Собственная методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Автоматизация, дифференциация звуков Р и Рь"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кузьменко Ирина Ростиславовна

Закрепление навыка правильного    произношения и различения звуков  Р и   Рь  в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах;

 развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза слов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_r1.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28

Курортный  район  г. Санкт-Петербург

Собственная методическая разработка

Конспект

открытого занятия

(подготовительная группа)

Тема: «Автоматизация, дифференциация звуков  Р и Рь».

Разработала учитель-логолед  Кузьменко Ирина Ростиславовна

                                     

Тема: «Автоматизация, дифференциация звуков  Р и Рь»

Цели:

1)  Логопедические: закрепление навыка правильного    произношения и различения звуков  Р и   Р  в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах;

 развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза слов;

2)  Лексические: упражнение в подборе родственных слов, паронимов, антонимов, в подборе слов-признаков;

3)  Грамматические: согласование числительных с существительными, работа над предложением,  закрепление правильного употребления предлогов;

4)  Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, координации речи с движением.

Оборудование: наборы картинок, букв, слогов, цифр, карточки со словами, детали и чертёж дома, звуковые домики, схемы, песочница, конструктор «Лего», зеркала.

Предварительная работа: составление «песочной картины»   «В деревне Простоквашино».

                                            Ход   занятия

I. Организационный момент.

-Ребята ,сегодня мы с вами побываем в гостях у героев книг Э.Успенского -в деревне Простоквашино. Вы видели м/ф про героев этих книг? Читали книги? Кого из них вы знаете?

-А теперь послушайте: дядя Фёдор, Шарик, Матроскин, корова Мурка, Простоквашино.

Какие звуки часто встречаются в этих словах?

-Мы учились правильно произносить звуки Р и Рь.

-Какой закон правильной речи мы знаем?   /         Звуки слушаем внимательно

                                                                И произносим их старательно

                                                                Говорим спокойно, внятно,

                                                                Чтобы было всем понятно. /

II. Характеристика звуков  Р и Рь , артикуляция, артикуляционная  гимнастика.

         Р и Рь – согласные, звонкие, твердый и мягкий..

     Артикуляция: - губы и зубы раскрыты

                              - кончик языка поднят за верхние зубы

                              -сильная воздушная струя идет по середине языка на кончик

                              -кончик языка дрожит   /схема/

     Гимнастика: --Чтобы наш язычок правильно работал, надо сделать? /гимнастику/ «Веселая

     полянка».

     III.   Развитие  фонематических представлений, анализа и синтеза.

--А теперь отправляемся в гости (вывешивается картинка)

--Кто нас встретил? Кто оказался дома?

   

  1. Огород кота Матроскина. (показ букв Р и Рь)

- Матроскин - очень хозяйственный кот. Он повёл нас на свой огород. Там  росли: морковь,

свёкла, картофель, репка, лук, редиска, петрушка, редька, капуста, горох, помидоры, кабачки, огурец.              

--Как назвать одним словом? /овощи/. –Что росло на огороде у Матроскина? /полный ответ/

   

       2) Матроскин очень любил свою корову Мурку, которая давала много молока. Матроскину интересно узнать, какие продукты можно получить из молока? (анализ слов: сыр, творог, кефир, ряженка, простокваша, йогурт, мороженое (звуковые домики)

        

  1. Анализ предложений.

--Сколько  слов в предложениях со звуками Р и Рь? /показ цифр  1-5/

Почтальон Печкин принёс письмо от дяди Фёдора. Дядя Фёдор приехал в Простоквашино  на каникулы. У Матроскина была корова Мурка и теленок Гаврюша. Шарику подарили  фоторужьё.

         

       IV. Работа  со слогом.   ( карточки со слогами)

             

--  Пёс Шарик предлагает нам игру  «Придумай слово по первому слогу».

           Ра- ра- ра – начинается игра. Я прошу со слога РА  мне сейчас назвать слова /раки, ракета, рана,  радуга/

           Ру- ру- ру—продолжаем мы игру, где слова со слога РУ /рука, ручка, рубашка, ручей, рукавицы/

           Ры- ры – ры—продолжаем ход игры, где слова со слога РЫ /рыба, рысь, рыть, рычать/

           Ре- ре- ре—упражняемся в игре, где слова со слога РЕ /реки, репка, речь, рейка/

         V.   Работа  со словом.        

        

        --  Как мы говорили, Матроскин был очень хозяйственным. И вот он решил построить новый дом. Мы будем ему помогать. Но сначала попробуйте к слову    \ строить \    подобрать близкие слова, похожие по смыслу (семья слов, родственники)  \ построить \ стройка \ строитель \ строительный \

        -- Матроскин заказал по почте строительный материал и почтальон Печкин доставил посылку. Открываем (4 узелка). Здесь детали, части дома. Здесь же  вложен чертёж  этого дома / на доску / . На всех деталях дома   стоят такие же номера. Вы сейчас возьмете по 2 детали дома. Посмотрите, какие номера вам достались.            

--Чтобы построить дом, нам  надо выполнить 2 задания.

--Матроскин даёт 1-е задание: положить цифры 2 и 5. Заменить  первый звук в словах  на звуки  Р  или Рь, соотнести эти слова с числами 2 и 5.

мак – рак                   поза – роза

лепка – репка            печка – речка

кот – рот                    мука – рука

танец – ранец            высь – рысь

--Молодцы! С 1-й по 4-ю детали согласно чертежа выложить на магнитной доске.

        

--2-е задание даёт Шарик: ответить наоборот, подобрать противоположное слово со звуками Р и Рь. Например: плохо – хорошо

        длинный -                        левый -                        больной –

        холодный -                        узкий -                        позади –

        медленно -                        злой -                                вчера –

         вниз -                                белый -                        мороз –

--Хорошо! С 5-й по 8-ю  детали согласно чертежа  выложить на магнитной доске. Сравним с чертежом.

       Всё правильно.

      А теперь отдохнём!

VI.   Физминутка   « Расскажи стихи руками».  Стихотворение « Строим  дом»

                                   1) На пригорке за ручьём                        3) Печку мы кладём повыше,

                           Мы сейчас построим дом.                    Вот уже труба на крыше.

                           Начинаем строить дом:                            Из трубы дымок кольцом,-

                           Тут фундамент подведём.                                Дело только за крыльцом.

                            2) Класть кирпич к кирпичу -                 4) Стены мы поставили,

                            Это нам по плечу.                                     Стекла в рамы вставили.

                            Заберёмся мы повыше                             Приходите в светлый дом,

                            И на дом поставим крышу.                     Здесь мы дружно заживём!

        

  1. Работа над словосочетанием и предложением.

--Наш дом почти готов. Но чего же не хватает? Какие части дома  нужно ещё добавить с условием -  в их названии должны быть звуки Р и Рь?  /одновременно подбор признаков по цвету, размеру, материалу, внешнему виду, форме /.  Крыша, труба, дверь, рамы, крыльцо, чердак, ворота, забор.

--А теперь подумаем, что бы хотели в новом доме поставить, повесить Матроскин и Шарик /со звуками Р и Рь/ ?   Кровать, кресло, телевизор, картина, ковёр,   люстра. / картинки даются детям /

--Составим предложения с этими словами, представив, как Матроскин и Шарик  стали бы располагать все эти предметы.   /2 человека про Матроскина,  2- про  Шарика /.

         / Детям даются карточки со словами: стена, угол, окно, кровать, пол, потолок./

--Опираясь на картинку и слово, составить предложения :

                Шарик поставил кровать у стены.

                Матроскин поставил кресло в углу.

                    Шарик повесил картину над кроватью.

                Матроскин положил ковёр на пол.

                Шарик поставил телевизор у окна.

                Матроскин повесил люстру под потолком.

  1. Закрепление звуков в стихах.

--Дом для наших героев готов. В комнате уютно и красиво. А сейчас давайте устроим маленький концерт и расскажем стихи про наших друзей.

--Как вы думаете, о ком бы хотел послушать стишки  Шарик? (о собаках) А Матроскин? (о котах) /рассказывают/   - Спасибо! Очень хорошо!

--На этом мы прощаемся с нашими героями, но с ними можно вновь встретиться, прочитав эти книги  /показ/.

  1. Итог занятия.

– Какие звуки учились внимательно слушать и правильно произносить?

-- Какой закон правильной речи вы должны выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь . ПОЛЕТ НА МАРС»

Данный конспект занятий посвящен дифференциации звуков Л - Ль, Р-Рь в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

Конспект занятия НОД учителя-логопеда Тема «Автоматизация и дифференциация звуков [Ж] – [З] в словах, фразах».

Конспект НОД учителя-логопеда для детей подготовительной группы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО....

конспект занятия в подготовительной группе по теме "Автоматизация звука Р, МАГАЗИН"

ЦЕЛЬ: автоматизировать звуки Р,РЬ в  слова и связную речь.Задачи:Коррекционно-развивающая:Закрепить артикуляционный уклад;Автоматизировать звуки Р,РЬ в слова и связную речь;Развивать фонематическ...

Методическая разработка по теме: "Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах и предложениях"

Конспект занятия учителя-логопеда с детьми поготовительной группы. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах и предложениях....

Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»

Конспект индивидуального занятия на тему:«Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»...