Логопедическая «Репка» (об автоматизации звуков Р и РЬ в связной речи)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Васильцова Ирина Александровна

КОНСПЕКТ

 логопедического занятия.

Тема: Логопедическая «Репка»

(об автоматизации звуков Р и РЬ в связной речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия274.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 села Иглино» муниципального района

 Иглинский район РБ

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия.

Тема: Логопедическая «Репка»

(об автоматизации звуков Р и РЬ в связной речи)

Подготовила: учитель-логопед

Васильцова И.А.

    Вспоминая известную с младенчества русскую народную сказку, рассказываем ее «по-новому»,  «по-логопедически». В каждое слово сказки включаем звуки р и рь, выделяем слова, в которых этих звуков нет. Затем пробуем заменить их на «похожее» слово с данными звуками, т.е. подбираем синоним. И после всех замен составляем новое предложение для сказки. Если с подбором синонимов не получается, пробуем изменить предложение так, чтобы смысл оставался прежним и условия игры были соблюдены.

Помимо работы по автоматизации звуков р и рь решаем еще несколько коррекционных задач:

  • активизация словаря ребенка, уточнение и пополнение его новыми словами;
  • закрепление правил построения предложений;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания, мышления, памяти и воображения;
  • приобщение к устному народному творчеству.

Оборудование:  магнитные персонажи сказки «репка», магнитная доска-мольберт.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Ребята! Отгадайте загадки:

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

В грядочке сидела крепко
В русской сказке чудо-…(Репка)

— Молодцы, ребята, правильно угадали и эта загадка про «репку».


2.Основная часть.
-Сегодня мы с вами расскажем сказку «Репка» по-новому , по-логопедически».  В этой сказке очень часто будут встречаться звуки
р и рь.

Какие это звуки? (согласные, звонкие)

Чем отличаются?

Звук р-согласный, твердый, дрожащий.

Звук рь- согласный, мягкий, дрожащий.

Артикуляция звуков. 

Правильная артикуляция звука Р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного); http://www.logoped.ru/images/prof-r.gif
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

(звук р - язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит;

звук рь - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи;)

 

Молодцы, ребята.

 Послушайте, как звучит слово: РРРЕПКА. Какой вы слышите звук?

«Репка»

Зарыл старик в огороде зернышко

Выросла репка огромная

Пришел старик в огород репку дергать

Дергал-дергал – не выдергивается

-Крикнул старик на работу старуху

Старуха за старика, старик за репку.

Дергали-дергали – не выдергивается

-Крикнула старуха дочурку

Дочурка за старуху, старуха за старика, старик за репку.

Дергали-дергали – не выдергивается

-Призвала дочурка Шарика

Шарик за дочурку, дочурка за старуху, старуха за старика, старик за репку.

Дергали-дергали – не выдергивается.

-Прорычал Шарик Мурке

Мурка за Шарика, Шарик за дочурку, дочурка за старуху, старуха за старика, старик за репку.

Дергали-дергали – не выдергивается.

-Промурлыкала Мурка мышке-норушке

Мышка-норушка за Мурку, Мурка за Шарика, Шарик за дочурку, дочурка за старуху, старуха за старика, старик за репку.

Дергали-дергали репку и выдернули.

C:\Users\Иришка\Desktop\P1170888.JPG

3. «Сложи картинку»

-Выложи  из счетных палочек картинку «репки»

4. «Веселый поезд»

- помоги героем сказки добраться домой на веселом поезде. Рассадите пассажиров так, чтобы количество слогов в их названии совпадало с количеством окошечек на каждом вагончике.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Р" в предложениях и связной речи.

Презентация -занятие по звукопроизношению в подготовительной группе ДОУ....

Конспект НОД по автоматизации звука «Р» в словах и связной речи у детей с дизартрией. "Мы идем сегодня в цирк"

Конспект НОД составлен для работы с детьми с нарушением речи. Материал будет полезен для логопедов и воспитателей логопедических групп....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука «С» во фразах и связной речи».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" во фразах и связной речи, материал для развития тонкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, слуховой памяти, связной ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л'] в словах исвязной речи с применением заданий на развитие межполушарного взаимодействия....

«Применение электронных методических пособий по автоматизации звуков в слогах, словах и связной речи в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

      С целью повышения качества коррекционного процесса для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях мною...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...