Система диагностических заданий для исследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
методическая разработка по логопедии на тему
Коррекционная логопедическая работа воспитателя и логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_diagnosticheskikh_zadaniy_po_logopedii.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система диагностических заданий для исследования
состояния речи детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня
I. Исследование состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1.Исследование умения производить четкие движения губами.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку повторить за ним определённые движения губ: сомкнуть, оскалить, вытянуть губы «трубочкой», растянуть их в «улыбку», повторить 7-9 раз.
Задание 2. Исследование умения производить четкие движения языком.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку повторить за ним определённые движения: вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево, распластать его на нижней губе, сделать тонким, как иголочка. Каждую пару движений ребенок должен выполнить 7-9 раз.
Задание 3. Исследование мышц щек.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку повторить за ним определённые движения щеками: надуть их и удержать 3 секунды («толстый»), втянуть их («худой»), сделать попеременно первое и второе движение 7-9 раз; надуть одну щеку, потом другую, повторить 5-7 раз.
II. Исследование состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1. Исследование умения произносить звуки изолированно.
Инструкция. Логопед предлагает ребёнку несколько раз повторить за ним звуковой ряд.
- гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э];
- согласные свистящие, шипящие, аффрикаты: [с, с', з, з', ц, ш, ч', щ', ж];
- глухие и звонкие парные согласные звуки: [п-б, т-д, к-г, ф-в];
- твердые и мягкие парные согласные звуки: [п, п', б, б', т, т', д, д', к, к', г, г', ф, ф', в, в', м, м', н, н', х, х'];
- сонорные согласные звуки [р, р', л, л'] и [й'].
Задание 2. Исследование умения правильно произносить звуки в слогах с оппозиционными звуками.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку повторить слоги, состоящие из звуков [с] и [ш]: са-ша, ша-са, са-ша-са, ша-са-ша.
Задание 3. Исследование произношения звуков в словах.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку рассмотреть набор картинок с изображением предметов, в названии которых встречаются проверяемые звуки, и назвать, что на них изображено.
Картинки: [c] – собака, колесо, сосна, [с'] – сети, месяц, рысь, [з] – зонт, змея, коза, [з'] – козел, зеркало, зима, [ц] – цыпленок, курица, заяц, [ш] – шалаш, мышь, кошка, [ж] жираф, ёжик, моржи, [щ'] – щетка, лещ, пещера, [ч'] – чайник, туча, меч, [л] – луна, плод, пол, [л'] – лимон, клей, руль, [р] – рука, топор, труба, [р'] – репа, гиря, дверь.
Задание 4. Исследование умения произносить звуки в тексте.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку повторить за ним стихотворение:
У лисы грибов лукошко, можно мишке дать немножко.
Только мишка любит мёд и грибов он не берёт.
Ну, а зайкина любовь – это сладкая морковь.
Ну, а ёжик рад грибам, он в лесу их ищет сам.
III. Исследование состояния фонематического восприятия.
Задание 1. Исследование умения выделять звук среди других звуков и слогов.
Инструкция. Логопед просит ребёнка поднять руку, если он услышит звук [с] среди других произнесенных звуков и слогов: [ с. з, ш, са, ша, за, су, зу, шу].
Задание 2. Исследование умения запоминать слоговые ряды, состоящие из 3 элементов.
Инструкция. Логопед называет слоговой ряд и предлагает ребёнку его повторить: ма-ми-му; ка-ва-та, па-ба-ма, ти-ту-то; со-шо-жо; га-ка-га.
Задание 3. Исследование умения повторять слова с оппозиционными звуками.
Инструкция. Логопед произносит два слова и предлагает ребёнку их повторить: зайка – сайка, миска – мишка, шар – жар, ложки – рожки, чайка – сайка, рад – ряд, том – дом, лук – люк, сок – цок.
Задание 4. Исследование умения называть первый звук в словах.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и просит определить первый звук в названии изображенных предметов: утка, рыба, пещера, туча, цветок.
Задание 5. Исследование умения называть последний звук в словах.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинки и просит определить последний звук в названии изображенных предметов: кот, нос, камыш, жук, плот, мышь
Задание 6. Исследование умения составлять слово из звуков.
Инструкция. Логопед называет несколько звуков и предлагает ребенку составит из них слова: [к, о, т], [н. о, с], [с, т, о, л], [у, г, л], [о, д, м], [р, п, а].
IV. Исследование сформированности грамматической категории падежа имен существительных:
Задание 1.Исследование умения употреблять слово в нужном падеже.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку закончить его предложение:
У меня карандаш, ручка (повторить). У меня нет …Я протягиваю руку к …Я беру в руки …Я рисую домик …Я мечтаю о красном …
Задание 2. Исследование умения употреблять слово в родительном падеже единственного и множественного числа.
Инструкция. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, чтобы ребенок назвал их. Затем убирает картинку и предлагает ребенку закончить цепочку слов по образцу:
Шар – шара – шаров; мяч …; плащ …; дверь …;рак …, корова... .
Задание 3.Исследование умения образовывать форму родительного падежа множественного числа.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку картинки с предметами (предмет называется в именительном падеже единственного числа) и просит ответить на вопрос: «Это одна яблоня, а в саду много чего? (яблонь)»: собака, насос, гусь, замок, корзина.
Задание 4. Исследование умения употреблять слово в дательном и винительном падеже единственного числа.
Инструкция. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки (Даша пригласила в гости козу, петуха, зайца, ежа, пчелу и собаку и приготовила для каждого угощение) и просит рассказать, как девочка угощала гостей.
Кому она дала косточку, кому - цветок и т.д.? Но гости остались недовольны. Наверное, Даша что-то перепутала. Что надо дать петушку, ежу, зайцу, козе, пчеле и собаке?
Задание 5. Исследование умения употреблять слово в творительном падеже единственного числа.
Инструкция. Все звери были заняты своими делами, но волшебный ветер унес и смешал все предметы, необходимые им. Логопед предлагает рассмотреть ребенку картинки и помочь зверям найти свои орудия труда.
Чем белочка будет подметать пол? Чем мишка будет рубить дрова? Чем кошка будет мыть пол? Чем лягушка будет резать хлеб? Чем тигр будет есть суп?
V. Исследование сформированности грамматической категории числа имен существительных:
Задание 1.Исследование навыка преобразования множественного числа имен существительных от единственного числа.
Инструкция. Логопед показывает картинки, на которых изображены один или несколько предметов и предлагает ребенку назвать их:
Кубик — кубики, собака ..., мяч ..., машина..., кукла... .
Задание 2.Исследование навыка преобразования единственного числа имен существительных от множественного числа.
Инструкция. Логопед показывает картинки, на которых изображены один или несколько предметов и предлагает ребенку назвать их:
Деревья – дерево, птицы ..., дома ..., платье ..., кошки ... .
VI. Исследование сформированности грамматической категории рода имен существительных.
Задание 1.Исследование умения разделять имена существительные по родовому признаку.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку картинки с изображением предметов и просит разделить их при помощи притяжательных местоимений мой, моя, моё: кот, нога, петух, муха, окно.
Задание 2. .Исследование умения разделять имена существительные по родовому признаку.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку внимательно осмотреть кабинет и назвать предметы, о которых можно сказать:
«Моё ...(окно)». «Мой …(стол)». «Моя …(ручка)».
VII.Исследование владения навыком построения и оформления предложений.
Задание 1.Исследование умения составлять предложения по опорным словам.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку три предметных карточки и просит составить по ним предложение, дополнив его нужными словами:
- забор, мальчик;
- дерево, яблоко, заяц;
- девочка, скамейка, собака;
- крот, нора, трава.
Задание 2.Исследование умения составлять сложноподчиненное предложение, используя союз или союзное слово.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку две картинки, соединенных одним сюжетом и просит составить предложение, используя их и слово: потому что, так как, хотя, если, когда.
Задание 3.Исследование умения составлять предложение из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку попробовать составить предложение из услышанных слов:
1)мальчик открывать дверь;
2)сидеть, синичка, на, ветка;
3)груша, бабушка, внучка, давать;
4)Витя, косить, трава, кролики, для;
5)Петя, купить, шар, красный, мама.
VIII.Исследование владения навыком согласования слов.
Задание 1.Исследование владения навыком согласования имен прилагательных с именами существительными.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку подобрать слово-признак к предмету, нарисованному на картинке: мяч, лев, кружка, колесо, ведро.
Задание 2.Исследование владения навыком согласования имен числительных с именами существительными.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинку, на которой в беспорядке нарисованы игрушки и предлагает сосчитать их, затем сказать, сколько у девочки стульев, ведер, кукол и т.д.
Задание 3.Исследование владения навыком согласования имен числительных с именами существительными.
Инструкция. Логопед раскладывает перед ребенком пять предметных картинок: платья, львы, дома, елки, облака и предлагает составить по картинкам словосочетания с числительными «два» и «пять» по образцу:
Два яблока – пять яблок.
Задание 4.Исследование владения навыком согласования имен существительных с местоимениями.
Инструкция. Логопед называет ребенку слово, а он должен подобрать к нему подходящий предмет: мой (стул), моя, всякий, весь, все, твоя, мои, моё, каждый, другой.
IX.Исследование владения навыком управления.
Задание 1.Исследование владения навыком беспредложного управления.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку закончить следующие словосочетания: вижу …, взял …; резать …, пилить …; нет …; дать …, показать …; думать о …; говорить о ….
Задание 2.Исследование понимания инструкций, содержащих в своей грамматической структуре беспредложное управление.
Инструкция. Логопед предлагает прослушать и выполнить следующие инструкции: «Покажи карандаш ключом»; «Покажи ключ карандашом»; «Покажи на картинке велосипед хозяина»; «Покажи хозяина велосипеда»; «Покажи мамину дочку»; «Покажи дочку мамы».
Задание 3.Исследование владения навыком предложно-падежного управления.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку прослушать фразы и исправить ошибки, если они есть: выпал из сумки, вылез из гнезду, подошел к мама, подбежал к дому, постучал в дверь, посмотрел на кошке, играл с мяча, пенал с карандашами, писал о собаке, рассказал о тигру.
Задание 4.Исследование владения навыком предложно-падежного управления.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку предметные картинки и просит расположить их на фланелеграфе или магнитной доске, опираясь на словесную инструкцию:
«Прикрепи зайку ПОД картинкой с мишкой, кошку ПОД картинкой с деревом»;«Прикрепи лисичку НАД картинкой с мишкой, собачку НАД картинкой с деревом»;«Прикрепи лягушку МЕЖДУ мишкой и деревом».
Задание 5.Исследование владения навыком предложно-падежного управления.
Инструкция. Логопед предлагает показать предмет, а затем ответить на вопросы:
Где растут яблоки?
Откуда выглядывает сова?
Где сидит девочка?
Где спрятался мальчик?
Где находится дом крота?
Задание 6.Исследование владения навыком предложно-падежного управления.
Инструкция. Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и послушать фразу, составленную по ним, вставить в нее предлог:
Мальчик выглядывает... забора.
Ворона летит ... деревом.
Заяц спрятался ...дерево.
Собака лежит ... скамейкой.
Крот живет ... норе.
X. Исследование уровня развития словарного запаса.
Задание 1.Исследование умения подбирать прилагательные к существительным.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинку и спрашивает: «Какое может быть яблоко?».
Яблоко, мяч, машина, кошка, снег, зима, бабочка.
Задание 2.Исследование умения подбирать глаголы к существительным.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинку и спрашивает: «Что (кто) это?», «Как этим можно действовать?», «Что умеет делать этот человек?».
Врач, повар, птица, машина, кошка, собака, лопата, карандаш, картофель.
Задание 3.Исследование умения подбирать синонимы к словам разных частей речи.
Инструкция. Логопед называет ребенку слово и просит его сказать об этом же самом, но по-другому (предлагается образец задания).
Врач, путь, смелость, грустный, холодный, бежать, смех, лес, длинный, красивый, ясный, ругаться, зашивать.
Задание 4.Исследование умения подбирать антонимы к словам разных частей речи.
Инструкция. Логопед называет ребенку слово и просит его сказать об этом же самом, но наоборот (предлагается образец задания).
Смелость, грустный, холодный, бежать, смех, лес, длинный, красивый, ясный, ругаться, зашивать.
Задание 5.Исследование умения объяснять лексическое значение слова.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинку и просит его назвать предмет, который на ней изображен, и объяснить, для чего он нужен.
Холодильник, пылесос, гроза.
Задание 6.Исследование умения подбирать слова по заданной лексической теме.
Инструкция. Логопед показывает ребенку картинку, просит его назвать, что на ней изображено, и подобрать слова, подходящие к этому слову по смыслу.
Лес, детский сад, вода, животные, одежда.
XI. Исследование умения пересказывать небольшой литературный
текст.
Задание 1.Исследование умения пересказывать известную сказку.
Инструкция. Логопед зачитывает ребенку сказку «Репка» и просит пересказать ее содержание.
Задание 2.Исследование умения пересказывать незнакомый рассказ-описание.
Инструкция. Логопед зачитывает ребенку рассказ К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна» и просит пересказать ее содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье рассматриваются методы исследования оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...