Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с дизартрией.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Индивидуальное занятие для ребенка со спастической псевдобульбарной дизартрией на автоматизацию звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное логопедическое занятие. | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 15 минут.
Занятие рассчитано на ребенка шести лет, имеющего спастическую форму псевдобульбарной дизартрии.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш]
- Закрепить умение произносить звук [ш] изолированно, в слогах, словах.
- Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ш] изолированно, в слогах, словах.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
- Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
- Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
- Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля;
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Предполагаемый результат:
Ребенок научиться правильно произносить звук [ш] в словах.
Ресурсы: игрушка-мышонок, игрушка – Мышь, воздушный шарик,
зеркало, предметные картинки со звуком «Ш».
Ход занятия
Организация деятельности.
Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок «Миша». Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок: Со звуком [Ш]
Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ш], а поможет нам в этом мышонок «Миша». Только cначала немного разомнем наш язычок и губки.
Основная часть.
Логопед: А мышонок вместе с тобой разомнется.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Логопед: А теперь давай покажем мышонку фокусы с шариком. Какой мы слышим звук в слове?
Ребенок: В слове «шарик» слышим звук [ш].
Логопед: Держи шарик перед губами.
Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)
Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ш]
Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш.
Ребенок произносит.
Логопед: Что губы делают?
Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Логопед: Что язычок делает?
Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Логопед: Есть ли голосок?
Ребенок: Голос (горлышко) “молчит”.
Логопед: Молодец! Все верно!
Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ш]
Логопед: Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку.
Игра «Змейка».
Логопед: Посмотри, вот где он шел.
Логопед показывает ребенку дорожку, по которой шел мышонок.
Логопед: Посмотри по той дорожке шел мышонок. Помоги мышонку убежать от змейки. Димочка вставай на тропинку, пройдем по ней и пошипим на змею. Давай вспомним, как шипит змея?
Ребенок проходит по тропинке туда-обратно и шипит.
Игра «Надуй колеса»
Логопед: Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо. Как выходит воздух из колеса?
Ребенок:: ШШ. шш.
Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Почему мышонок к нам хотел приехать не на автобусе, а именно на ма – ш – ш –шине?
Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ш]
Логопед: Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Мышонок будет говорить слоги, а ты их повторяешь.
Мышонок проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.
Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна.
В норке прячется она. (мама Мышь)
Логопед: про кого была загадка?
Ребенок: Про маму Мышь.
Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.
- Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал.
Логопед: Что это такое?
Ребенок отвечает. (шарик)
Логопед: Чем мышонок похож на шарик?
Ребенок: У мышки также как и у шарика есть хвостик.
Логопед: Да, ты прав. Посмотри, как похожи хвостики у шарика и мышки.
Сравниваем хвостик мышки и шарика.
Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветерок.
Ребенок и логопед подходят к окошку.
Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.
Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.
Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются. Длительно произносим звук «Ш».
Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ш».
Логопед: И последнюю загадку мышонку подсказал ветерок, послушай.
- Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно.
Ребенок отгадывает (шишек)
Логопед: Если мышонок нашел шишку, что он с ней будет делать?
Ребенок: Мышка будет грызть шишку.
Логопед: Мышонок взял шишку и отнес к себе в норку. А в норке его ждала мама Мышь. Давай, посмотрим, что было в норке у мышонка.
Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.
Логопед: У мамы Мыши есть шляпа, а у мышонка?
Ребенок: Шляпка.
Логопед: Маме Мышке и шуба пригодится, а мышонку «Мише»?
Ребенок: Шубка.
Логопед: У мамы Мыши есть шкаф, а у мышонка?
Ребенок: шкафчик.
Логопед: маме Мышке пригодится шарф, а мышонку?
Ребенок: Шарфик.
Логопед: Посмотри с чем к нам пришел мышонок «Миша»?
Ребенок: С рюкзачком.
Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим, и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)
Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.
Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш» и сложить к нему в рюкзачок.
Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа
Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ш].
Игра «Закончи предложение»
Логопед: Мышонок на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова МЫШОНОК. Давай закончим предложение словом мышонок.
Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.
Под шкафом шуршит (кто?) ……………………..…МЫШОНОК.
Чуткие ушки у (кого?) …………………………………МЫШОНКА.
Пушистая кошка подкралась к (кому?) …………..МЫШОНКУ.
Не поймать кошке (кого?) …………………………..МЫШОНКА
Мы наблюдаем за (кем?) …………………………МЫШОНКОМ.
Заключительная часть занятия.
Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Звук [Ш]
Логопед: Как ты думаешь, у нас в гостях мышонку понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед: А тебе понравилось с мышонком играть?
Ребенок отвечает.
Логопед: Почему?
Логопед: Мышонку очень понравилось, как ты занимался, и он дарит тебе воздушный шарик!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком среднего дошкольного возраста
Индивидуальное занятие с ребенком среднего дошкольного возраста с логопедическим заключением: дефекты произношения, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: - автоматизация звука [л] в слогах и словах-...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития (10 минут)
Конспект логопедического занятия, которое проводилось в старшей группе детей с ЗПР коррекционного детского сада....
Конспект индивидуального логопедического занятия для ученика с дизартрией
Лексическая тема: «Игрушки»Цель:расширение и активизация словаря.Задачи: - образовывать множественное число существительных;- учить образовывать существительные с уменьшительно-...