Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».
план-конспект занятия (логопедия) на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с].

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;

- продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий.

Коррекционно-развивающие:

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- развивать пространственное воображение.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок, совёнок, змейка; ПК с игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

I.Ход занятия

II. Характеристика звуков.

III. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах.

IV. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в словах.

Игра «Найди слово»

Игра «Подарим подарки»

Игра «Отгадай слово»

Игра «Эхо»

Игра «Угадай»

V.  Физкультминутка.

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в чистоговорках.

VII. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в предложениях.

Игра «Составь предложение» (Картинки на ПК)

Игра «Слова подскажут цифры»

VIII. Звуковой анализ слов.

Игра «Раскрась звуки»

IX Итог занятия:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с].

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;

- продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий.

Коррекционно-развивающие:

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- развивать пространственное воображение.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок, совёнок, змейка; ПК с игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

I.Ход занятия

II. Характеристика звуков.

III. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах.

IV. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в словах.

Игра «Найди слово»

Игра «Подарим подарки»

Игра «Отгадай слово»

Игра «Эхо»

Игра «Угадай»

V.  Физкультминутка.

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в чистоговорках.

VII. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в предложениях.

Игра «Составь предложение» (Картинки на ПК)

Игра «Слова подскажут цифры»

VIII. Звуковой анализ слов.

Игра «Раскрась звуки»

IX Итог занятия:

I.Ход занятия

Как то днём медвежонок Мишутка сидел дома и смотрел в окошко. За окном шумел дождик. Делать ему было совсем нечего, и он скучал. Вдруг кто-то постучался в дверь. Медвежонок открыл дверь и увидел свою подружку змейку Шушу. Мишутка очень обрадовался. «Заходи» - предложил медвежонок змейке. «Мишутка, я так промокла и замерзла, на улице так ш-ш-ш-лякотно» - сказала змейка. «Не ш-лякотно, а слякотно» - сказал кто-то. Мишутка и Шуша испугались, ведь вокруг никого не было. Они уже хотели закрыть дверь, как кто-то сказал: «Я что должен остаться на улице и мокнуть под дождём?» Мишутка выглянул на улицу и увидел, что на дереве рядом с его домиком сидит его друг сычик Савва. «Залетай скорей, а то совсем промокнешь» - предложил Мишутка. Совёнок залетел в дом. Медвежонок поставил греться чайник на плиту, чтобы напоить своих друзей горячим чаем с вареньем. Они ведь совсем замерзли. Скоро чайник закипел и стал свистеть С-с-с. «Мишутка, чайник заш-ш-швиштел» - сказала Шуша. «Не заш-ш-швиштел , а засвистел» - поправил Шушу совёнок Савва. «Нет заш-ш-швиштел » - возмутилась змейка. «А, я говорю, засвистел!» -возразил Савва. Шуша и Савва стали спорить, засвистел или зашвиштел чайник. (А ты как думаешь? – спрашивает логопед у ребёнка) Мишутка расстроился, что друзья затеяли спор. Он решил их померить. «Друзья не надо спорить» - сказал Мишутка. «Савва, Шуша не умеет произносить звук С. Давай её научим, как ты научил меня» Савва с радостью согласился. «Савва, я сам путаюсь в словах, не могу понять где нужно произносить звук С, а где звук Ш » - смущённо сказал Мишутка. «Хорошо» - ответил Савва. Совёнок был очень умный, он умел произносить все звуки правильно. «Давай каждый из нас расскажет о своём любимом звуке» - предложил Савва Шуше.

II.Характеристика звуков.

А) Характеристика звука [С].

[С] – согласный, глухой, твёрдый, парный.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

Посередине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

-Ссс! – синичка просвистела.

-Ссс! – свирель в лесу запела.

-Ссс! – в кустах свист соловьиный.

-Ссс! – свисток сирени сильный.

Б)Характеристика звука [Ш].

[Ш] – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Буква «Ш» в таких словах:

Шпалы, шест, шарада. Шах.

Ш-ш-ш я просто написала:

Три шеста и снизу шпала.

Ш-ш-ш в начале слов прочтём:

Шоколад, шаланда, шторм,

Шашки, шахматы, щофёр,

Штанга, шарабан, шахтёр.

«У нас получилась» - обрадовались зверята. «Давайте споём» - предложил Мишутка.

III. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах.

Слоговые ряды:

СА-ша                                                 су-шу

Ша-са                                                  шу-су

Со-шо                                                 сы-ши

Шо-со                                                 ши-сы

СА-са-са – ша-ша-ша

Шо-шо-шо – со-со-со

Су-су-су – шу-шу-шу

Ши-ши-ши – сы-сы-сы

«Как красиво» - воскликнула Шуша. «Давайте поиграем!» - предложил Савва.

IV. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в словах.

Игра «Найди слово»

«Мишутка, Шуша! Посмотрите, нас окружаю разные предметы, в некоторых из них спрятались звуки С и Ш. Давайте найдём их» - предложил Савва.

(ребёнку предлагается найти предметы со звуками С и Ш. За каждый правильный ответ даются фишки (звук Ш – синие; звук С – зелёные). Картинки: вешалка, стол, стул, шкаф, шарф, стакан, чашка, лукошко, санки, кастрюля).

Игра «Подарим подарки» Ребёнку предлагаются разрезные картинки с изображением слов со звуками С и Ш. (машинка, сундучок)

Игра «Отгадай слово» (Вставь пропущенные звуки С и Ш в слова)

-ом                                                                        ду-

-апка                                                                    коко-

-умка                                                                    ква-

-уба                                                                      камы-

-лем                                                                     анана-

-ова                                                                     компа-

-айба                                                                   ланды-

-ад                                                                       шала-

Игра «Эхо» (образовать признаки)

Смех - смешной

Пух – пушистый

Уши – ушастый

Потеха – потешный

Успех -успешный

Игра «Угадай» ( Картинка на ПК. Инструкция: Какой слог добавить, чтобы получилось слово).

Подушка, бабушка, доска, катушка, занавеска, вышка, мишка.

Песня, башня, черешня, пашня, барышня, конюшня, вишня.

Упражнение «Сосчитай»

Сосновая шишка, пушистая сосна.

( Пример: одна сосновая шишка, две сосновые шишки…)

V. Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в чистоговорках.

Са, са, са — хитрая лиса.

Ша, ша, ша — уточка у камыша.

Са, са, са — в комнате оса.

Ша, ша, ша — одеваем малыша.

Сы, сы, сы — у кота усы.

Ши, ши, ши — наши малыши.

Сы, сы, сы — курносые носы.

Ши, ши, ши — маме помаши.

Со, со, со — мы накинули лассо.

Шо, шо, шо — летом хорошо.

Со, со, со — от телеги колесо.

Шу, шу, шу — тыкву потушу.

Ас, ас, ас — купили ананас.

Шу, шу, шу — шили шорты малышу.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас.

Аш, аш, аш — мы идём на пляж.

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис.

Аш, аш, аш — покупаем мы гараж.

Ис, ис, ис — шар на дереве повис.

Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос.

Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс.

Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь.

Ус, ус, ус — на ноге укус.

Иш, иш, иш — в небо улетишь.

Ус, ус, ус — у кита китовый ус.

Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.

Ус, ус, ус — пробуем арбуз на вкус.

Эш, эш, эш — яблочко поешь.

Эш, эш, эш — в нашей стенке брешь.

Ош, ош, ош — покупаю брошь.

Ош, ош, ош — примеряю юбку клёш.

Уш, уш, уш — принимаю душ.

Уш, уш, уш — во флаконе тушь.

VII. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в предложениях.

Игра «Составь предложение» (Картинки на ПК)

Дети идут из школы.

Мама шьёт сарафан.

Дедушка плетёт сеть.

Бабушка вяжет носок.

Игра «Слова подскажут цифры» Инструкция: помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно.

У Саши был день рождения. К нему пришли его друзья и подарили подарки.

1 подарила 2. 3 пришёл с цветными 4. 5 подарила цветную 6. 7 подарил вкусную 8.

(краски, карандаши, шапка, шоколадка)

VIII. Звуковой анализ слов.

Игра «Раскрась звуки» Ребёнку предлагается картинки с звуковой схемой, которые нужно раскрасить.

Сосна, шишка, сушка.

IX Итог занятия: Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...