебный мир звуков»,

- «Игры и упражнения для развития фонематических процессов в домашних условиях»,

- «Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза в домашних условиях».

2) Разработка и проведение тренинга «Первые шаги к грамоте».

3) Помощь детям в  оформление страничек для альбома «Звукарик»

Ответственный: учитель-логопед

Целевая аудитория: воспитатели

Методы и формы работы:

1) Разработка консультаций «Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Виды работ»; «Звуковой анализ и синтез слов. Понятие звук. Виды работ».

Ответственный: учитель-логопед

Целевая аудитория: дети

Методы и формы работы:

1) Познавательные беседы с детьми.

2) Проведение игр и упражнений на развитие фонематических процессов:

«Поймай звук», «Подними флажок», «Назови первый (последний) звук в слове», «Где спрятался звук?», «Найди слова с заданным звуком», «Живые звуки» и др. (в индивидуальной работе)

3) Разработка и изготовление мультимедийных дидактических игр и пособий «Звуковые домики», «Весёлый поезд».

Ответственный: учитель-логопед

5) Выполнение мини-проектов по изученным звукам в домашних условиях

Ответственный: Учитель-логопед, родители

6) Вечера презентаций (презентация детьми странички об изученных на занятии звуках для альбома «Звукарик»)

Ответственный: учитель-логопед

Заключительный этап

  • Викторина «Игры со звуками».

Ответственный: учитель-логопед, воспитатели

  • Оформление альбома «Звукарик».

Ответственный: учитель-логопед

  • Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

Ребенок из Зазеркалья.

Левшество как норма развития. Причины и следствия леворукости,  помощь родителям, педагогам в работе с леворуким ребенком....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Алиса в Зазеркалье»

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста«Алиса в Зазеркалье»(Знакомство со звуками и буквами Л – Р)...

Путешествие в Зазеркалье

Познавателбно-исследователльская деятельность с детми старшей группы....

Путешествие в страну Зазеркалье.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Зазеркалье" (подготовительная группа)

Программное содержание: Образовательная область «Познание» 1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; 2. Развивать умение наблюдать, анализи...

Выпуск в школу "Путешествие в Зазеркалье"

Праздник для детей подготовительной группы....