Диагностический альбом по исследованию процессов восприятия
тест по логопедии на тему

Репина Юлия Анатольевна

Подбор диагностик по зрительному, слуховому, тактильному восприятиям.

Краткое описание что такое зрительное, слуховое, тактильное восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_albom.docx740.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ

ВОСПРИЯТИЯ

Зрительное восприятие

Е. А. Стребелева

1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату. 

1 балл — с шариками ребенок действует неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослыми либо вообще не реагирует на игрушки.

2 б а л л а — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается.

3 б а л л а — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 б а л л а — ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым успешно ловит и катит шарик.

2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

 

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку». После обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 б а л л а — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание; выпол-инет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (кладет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 б а л л а — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 б а л л а — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 б а л л а — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 б а л л а — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Наглядный материал.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).

2 б а л л а — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 б а л л а — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 б а л л а — ребенок сличает цвета; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).

2 б а л л а — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.

3 б а л л а — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 б а л л а — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение: перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.

2 б а л л а — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3 б а л л а — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 б а л л а — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым (не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них

характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ТАКТИЛЬНЫЕ И СОМАТОГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРИКОСНОВЕНИЯ

И.: "Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся".
Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

И.: "Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)". Далее как в пункте а).(Экспериментатор прикасается только к рукам.)

ПРОБА        ТОЙБЕРА.
      Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка(например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

ПРОБА ФЕРСТЕРА.


И.: "Что я нарисовал (написал) у тебя на руке?" Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.
      Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

ПРОЕКЦИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРИКОСНОВЕНИЯ. 
И.: "Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"" (См. Рисунок). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека.

http://iemcko.ru/images/43060.jpg

ПРОБА        СЕГЕНА. 
      Широко известный тест "Доска Сегена" используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа:
1 -свободный режим выполнения теста;
2 -ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 
3 -левая рука "опознает" фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая вкладывает фигурку в гнездо;
4 -обратный этапу 3: правая рука манипулирует с фигурками, левая - с гнездами        на        доске.
      Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. 
Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Восприятие предметных, реалистических изображений.
Перед ребенком по очереди открываются Картинки.

И.: "Что здесь нарисовано?"

Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия. 
Далее открывается рисунок к методике, и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментатором два, потом три изображения. (Мной представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется 1 вариант картинки)

Вариант 1.

http://iemcko.ru/images/43012.jpg

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43014.jpg

Вариант 3.

http://iemcko.ru/images/43015.jpg

Перечеркнутые изображения

И.: "Что здесь нарисовано?"

http://iemcko.ru/images/43013.jpg

Фигуры Поппельрейтера

(наложенные        изображения)

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43017.jpg

Незавершенные изображения


      И.: "Что здесь нарисовано?"

http://iemcko.ru/images/43018.jpg

Химерные изображения


"Что        здесь        нарисовано?"
Если ребенок не сразу замечает "подвох", следует задать вопрос: "Это все? Все        нарисовано        правильно?"
Вариант 1.

http://iemcko.ru/images/43019.jpg

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43020.jpg

ЛИЦЕВОЙ ГНОЗИС


Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.
И.: "Кто здесь изображен?" После перечисления экспериментатор задает более трудные вопросы: "Чем отличаются (показывает) эти люди?"; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе        и        т.д.

http://iemcko.ru/images/43022.jpg

      Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок, на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГНОЗИС


И.: "Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?"; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: "Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?" и т.д.

Вариант 1.

http://iemcko.ru/images/43023.jpg

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43025.jpg

Цветовой гнозис.

И: "Какой это цвет?" "Напиши красным (желтым, синим) карандашом".

Сюжетные картинки "Окно", "Лето", "Прорубь"

, Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Вариант 1.

http://iemcko.ru/images/43026.jpg

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43027.jpg

Вариант 3.

http://iemcko.ru/images/43028.jpg

Серийные картинки - по Н. Радлову и X. Бидструпу.
И.: "Что        здесь        случилось?" 

Вариант 1.

http://iemcko.ru/images/43036.jpg

Вариант 2.

http://iemcko.ru/images/43032.jpg

СЛУХОВОЙ ГНОЗИС

При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

Восприятие        ритмов. 
И.: "Сколько раз я стучу?" (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.)
И.: "По сколько ударов я делаю?" (по 2, по 3 удара). 
И.: "Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?"

Воспроизведение        ритмов. 
И.: "Постучи,        как        я". 
Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

«АЛЬБОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ»

В  процессе своей работы, столкнувшись при обследовании фонематического слуха и фонематического восприятия со сложностью подбора дидактического материала, а также с  необходимостью дифференц...

диагностический инструментарий для исследования уровня развития дошкольников

Диагностический инструментарийдля исследования уровня развития дошкольников РазделпрограммыИсследуе-мая функцияАвтор, методика, заданиеНаправленностьПсихофизиологическая сфераТонкая моторикаАссим...

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников...

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников...