перспективное планирование на год по развитию речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
перспективное планирование на год по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.leksika.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕСЯЦ | ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ||
СЛОВАРЬ | ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |||
Се нтябрь 1-я неделя | «Мой детский сад, моя группа» | Ознакомительная экскурсия по детскому саду, обратить внимание детей на помещения: групповые комнаты, музыкальный зал, физкультурный зал, кухня, различные кабинеты. Объяснить детям предназначение кабинетов и рассказать об обязанностях специалистов, работающих в них. После провести беседу по теме: «детский сад», познакомить с И.О. работников 1. Активизация предметного словаря: помещение, кабинет, участок, специалист, группа, зал., повар, завхоз, логопед, воспитатель, мед. Сестра, врач, физ. Руководитель, муз. Руководитель, старший воспитатель, психолог, заведующая. 2. Активизация словаря признаков: старшая, физкультурный, медицинский, логопедический и т.д. Глагольный словарь: работать, заниматься, играть, собирать, мыть, воспитывать, стирать ДОУ. | Согласование прилагательных и существительных в роде, числе. Халат белый. Образование уменьшительно-ласкательных существительных | Отраженное произношение простых предложений с предлогом «на»: лекарство стоит на столе. Обратить внимание детей на правильное употребление глаголов. Учить детей вслушиваться в речь. Н-р: машина сидит на столе? А как правильно? (стоит). Обучение умению отгадывать загадки. Обучение составлению рассказа по схеме (с опорой на картину): Кто это? (врач) Чем он занимается? Где он работает? | Развитие речевого внимания, памяти: ( с опорой на предмет, картинку): сколько слов я сказала? «скади, что слышиш«угадай за спиной какого ребенка звучит колокольчик» Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «лесенка», «наша группа» шнуровка, логопедический конструктор, выкладывание дорожки и т.д. Развитие общей моторики |
2-я неделя | «Я и моя семья» | ||||
3-я неделя | «Ранняя осень» | ЛЕКСИКА: закрепить с детьми основные признаки осени: похолодание, изменение цвета травы и листьев, листопад, хмурое небо, тучи, холодные дожди, ветра, сбор урожая, перелет птиц. ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ: 1. осень, туча, лужа, листопад, холод, сбор, урожай; 2. Холодный, осенний, мелкий, сухой, багряный, желтый, красный; 3. Желтеть, увядать, опадать, наступать, приходить, засыхать, моросить, замерзать; 4. Холодно, ветрено, ненастно, дождливо. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: учить детей объяснять понятия: золотая осень, теплые края, листопад. Сентябрь – «запевало осени», «златоцвет» Какие дни называют «бабьим летом»? | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ГРАММАТИКА: образование формы мн ч сущ-х в И и Р падежах: много чего …? (деревьев); Лист-листья – листьев и т.д. Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х: Лист, а ласково?...(листик, листочек);куст – кустик. Образование относ. прил-х: с какого дерева этот лист? (с березы). Значит он какой? (березовый); с осины – осиновый Подбор антонимов, синонимов, паронимов | ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Развитие речевого внимания и памяти: учить детей вслушиваться в обращенную речь (закройте глазки и представьте себе…) Составление простых нераспространенных предложений с помощью вопросов: кто? Что? Что делает (-ют)? Доскажи словечко! Дождь (что делает?) … (идет). Составление рассказа- сравнения (осень-лето, осень-весна и т.д.) Обучение детей умению отгадывать загадки. Заучивание стихотворения об осени и осенних явлениях. | Развитие мелкой моторики: обведение по контуру, раскрашивание, пальчиковые игры. Развитие памяти, внимания: «найди такое же…», «что изменилось?» Развитие общей моторики. |
4-я неделя | «ОвощиОгород» | . Выучить с детьми названия овощей. Овощи растут на грядках в огороде. Грядки постоянно поливают, рыхлят, полют. Из овощей готовят суп, салат ;солят, сушат, маринуют. Овощи очень полезны для человека, т.к. в них много витаминов.
Октябрь – «листопад», «в октябре семь погод на дворе» | Образовывать формы мн.ч. сущ-х в И.п. иР.п.: -Репа, а они? …(репы). А много? Кабачок – кабачки – кабачков и т.д. Уменьш.-ласкат. Сущ-е: Огурец – огурчик Согласование прил.с сущ-ми: зеленый … (огурец) Согласование числительных и существительных: Ж.р.,м.р: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров и т.д. Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление простых предложений, простых распространенных предложений: Это чья тыква?... ( Это моя тыква) Овощи (в огороде растут овощи) Чем похожи кабачок и огурец? (кабачок и огурец оба овальные, овощи) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «а»: Чем отличаются кабачок и огурец? (кабачок белый, а огурец зеленый и т.д.) Отгадывание загадок, составление описательного рассказа – загадки по данной теме: | Развитие зрительного внимания: зашумленные картинки, собери по форме Развитие памяти, логического мышления: 4-й лишний, классификация Развитие общей моторики: посадим огород. Развитие мелкой моторики: определи на ощупь, творческая мастерская, Пальч.гимнастика «засол капусты» Развитие тактильного восприятия: «чудесный мешочек» |
5-я неделя | «Фрукты.Сад» | Закрепить знания детей о том, что фрукты и ягоды растут в саду. Выучить с детьми названия фруктов. Отметить сходство и различие фруктов и овощей. Фрукты поспевают на деревьях, кустарниках. Деревья в саду удобряют, обрызгивают средством от вредителей, белят известью стволы. Ягоды, фрукты сушат, из них варят компот, кисель, варенье. Фрукты и ягоды очень полезны для человека, т.к. в них много витаминов.
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лимон – лимончик Составление пр.распр. предложений с заданным словом: «персик» (Мама купила персиков). Употребление глаголов с приставками: собирать, убирать, забирать Употребление предлогов «до», «между», «за».
| Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа. Сравнительно – описательный рассказ. | Пальчиковая гимнастика: «апельсин»; «собираем ягоды»; «пальчик…» Развитие мелкой моторики: «волшебный мешочек»; «обведи по трафарету» |
Октябрь 1-я неделя | «Сад, огород. Овощи, фрукты» | Познакомить детей с особенностями осеннего леса, с изменением внешнего вида леса с приходом осени .деревья сбрасывают листву, трава вянет, желтеет. У каждого дерева своя форма листьев. Рассматривание засушенных листьев. Научить детей отличать кустарник от дерева, хвойные деревья от лиственных.
| Образование уменьш.ласк. формы существительных Образование формы мн.ч. в И.п. и Р.п. Липа-липы-лип Согласование числит.и сущ-х: одна береза, две березы, и т.д. (береза, дерево, дуб) Образование притяж. Прилагательных от сущ.ед.ч., мн.ч., м.р Чей лист?(-тья) … (кленовый, кленовые) | Развитие речевого внимания и памяти Вслушивание в рифмованную речь Заучивание стихотворений о лесе Составление рассказов-описания деревьев Отгадывание загадок
| Развитие мелкой моторики, общей моторики Развитие памяти, внимания, мышления |
4-я неделя | «Наше тело» | Учить детей показывать и называть основные части тела; объяснить детям , что человек глазами смотрит и видит, ушами слушает и слышит, носом нюхает и обоняет, руками трогает и ощущает, ногами ходит, бегает, прыгает Человек может находиться в разных эмоциональных состояниях: быть злым, добрым, веселым, грустным, счастливым и т.д. Примечание: обговорить с детьми эмоциональное состояние каждого из них и показать, как оно проявляется на теле (в мимике, осанке, жестах)
| Образование мн.ч. сущ-х в И.п., Р.п.: Волос – волосы – волос Глаз – глаза – глаз Мн.ч сущ-х в Р.п.: -назовите парные части тела: Пара глаз Пара пяток Пара щек Уменьш-ласкат сущ-е: Подбородки –подбородочки Лицо –личико Сущ –е в превосходной степени: Зуб – зубиище Согласование сущ, прил, числ в роде, числе, падеже: Одна рука - один лоб - одно лицо | Распространение сущ-ми ед.ч. и мн.ч.: - Доскажи словечко! Глаза, нос, рот – это части … (чего?) (лица) Примечание: после дополнения предложения дети хором повторяют его дважды, не нарушая в нем последовательности слов. Добиваться точного воспроизведения предложения. При первичном повторе целого предложения м/использовать подсказку в виде жеста. Отгадывание загадок Примечание: требовать объяснение отгадки Учить объяснять значение выражений с переносным смыслом: Золотые руки, Доброе сердце, Злой язык Заучивание стихотворения | Развитие внимания и памяти детей: «4-й лишний» «что общего у человека и стола?» Развитие мелкой моторики, общей моторики: речевая подвижная игра «Части тела» «найдем хозяина» Пальчиковые гимн., считалки Пальчиковая гимнастика |
Ноябрь 1-я неделя | «Одежда» | Уточнить знания детей об основных видах одежды. Учить детей правильно называть и показывать предметы одежды, их основные части. Объяснить, что одежда необходима человеку для защиты его тела от холода, ветра, жары, грязи. У животных и птиц есть шерсть, перья, защищающие их тело, а у человека нет. Поэтому люди придумали для себя одежду. В создании одежды участвуют люди разных профессий. Ткачи из ниток ткут ткань на ткацких станках. Модельеры придумывают и рисуют (моделируют) разную одежду. Портные шьют ее из разной ткани, меха, кожи. Портные работают на швейной фабрике, в ателье на специальных швейных машинах. Для шитья одежды нужны: иголки, нитки, ножницы, наперсток, мел, пуговицы, застежки, замки.
| Образование прил от сущ: Платье из шерсти …? (шерстяное) Согласование прил и сущ: Образование уменьш-ласкат прил и сущ: Новая кофта – новенькая кофточка ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ик-, -ок-, -ишк-) Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.: В магазине много … (чего?) юбок, маек, трусов Примечание: ребенок должен произносить предложение целиком, с опорой на 2-3 картинки. Образование притяжательных прилагательных: Это чье платье? Это Танино платье. Примечание: важно использовать слова разного рода и числа. Следить за окончанием прилагательных. Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Учить прав. употребл. предлогов: (в, на, к, под, с, из, из-под) Платье висит…вешалке. Учить образовывать префиксальные глаголы: - Послушайте, сколько много похожих слов можно придумать к слову «шить»: Шить – зашивать, пришивать, вышивать, перешивать, подшивать, ушивать, шить. Подол юбки надо … (подшивать) и т.д. Составление описательного рассказа Отгадывание загадок Составление рассказа по совершаемым действиям (комментированное одевание и раздевание куклы). | Развитие речевого внимания и памяти детей: «чего не стало» «4-й лишний» Развитие мелкой моторики, общей моторики «раскрась платье» «швейная мастерская» Пальчиковая гимнастика «гномики - прачки» |
2-я неделя | «Головные уборы» | «одежду для головы» люби назвали головные уборы.
ноябрь – «чернотроп», в ноябре «серебряная осень» | Образование прил от сущ: Шапка из шерсти …? (шерстяная) Согласование прил и сущ: Образование уменьш-ласкат прил и сущ: Новая кепка – новенькая кепочка ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ик-, -ок-, -ишк-) Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.: В магазине много … (чего?) шляп, платков, фуражек Примечание: ребенок должен произносить предложение целиком, с опорой на 2-3 картинки. Образование притяжательных прилагательных: Это чей берет? Это Танин берет. Примечание: важно использовать слова разного рода и числа. Следить за окончанием прилагательных. | Составление описательного рассказа Отгадывание загадок Составление рассказа по совершаемым действиям (комментированное одевание и раздевание куклы). | Развитие речевого внимания и памяти детей: «Чей, чья, чье?» «4-й лишний» Развитие мелкой моторики, общей моторики «раскрась головной убор» «Что из чего сделано?» Пальчиковая гимнастика «новые кроссовки» |
3-я неделя | «Посуда» | Уточнить представления и закрепить знания детей о посуде. Объяснить, что словом «посуда» называют предметы, придуманные и сделанные человеком специально для приготовления, хранения и принятия пищи. Посуду изготавливают на фабриках, заводах из разных материалов: глины, металла, стекла, фарфора, дерева, фаянса и т.д.дети должны хорошо различать виды посуды, показывать и называть не только предметы посуды, но и их части.
| Образование мн.ч. сущ-х в И.п., Р.п.: Стакан – стаканы – стаканов Согласование прил и сущ: Образование уменьш-ласкат прил и сущ: Чашка – чашечка Образование прил от сущ: посуда из глины …? (глиняная) Образование уменьш-ласкат сущ: кувшин – кувшинчик ( с суффиксами: -очк-, -чик-, -ечк-, -к-, -чек-) подбор родственных слов молоко – молочный, молочная, молочные, молочник Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление предложений и слов, данных в начальной форме: папа, точить, нож, кухонный. (папа точит кухонный нож) Составление описательного рассказа Отгадывание загадок ЧТЕНИЕ К. ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ», «МУХА - ЦОКОТУХА», ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ» С ЦЕЛЬЮ закрепления и активизации словаря по теме. | Развитие речевого внимания и памяти детей: «один-много» «4-й лишний» Развитие мелкой моторики, общей моторики «роспись посуды для кукол» «Что из чего сделано?» Пальчиковая гимнастика |
4-я неделя | «Домашние птицы» | Домашние птицы отличаются от диких тем, что живут рядом с жилищем человека. Человек выращивает их для своей пользы. Домашние птицы не летают так, как дикие. Они не добывают себе корм и не строят жилье. В се условия для них создает человек. Дети должны уметь рассказывать о пользе каждой птицы, знать, что есть специальные фермы, где выращивают домашних птиц. Дома для птиц – птичники. С птицефермы полученные продукты (мясо, яйцо) везут на рынок, в магазин и продают людям. Дети должны знать повадки домашних птиц, их голоса, уметь выделять общие и отличительные признаки, знать основные части тела птицы.
| Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Согласование прил и сущ: Образование уменьш-ласкат прил и сущ: подбор родственных слов Образование мн.ч. сущ в Р.п. от сущ ед.ч. И.п.: Образование притяжательных прилагательных: | Загадки описания Описательные рассказы Составление рассказа по картине «птичий двор» Составление рассказа по набору слов Сравнительные рассказы Заучивание стихотворения | Развитие речевого внимания и памяти детей: «Угадай кто это?» «кто разговаривает?» «у кого кто?» «исправь ошибку» Развитие мелкой моторики, общей моторики «кто как передвигается?» Пальчиковая гимнастика «гусь» |
Декабрь 1-я неделя | «Дикие птицы» | Уточнить знания детей о диких птицах, об их образе жизни, об их повадках. Закрепить названия диких птиц нашего края. Учить различать их между собой по внешнему виду (размер, окрас). Дикие птиц – перелетные. Зимующие. Перелетные птицы – это птицы, перелетающие содного места обитания на другое. Зимующие – это перелетные птицы, которые зимуют в данной местности. Дикие птицы приносят большую пользу окружающей природе и человеку: они уничтожают вредных насекомых, спасая от них лес, поля, сады, огороды и радуют нас своим пением. Люди. В свою очередь, помогают диким птицам в зимние холода. Они делают для птиц кормушки, кладут в них корм (семечки, крошки, зерно) и развешивают на деревья.
Декабрь – «хмурень» | Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных Образование сложных прилагательных Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление предложенй из слов, данных в неопределенной форме с использованием префиксальных глаголов Составление рассказа описания по плану Отгадывание загадок | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие логического мышления. Формирование общей и мелкой моторики Физминутка «совушка-сова» |
2 неделя 3 неделя 4 неделя | «Зима – время года» «Зимние забавы» «Новый год» | Уточнить и закрепить представление детей об основных признаках зимы. Солнце светит, но не греет. Холодно. Ветрено. Морозно. Идет снег. Метет метель, вьюга. Вся земля покрыта снегом. Деревья и кустарники «надели белые шапки и шубы». Вода в реках и озерах замерзла, превратилась в лед. Птицам холодно и голодно, они добывают себе корм. Люди носят теплую одежду. Примечание: «Зима – время года» - благодатная тема для развития и обогащения словаря детей словами с переносным значением: Вьюга злится; ветер бушует; воет; метель метет; лес уснул; деревья надели шапки и шубы и т.д. У детей зимой много забав. Они катаются на лыжах, коньках, санках, играют в снежки, делают из снега различные постройки. Зимой встречают Новый год. К детям на праздник приходит Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Дети должны знать и называть зимние месяцы по порядку.
| Обогащать пассивный словарь детей признаками предметов: -Что я задумала? Пушистый, белый, мягкий, липкий, холодный (снег) Предложить детям самим загадать загадки. Обогащать словарь детей родственными словами: Лед – льды, ледяной, ледянки, гололед, ледышки, ледник Развивать речемыслительную деятельность детей, учить составлять сложные предложения: Чем похожи лед и снег? Лед и снег холодные, состоят из воды, таят, это осадки. (атмосферные) Чем отличаются? Лед плотный, а снег рассыпчатый. Лед бесцветный, а снег белый. Лед тяжелее, чем снег. Т.о сравнить: лед – зеркало, лед – стекло, снег – вата. Образование ум – ласкат.сущ-х: Ветер – ветерок – ветерочек Подбор признаков к предмету: Снег какой? (белый, пушистый, хрупкий, мягкий, блестящий, рыхлый, искристый, глубокий ).
| Пересказ сказки «снегурочка». Загадки – описания. Составление деформированных предложений: У. зайца, следы, сосны. Выделение родственных слов из предложения. Составление рассказа о зиме по сюжетной картине. Заучивание стихотворений - поздравлений | Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие логического мышления. Формирование языкового чутья: объяснение пословиц, крылатых выражений. Развитие мелкой моторики, общей моторики. |
Замерзать, подкармливать, дуть, выть, праздновать, наряжаться, дарить, украшать, лепить, скользить, заметать, взбираться, хрустеть, кружиться, блестеть, искриться | Употребление предлогов. Образование глаголов с помощью приставок. | ||||
Январь 2 неделя | «Дикие животные зимой» | Уточнить знания детей о диких животных, об их образе жизни, повадках. Закрепить названия животных и их детенышей, кто как голос подает, названия их жилища, чем питаются.
Январь – «лютень», «зимой тулуп всякому люб» | Согласование существительных и прилагательных. Образование уменьшительно – ласкательных существительных. Образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных.
Согласование числительных с существительными. Образование сравнительной степени прилагательных: У лисы мех мягкий, а у зайца еще мягче. Предложно-падежное управление: У кого кто? Кто с кем? Употребление предлогов | Составление рассказа описания о звере по плану. Составление рассказа-сравнения. Составление рассказа по набору слов. «как звери готовятся к зиме» Составление загадок-описания. Разучивание стихов, загадок о животных. | Развитие зрительного и слухового внимания: Узнай предмет по контуру; узнай предмет по его части. Развитие логического мышления: Отгадывание загадок. 4-й лишний Развитие мимики, моторики: показ повадок животных. Стихотворения с движениями «Звериная зарядка». Упражнения на координацию движений, под песню. Двигательные упражнения «лесные жители» |
3-я неделя | «Домашние животные» | Уточнить знания детей о домашних животных, об их образе жизни, повадках. Закрепить названия животных и их детенышей, кто как голос подает, названия их жилища, чем питаются. Учить животных домашних отличать от диких, объясняя что животные называются домашними, потому, что живут рядом с домом человека. А человек о них заботится: строит жилье, кормит, поит, ухаживает, выращивает их для своей пользы. От животных человек получает молочные и мясные продукты, одежду, обувь.
| Согласование существительных и прилагательных. Образование уменьшительно – ласкательных существительных. Образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных.
Согласование числительных с существительными. Образование сравнительной степени прилагательных: У лисы мех мягкий, а у зайца еще мягче. Предложно-падежное управление: У кого кто? Кто скем? Подбор антонимов, синонимов, паронимов Употребление предлогов | Составление рассказа описания о звере по плану. Составление рассказа-сравнения. Составление рассказа по набору слов. «как звери готовятся к зиме» Составление загадок-описания. Разучивание стихов, загадок о животных. | Развитие зрительного и слухового внимания: Узнай предмет по контуру; узнай предмет по его части. Развитие логического мышления: Отгадывание загадок. 4-й лишний Развитие мимики, моторики: показ повадок животных. Стихотворения с движениями «Звериная зарядка». Упражнения на координацию движений, под песню. Двигательные упражнения «лесные жители» |
4-я неделя | «Профессии» | Уточнить представления детей о профессиях людей. Объяснить, какие какие действия выполняет человек той или иной профессии.
| Активизировать предметный словарь детей: Стеклит – стекольщик Словарь действий: Учитель – учит Образование глаголов с помощью приставок Употребление имен существительных в дательном падеже: Что это? (ножницы). Кому они нужны для работы? (парикмахеру, портнихе) Употреблению глаголов 3л.ед.ч., в прош. времени: -Рабочий день завершился. Что делал маляр? (красил, белил) Согласование существительных в роде, числе, падеже. образование притяжательных прилагательных. | Формирование слоговой структуры на предложениях типа: Часовщик чинит часы. Составление рассказа описания по схеме. Составление рассказа «Кем я хочу стать?» по плану. Отгадывание загадок. | Развитие логического мышления: Кому какое орудие труда? Что не так? 4-й лишний Развитие общей моторики: подвижные игры по теме. Развитие мелкой моторики. |
Февраль 1-я неделя 2-я неделя | « Транспорт» | Уточнить знания детей обо сех средствах передвижения и особенностях их устройства. Учить детей объяснять понятия транспорт, техника. Транспорт – это машины, которые перевозят людей и грузы (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль т.д.) Учить называть основные части автомобиля, профессии людей, работающих на транспорте и технике. Дети должны уметь объяснить правила поведения в транспорте.
Февраль – «снеговей». «Масленица – праздник встречи с солнышком». | Подбор антонимов, синонимов, паронимов Подбор признаков к предмету Узнавание предмета по признакам Образование существительных в разных падежах: В порту много кораблей. Давайте подойдем к этому автобусу. Путешествовать можно самолетами. Важные грузы перевозят на судах. Согласование сущ-х в роде, числе, падеже. Употребление предлогов. Образование предлогов с помощью приставок. | Употребление префиксального глагола –ехать- в предложении: -доскажи словечко! От дома машина отъедет, а к дому…? (подъедет) Учить составлять предложения из слов, данных в начальной форме: Дорога, автомобиль, ехать, по. Отгадывание загадок. Составление рассказа описания по плану | Развитие логического мышления, решение логических задач. развитие зрительного и слухового внимания Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. |
3-я неделя | «День защитника Отечества» | Беседа об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Познакомить с некоторыми видами военной техники (по иллюстрациям в журналах, книгах) рассказать о военных профессиях .
Научить ребенка словам поздравления. | Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных Образование сложных прилагательных Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Употребление префиксального глагола –ехать- в предложении: -доскажи словечко! От дома машина отъедет, а к дому…? (подъедет) Учить составлять предложения из слов, данных в начальной форме: Дорога, автомобиль, ехать, по. Отгадывание загадок. Составление рассказа описания по плану | развитие зрительного и слухового внимания Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач |
4-я неделя | «Зима. Обобщ ение» | Обзорная беседа «Зима». Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят из низких туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом. Лес становится похожим на белый резной терем. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Иногда бывают оттепели, сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.. деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. | Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных Образование сложных прилагательных Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление рассказа о времени года с опорой на план: 1.зимние месяцы 2.приметы зимы 3.животный мир 4.зимние забавы детей Заучивание и выразительное чтение стихотворения на выбор. Отгадывание загадок. | развитие зрительного и слухового внимания Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач |
Март 1-я неделя 2-я неделя | «Семья. Мамин праздник.» | Дети должны знать родственные связи, полное имя своих родителей, бабушек, дедушек и свое собственное; различать понятия: «имя», «отчество», «фамилия»; на зывать свой домашний адрес, обязанности всех членов семьи, их профессии, и места работы.
рассказать о празднике 8-е марта, кого поздравляют в этот день, почему называют «мамин день». Научить ребенка словам поздравления. Март – «утро весны, утро года», «солнечник» | Образование однокоренных слов Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных | Развитие монологической речи, навыков диалогической речи. Загадки-описания, Сравнительно – описательные рассказы (составление рассказа по картине «семья», рассказа из личного опыта «моя семья», обязанности членов моей семьи) Д/З: генеалогическое дерево семьи совместно с родителями | развитие зрительного и слухового внимания Развитие общей моторики, развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления, решение логических задач |
3-я неделя |
«Весна – время года» | Дети должны знать, что весна – это время года, она наступает после зимы. Весенние месяцы – март, апрель, май. признаки весны: потепление, таяние снега и изменение его цвета (ранней весной); появление листьев, первых весенних цветов; цветение деревьев, возвращение перелетных птиц, пробуждение животных от спячки. Весной начинаются работы в саду и огороде. Весной солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки и начинают таять, звенит весенняя капель, на полянах и пригорках появляются проталины. Заканчивается зимняя спячка зверей, просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы.
| Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных Образование сложных прилагательных Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление рассказов о весне. Сравнительные рассказы Заучивание и выразительное чтение стихотворения на выбор. Отгадывание загадок. | Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие логического мышления. Формирование языкового чутья: объяснение пословиц, крылатых выражений. Развитие мелкой моторики, общей моторики |
4-я неделя | «Перелетные птицы» | Перелетные птицы – это птицы, перелетающие с одного места обитания на другое. Познакомить с этими птицами: скворец, ласточка, журавль, соловей, стриж, жаворонок, грач и т. д.
| Образование существительных в разных падежах Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных Образование притяжательных прилагательных Образование сложных прилагательных Подбор антонимов, синонимов, паронимов | Составление предложений из слов, данных в неопределенной форме с использованием префиксальных глаголов Составление рассказа описания по плану Отгадывание загадок Пересказ рассказа А. ПЛЕЩЕЕВ «Предвестники весны» | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие логического мышления. «Подскажи словечко Кто лишний? Улетает – не улетает?» Формирование общей и мелкой моторики Физминутка «совушка-сова» |
Апрель 1-я неделя 2-я неделя | «Наш дом, квартира. мебель» | Дети должны знать, что дом, в котором живут люди, называется «жилой дом». Дома бывают разные: одноэтажные – многоэтажные, деревянные, кирпичные, каменные, панельные., знать и называть разные комнаты в квартире, их назначение; должны знать , что словом «мебель» называют разные предметы, необходимые в жизни человека для сидения, лежания, размещения разных вещей. Мебель бывает кухонная. Спальная, дачная; детская, школьная; мягкая, жесткая
Апрель – месяц «живой воды», ледолом. | Образование формы множественного числа сущ-х в Р.п. Образование ум.-ласк. Существительных Образование глаголов при помощи приставок Подбор определений к сущ. Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже. | Распространение предложений сущ-ми в П.п. Составление описательного рассказа – «Наша квартира» с помощью наводящих вопросов Употребление предлогов в предложении Составление описательного рассказа по плану | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие логического мышления. «Подскажи словечко Кто лишний? Улетает – не улетает?» Формирование общей и мелкой моторики |
Lllll 3-я неделя | «Наш город. Наша улица.» | Уточнить представление детей о родном городе: название города, его основные достопримечательности (памятники, парки, красивые здания, набережная и др.). сравнить город и деревню, выделить основные признаки города: многоэтажные дома, широкие улицы с тротуарами, большое уличное движение, много людей. В городе много разных учреждений: школы, университеты, больницы, музеи, цирк, фабрики, заводы. Люди любят и берегут свой город, поддерживают чистоту улиц, сажают деревья, цветы, с уважением относятся друг к другу, соблюдают правила дорожного движения. Учить детей рассказывать о своем городе, улице, хорошо знать домашний адрес.
| Образование формы мн.ч. существительных Р.п. от сущ-х ед. ч. И.п.: В городе много …?(домов, улиц, зданий) Активизировать словарь определений: -улица широкая, а наоборот? (узкая) Упражнение в словообразовании: Дом – домик, домишко, домище. | Употребление предлогов : в, из, со, с. Над, у. к. под, в предложении: Бабушка вышла … аптеки (из) Составление рассказа описания родного города, улицы по открыткам с видами города Отгадывание загадок: упала дощечка через речку соединила берега (мост) «Город, в котором я живу.» произвольный рассказ ребенка Нарисовать картину «дома на моей улице» | Пальчиковые упражнения: «Дом и ворота» Развитие зрительного и слухового внимания Развитие логического мышления. «Подскажи словечко Кто лишний? |
4-я неделя | «Комнатные растения» | Познакомить детей комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки. Объяснить как нужно ухаживать за растениями, (поливать, поворачивать к солнцу, рыхлить, мыть листья). Выучить названия некоторых растений, объяснить почему люди держат дома растения, рассказать, как некоторые растения реагируют на изменение погоды., меняют внешний вид утром и вечером. Наблюдение и уход в уголке «живой природы». | Образование формы множественного числа сущ-х в Р.п. Образование ум.-ласк. Существительных Образование глаголов при помощи приставок Подбор определений к сущ. Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже. | Описательно – сравнительный рассказ (кактус и алоэ) Рассказ «какие растения есть у меня дома» | Развитие зрительного и слухового внимания Развитие логического мышления. «Подскажи словечко Кто лишний? |
Май 1-я неделя | «Рыбы» | Рассказать детям о видах рыб: аквариумные, морские, пресноводные. Познакомить с особенностями проживания, строения, дыхания рыб.
Объяснение крылатых выражений «Молчит, как рыба» Май – «цветень, песенник», сердце весны | Подбор родственных слов: Рыба-рыбкак-рыбак-рыбный. Образование притяжат. Прилагательных: «назови, чей плавник, чей хвост, голова. туловище» Согласов. Сущ-х с числительными: «сосчитай рыбок» Понимание значений глаголов с приставками: Рыбка всю реку …? (переплыла) | Прочитать и обсудить сказку «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Отгадывание загадок Заучивание скороговорки, стихотворения: | Развитие мелкой моторики: «Рисование аквариума» Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие логического мышления. Формирование языкового чутья: объяснение пословиц, крылатых выражений. |
2-я неделя | «День победы» | 9 мая мы отмечаем «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищающих Отечество. На Красной площади в Москве в этот день проходит праздничный парад. Ветеранам и участникам войны мы дарим цветы и подарки, слушаем их рассказы о сражении с врагом, о подвигах и мужестве наших солдат. Вспомнить, кто из ближайших родственников детей принимал участие в Великой Отечественной Войне. | Образование ум.-ласк. Существительных Образование глаголов при помощи приставок Подбор определений к сущ. Согласование сущ., прил., числ., в роде, числе, падеже. | Заучивание скороговорки, стихотворения Составление рассказа о героях | Рисование картины, на военную тематику. |
3-я неделя,4-я неделя | «Май. Цветы, деревья, насекомые» | Уточнить знания детей об основных признаках мая.: Теплая погода. Яркое солнце, зеленые деревья, кусты, трава, яркие красивые цветы. В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы. | Образование формы мн.ч. сущ-х в Р.п. Образование уменьш-ласкат. Формы Образование притяж. прил. | Обучение умению объяснять значение слов и выражений с переносным смыслом: подорожник, колокольчик, «ползет как черепаха», «трудолюбивый как пчела» Отгадывание загадок, загадки описания Рассказы описания о цветке, рыбе, насекомом, лесе. | Развитие зрительного внимания, памяти. Развитие логического мышления. Формирование языкового чутья: объяснение пословиц, крылатых выражений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие речи
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...
Перспективное планирование игр – занятий по развитию речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР, посредством театрализованной деятельности.
Система введения детей в театр и использования театрализованной игры как средства речевого и общего развития воспитанников....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год....
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...
Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....