Перспективное планирование игр – занятий по развитию речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР, посредством театрализованной деятельности.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Костич Янина Викторовна

 Система введения детей в театр и использования театрализованной игры как средства речевого и общего развития  воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование игр – занятий  

по развитию речи детей 3-4 лет, имеющих ОНР,

посредством театрализованной деятельности

месяц

Этап

Цели занятия

Материал

1. Сказка «Курочка Ряба»

Сентябрь

1

этап

Формировать умение внимательно слушать сказку, учить понимать и отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?». Расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных (простое, золотое) и глаголов (плачет, кудахчет). Развивать способность вслушиваться в речь другого человека.

Шапочка курочки, персонажи сказки из настольного кукольного театра, картинки с изображением героев, две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом, кормушка для курочки.

2

этап

Продолжать формировать умение внимательно слушать говорящего. Расширять пассивный и активный словарь; учить употреблять в речи имена существительные в родительном  и творительном падежах; употреблять в речи числительное «один», наречие «много». Формировать навык рассматривания иллюстраций.

Картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, корзинка, натуральные перья.

3

этап

Воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей. Ввести в активный словарь детей новые  прилагательные (сердитый, простой, золотой); учить пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; использовать в активной речи предлоги «на», «в».

Ширма, деревянное яйцо, персонажи сказки из пальчикового театра, картинки с изображением героев, цветные карандаши.

2. Сказка «Колобок»

Октябрь

Октябрь

1

этап

Формировать умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», « что это?», не перебивать говорящего. Обогащать словарь детей за счет звукоподражаний, местоимений; учить употреблять в речи существительные в именительном падеже. Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.

Сюжетная картина, цветные картинки с изображением героев сказки, контурные изображения героев сказки, фигурки персонажей сказки из настольного театра.

2

этап

Продолжать формировать умение внимательно слушать говорящего. Расширять активный словарь за счет прилагательных (длинный, пушистый, острые); учить употреблять в речи существительные в винительном и родительном падежах; употреблять в активной речи предлог «у». Развивать слуховое внимание при восприятии тихой и громкой речи.

Фигурки персонажей сказки из настольного театра, сюжетная картинка, цветные картинки с изображением героев сказки.

3

этап

Воспитывать умение передавать характерные образы; учить согласовывать свои действия с текстом при проведении простой инсценировки. Учить использовать в активной речи предлог «от»; обучать рассказыванию. Развивать слуховое внимание.

Сюжетная картина, фигурки персонажей сказки из настольного театра, контурные изображения героев сказки, сюжетная картинка «Кто спрятался?».

3. Сказка «Репка»

1

этап

Формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого; умение отвечать на вопросы по содержанию сказки с опорой на картинку. Обогащать словарь детей за счет звукоподражаний; учить употреблять существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе. Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.

Сюжетная картина, цветные картинки с изображением героев, фигурки персонажей из настольного театра, контурные изображения героев, сюжетная картинка «Друг за дружку».

Ноябрь

2

этап

Вырабатывать умение отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего. Расширять активный словарь за счет прилагательных, обозначающих величину, употреблять в речи существительные в предложном падеже с предлогами «в», «на».

Цветные картинки с изображением героев,  картинки для игры «Мал мала меньше», репка, две тарелки разные по величине, банка, корзина.

3

этап

Воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Учить использовать в активной речи предлоги «из», «в»; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки.

Фигурки персонажей сказки из настольного театра, декорации к сказке, сюжетная картинка, предметные картинки «Подарки».

4. Сказка «У страха глаза велики»

1

этап

Воспитывать умение сопереживать героям. Обогащать словарь за счет существительных (колодец, след); учить употреблять имена существительные в именительном падеже. Развивать зрительное внимание при работе с контурными изображениями.

Картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, контурные изображения героев сказки.

2

этап

Воспитывать уверенность в себе. Расширять активный словарь за счет прилагательных, обозначающих величину; учить употреблять в речи существительные в родительном падеже; употреблять в речи предлог «у». Развивать умение узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению.

Сюжетная картина «Все разбежались», картинки с изображением героев, фланелеграф, контурные изображения героев сказки, предметные картинки «Ведерки».

Декабрь

Декабрь

3

этап

Воспитывать умение подражать. Учить использовать в речи предлоги «в», «под»; учить помогать взрослому проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Сюжетная картина «Все разбежались», цветные картинки с изображением героев сказки, фланелеграф.

5. Сказка «Теремок»

1

этап

Формировать умение отвечать на вопросы взрослого по содержанию сказки. Обогащать словарь детей за счет звукоподражаний, имен существительных (теремок, избушка, замок); учить употреблять существительные в именительном падеже. Развивать умение узнавать изображенных героев сказки по контурному изображению.

Сюжетная картинка «Сломанный теремок», фигурки персонажей из настольного театра, цветные картинки с изображением героев сказки, контурные изображения героев сказки.

2

этап

Воспитывать умение сопереживать героям. Расширять активный словарь детей за счет прилагательных, обозначающих величину; учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе.  Развивать навыки практического употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать слуховое внимание.

Сюжетная картина, цветные картинки с изображением героев сказки, предметные картинки «Один и много», контурные изображения героев.

3

этап

Продолжать воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Учить использовать в активной речи предлоги «в», «под»; называть детенышей животных. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, предметные картинки «Жилища животных», картинки «детеныши».

6. Сказка    «Маша и медведь»

Январь

1

этап

Продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку. Обучать правильно выполнять игровые задания; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника). Продолжать развивать воображение.

Цветной шнур, фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, декорации к сказке, фланелеграф, картинка «Ягоды».

2

этап

Продолжать воспитывать умение отвечать на вопросы по тексту; сопереживать героям сказки. Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; учить пересказывать сказку, договаривая фразу. Продолжать развивать зрительное внимание; развивать способности к замещению.

Мяч, фланелеграф, фигурки персонажей  из настольного театра, пирожки из пластилина, корзиночки по количеству детей, красивый платок.

3

этап

Продолжать вырабатывать умение подражать; учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Обогащать словарь за счет новых прилагательных и глаголов; учить использовать в активной речи предлог «из». Развивать творческие способности.

Куклы бибабо, ширма, косыночки по количеству девочек в группе, шапочки медведей по количеству мальчиков в группе, сюжетные картинки по сказке.

7. Сказка «Волк и козлята»

Февраль

1

этап

Воспитывать умение отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей. Расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый - грустный, злой - добрый).

Картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, картинка «Добрая коза и злой волк», шапочки козы и волка.

2

этап

Учить совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета. Расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий - толстый» (голос); учить заканчивать начатую взрослым фразу. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Мяч, красивая коробка, фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, ширма, шапочка козлика.

3

этап

Воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей. Учить выполнять правила игры, продолжать совершенствовать артикуляторную моторику; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Ширма, красивая коробка, куклы бибабо, картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, картинка «Узнай по контуру».

8. Сказка «Кот, петух и лиса»

1

этап

Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца. Совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас за счет новых существительных и глаголов. Продолжать развивать тактильное восприятие.

Фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев, шапочки петушка и лисы, декорации, картинка «Яблоки».

Март

Март

2

этап

Продолжать формировать умение слушать ответы других детей, не перебивать говорящего. Совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет новых прилагательных, глаголов. Развивать способности к замещению и умение рассказывать по сюжетным картинкам.

Фигурки персонажей  из настольного театра, избушка, сюжетные картинки по сказке.

3

этап

Продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей. Продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (далеко, близко); закрепить счетные навыки.

Кукла бибабо Петрушка, герои сказки из пальчикового театра, ширма, сюжетные картинки по сказке.

9. Сказка «Три медведя»

1

этап

Формировать положительные качества, умение сопереживать. Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику, учить правильно пользоваться в активной речи предлогами «за», «под». Развивать умение вслушиваться в речь взрослого.

Цветной шнур, фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, картинка «Чьи следы?».

2

этап

Продолжать вырабатывать умение отвечать на вопросы взрослого по тексту сказки. Продолжать обучать элементарному пересказу (договаривать фразы, рассказывать по очереди 1-2 предложения из текста). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Косынка, фартук, шапочка медведя, фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки.

3

этап

Продолжать воспитывать умение подражать; умение сопереживать героям сказки. Вводить в словарь новые глаголы и прилагательные; учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки. Продолжать развивать зрительное восприятие.

Фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, шапочки медведей, сюжетные картинки по сказке.

10. Сказка «Заюшкина избушка»

Апрель

1

этап

Вовлекать детей в совместные виды деятельности. Вводить в активный словарь антонимы (маленький – большой, громко – тихо); употреблять в речи существительные с предлогом «у» в родительном падеже; обучать умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым. Развивать умение отгадывать загадки.

Фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, сюжетные картинки «Зима», «Весна», контурные изображения героев.

2

этап

Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость. Учить употреблять в речи существительные в предложном падеже (о ком загадка? – о зайце), в родительном падеже (нет кого? – лисы). Продолжать развивать умение рассматривать иллюстрации.

Сюжетные картинки, фигурки персонажей  из настольного театра, предметные картинки к игре «Какой? Какая?»

3

этап

Воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Учить составлять предложения с однородными определениями. Развивать умение отгадывать загадки.

Фигурки персонажей  из настольного театра, три набора кирпичиков для конструирования, предметные картинки к игре «Разрезные картинки».

11. Сказка «Снегурушка и лиса»

1

этап

Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать ответ другого ребенка. Вводить в активный словарь антонимы (маленький – большой, громко – тихо); употреблять в речи существительные с предлогом «у» в родительном падеже.

Сюжетные картинки, картинки с изображением героев сказки, контурные изображения героев сказки.

Май

Май

2

этап

Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. Учить согласовывать глаголы настоящего времени с существительными в числе. Развивать умение узнавать изображения и силуэты.

Сюжетные картинки, картинки с изображением героев сказки, предметные картинки к игре «Дружные девочки».

3

этап

Воспитывать умение подражать. Учить употреблять предлоги (под, на, между); помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки. Развивать слуховое внимание детей.

Сюжетные картинки, фигурки персонажей  из настольного театра, сюжетная картинка к игре «Спрячь девочку».

12. Сказка «Как коза избушку построила»

1

этап

Вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному. Продолжать уточнять и расширять словарный запас детей за счет существительных, прилагательных и глаголов. Ввести в активный словарь существительные, обозначающие названия деревьев. Развивать умение делать простейшие заключения.

Цветные картинки с изображением деревьев, фигурки персонажей  из настольного театра, картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, красивый платок.

2

этап

Продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников. Расширять активный словарь за счет существительных, обозначающих названия деревьев. Закрепить счет в пределах пяти.

Цветные картинки с изображением деревьев, картинки с изображением героев сказки, фланелеграф, цветные карандаши.

3

этап

Воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей. Учить рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам). Развивать умение рассказывать по сюжетным картинкам.

Поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя, «Чудесный мешочек», сюжетные картинки по сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности

Дошкольное детство  - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей....

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».

Перспективное планирование по теме самообразования  «Развитие речи детей посредством  инновационных  и развивающих технологий»....

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Перспективное планирование по методической теме:  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников среднего возраста 4-5 лет посредством театрализованной деятельности".

   Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желан...