Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с дизартрией.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Минченко Наталья Владимировна

Индивидуальное занятие для ребенка со спастической псевдобульбарной дизартрией на автоматизацию звука Ш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Вид: фонетическое.

Тип: индивидуальное.

Продолжительность: 15 минут.

Занятие рассчитано на ребенка шести лет, имеющего спастическую форму псевдобульбарной дизартрии.

Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
  • Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
  • Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
  • Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  • Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
  • Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
  • Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.

Воспитательные:

• воспитывать навыки самоконтроля;

• воспитывать активность и внимательность на занятии;

• воспитывать потребность в речевом общении.

Предполагаемый результат:

Ребенок научиться правильно произносить звук [ш] в словах.

Ресурсы: игрушка-мышонок, игрушка – Мышь, воздушный шарик,

зеркало, предметные картинки со звуком «Ш».

Ход занятия

Организация деятельности.

Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок «Миша». Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?

Ребенок: Звук [Ш]

Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Ребенок: Со звуком [Ш]

Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш], а поможет нам в этом мышонок «Миша». Только cначала немного разомнем наш язычок и губки.

Основная часть.

Логопед: А мышонок вместе с тобой разомнется.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.

«Лягушка-хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Логопед: А теперь давай покажем мышонку фокусы с шариком. Какой мы слышим звук в слове?

Ребенок: В слове «шарик» слышим звук [ш].

Логопед: Держи шарик перед губами.

Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)

Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ш]

Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно  работают губы и язычок, когда произносишь этот звук.  Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш.

Ребенок произносит.

Логопед: Что губы делают?

Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Логопед: Что язычок делает?

Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Логопед: Есть ли голосок?

Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.

Логопед: Молодец! Все верно!

Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]

Логопед: Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку.

Игра «Змейка».

Логопед: Посмотри, вот где он шел.

Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел мышонок.

Логопед: Посмотри по той дорожке шел мышонок. Помоги мышонку убежать от змейки.  Димочка вставай на тропинку, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?

Ребенок проходит по тропинке туда-обратно и шипит.

Игра «Надуй колеса»

Логопед: Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо. Как выходит воздух из колеса?

Ребенок:: ШШ. шш.

Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Почему мышонок к нам хотел приехать не на автобусе, а именно на ма – ш – ш –шине?

Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ш]

Логопед: Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Мышонок будет говорить слоги, а ты их повторяешь.

Мышонок проговаривает слоги, а ребенок повторяет.

Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.

Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость

  • Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке.

Потому что до темна.

В норке прячется она. (мама Мышь)

Логопед: про кого была загадка?

Ребенок: Про маму Мышь.

Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.

  • Твой хвостик я в руке держал.

          Ты полетел, я побежал.

Логопед: Что это такое?

Ребенок отвечает. (шарик)

Логопед: Чем мышонок похож на шарик?

Ребенок: У мышки также как и у шарика есть хвостик.

Логопед: Да, ты прав. Посмотри, как похожи хвостики у шарика и мышки.

Сравниваем хвостик мышки и шарика.

Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.

Ребенок и логопед подходят к окошку.

Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.

Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.

Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш».

Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».

Логопед: И последнюю загадку мышонку подсказал ветерок, послушай.

  • Если мы растём на ели,

         Мы на месте, мы при деле.

         А на лбу у ребятишек

        Никому не нужно.

Ребенок отгадывает (шишек)

Логопед: Если мышонок нашел шишку, что он с ней будет делать?

Ребенок: Мышка будет грызть шишку.

Логопед: Мышонок взял шишку и отнес к себе в норку. А в норке его ждала мама Мышь. Давай, посмотрим, что было в норке у мышонка.

Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.

Логопед: У мамы Мыши есть шляпа, а у мышонка?

Ребенок: Шляпка.

Логопед: Маме Мышке и шуба пригодится, а мышонку «Мише»?

Ребенок: Шубка.

Логопед: У мамы Мыши есть шкаф, а у мышонка?

Ребенок: шкафчик.

Логопед: маме Мышке пригодится шарф, а мышонку?

Ребенок: Шарфик.

Логопед: Посмотри с чем к нам пришел мышонок «Миша»?

Ребенок: С рюкзачком.

Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)

Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.

Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.

Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа

Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].

Игра «Закончи предложение»

Логопед: Мышонок на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова МЫШОНОК. Давай закончим предложение словом мышонок.

Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.

Под шкафом шуршит (кто?) ……………………..…МЫШОНОК.

Чуткие ушки у (кого?) …………………………………МЫШОНКА.

Пушистая кошка подкралась к (кому?) …………..МЫШОНКУ.

Не поймать кошке (кого?) …………………………..МЫШОНКА

Мы наблюдаем за (кем?) …………………………МЫШОНКОМ.

Заключительная часть занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: Звук [Ш]

Логопед: Как ты думаешь, у нас в гостях мышонку понравилось?

Ребенок отвечает.

Логопед: А тебе понравилось с мышонком играть?

Ребенок отвечает.

Логопед: Почему?

Логопед: Мышонку очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком среднего дошкольного возраста

Индивидуальное занятие с ребенком среднего дошкольного возраста            с логопедическим заключением: дефекты произношения,             ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии

Конспект индивидуального логопедического  занятия  с  ребенком  среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР  III уровня, стертая форма дизартрии...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития (10 минут)

Конспект логопедического занятия, которое проводилось в старшей группе детей с ЗПР коррекционного детского сада....

Конспект индивидуального логопедического занятия для ученика с дизартрией

Лексическая тема: «Игрушки»Цель:расширение и активизация словаря.Задачи: - образовывать множественное число существительных;- учить образовывать существительные с уменьшительно-...