Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay_-_konspekt.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
(старший дошкольный возраст)
Учитель-логопед
Мартюшева Л.Г.
Цели:
I Образовательные (программное содержание).
Расширять представление детей о родной стране, об обычаях и традициях русского народа. Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме. Учить находить на карте Россию, находить реки, озера, моря. Закреплять знания детей о гербе и флаге России, о Москве, как столице нашей Родины.
Обогащение словарного запаса детей, уточнение слов: гостеприимный, хлебосольный, доброжелательный. Обучение счетным операциям (счет до 10).
II Коррекционные.
- Совершенствование связной речи.
- Формирование у детей навыков разговорной речи. Образование форм имен существительных множественного числа Родительного падежа.
- Работа над грамматическим строем речи. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:
учить правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
введение в спонтанную речь детей антонимов, существительных множественного числа в Родительном падеже;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
- Закрепление понятия "гласный звук".
- Формирование правильного произношения, артикуляционных навыков. Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, памяти.
- Развитие динамической координации движений. Тренировка слухо-речевой памяти. Развитие пространственно-временных отношений.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие счетных операций.
III Воспитательные.
Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми, желание радовать других.
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к старшим, к гостям.
Воспитывать усидчивость, умение проявлять выдержку.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, следовать установленным нормам поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Формировать умение оценивать свою работу.
Оборудование.
Печь, каравай, мяч, доска, наборное полотно, карта мира, глобус, карта России, календарь погоды, диктофон, кассета с фонограммой песни, разноцветные полоски из картона, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", флаг России, герб Москвы, картинки с видом животных, 8 синих дощечек, буквы А, У, И, О, картинки на эти звуки, сундучок, открытки, фишки.
Подготовительная работа.
Знакомство с глобусом, картами, гербом и флагом России. Чтение книги о истории герба и флага. Игра в Лото "История Москвы".
Разучивание с детьми поговорок, пословиц, стихотворений и песен о Родине. Чтение книг о русских богатырях, о великих полководцах (А. Невский, А. Суворов).
Рассматривание картин художников. Прослушивание аудиокассет с записью народной музыки, художественного исполнения сказок А.С. Пушкина.
Выделение гласных звуков в начальной позиции под ударением. Игры со звуками.
План занятия.
№ | Тема | Время |
1. | Приветствие. | 1 мин. |
2. | Сюрпризный момент. | 1 мин. |
3. | Организационный момент. Сопряженная речь. | 0.5 мин. |
4. | Ориентировка во времени (когда мы встретились). | 1 мин. |
5. | Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. | 0.5 мин. |
6. | Ориентировка в пространстве (где мы находимся). | 1 мин. |
7. | Сопряженная речь. Стихотворение. | 1 мин. |
8. | Логоритмика. Песня "Умывает красно солнышко". | 1 мин. |
9. | Работа с глобусом, картами (Чего много в нашей стране? Родительный падеж множественного числа существительных). | 3 мин. |
10. | Игра "Выдели первый звук" (реки России). Деление на слоги | 2 мин. |
11. | Логоритмика "Гласные звуки". Угадай по артикуляции звук. | 0.5 мин. |
12. | Развитие фонематических представлений. Игра "Путешествие по рекам России". | 3 мин. |
13. | Физминутка. | 1 мин. |
14. | Игра с мячом. "Скажи наоборот". Подбор антонимов. | 2 мин. |
15. | Беседа по репродукции картины В. Васнецова "Богатыри". | 2.5 мин. |
16. | Чистоговорка. | 0.5 мин. |
17. | Герб, флаг России. Беседа. Конструирование из полосок цветного картона (выложить правильно цвета флага). | 4 мин. |
18. | Подведение итогов. Тренировка памяти. Подсчет фишек. | 2 мин. |
19. | Сюрпризный момент. Пословицы о Родине. | 2 мин. |
20. | Прощание. | 0.5 мин. |
Итого: | 30 мин. |
Ход занятия.
I. Приветствие.
Дети входят в группу.
Логопед: - Ребята, у нас сегодня необыкновенный день: к нам приехали гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: Разные варианты приветствия. Например: Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать. Мы рады Вас видеть.
Логопед: - Поприветствуем дорогих гостей по русскому обычаю поклоном. Положить правую руку на левое плечо, а затем наклониться и коснуться ею пола. Выполнить вместе с детьми со словами: "Добро пожаловать, дорогие гости".
- А еще можно сказать: "С Рождественским постом!" Так приветствуют православные люди в это время друг друга.
По традиции русского народа дорогих гостей встречают хлебом и солью. Наш народ всегда отличался тем, что был гостеприимным, хлебосольным, доброжелательным, радушным и щедрым.
II. Сюрпризный момент.
Логопед: - У нас есть волшебная русская печка. Если ее вежливо попросить, то она испечет хлебушка для гостей.
Дети: Просят печку, употребляя вежливые слова.
Логопед включает диктофон. Под русскую народную музыку слышны слова печки: "Хорошо, детушки! Только дайте мне время и знайте, что доброе слово - лучше мягкого пирога. А вы пока сами не ленитесь, потрудитесь, дорогих гостей развлеките, что умеете – покажите, что знаете – расскажите".
III. Организационный момент. Речевая зарядка.
Дети (хором): Пусть каждый день и каждый час
Нам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у нас,
А сердце умным будет.
IV. Ориентировка во времени. Работа с календарем погоды.
Логопед: - Ребята, когда к нам пришли гости? Какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Логопед: - Какой идет месяц?
Дети: - Декабрь.
Логопед: - Какое сегодня число?
Дети: - 2 декабря 2004 года от Рождества Христова.
Логопед: - Какой сегодня день недели?
Дети: - Четверг.
Логопед: - Какое время года было перед зимой? После зимы? Назовите соседей зимы. Сколько всего времен года? Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году?
Дети (например): - Перед зимой была осень. И т.п.
V. Пальчиковая гимнастика. Самомассаж.
Речь с движениями.
Логопед: - Ребята, какая сегодня погода?
Дети: - Холодная, морозная и др.
Логопед: - Наверное, наши гости замерзли. Поможем им разогреть руки:
"Был мороз. Замерзли братцы …".
Дети: разминают пальцы рук, хором проговаривая слова.
VI. Ориентировка в пространстве.
Логопед: - Ребята, где мы находимся? Расскажем нашим гостям, куда они приехали.
Дети встают в круг и начинают от маленького круга до самого большого расходиться, а затем – снова сходиться в маленький кружок:
- Мы находимся в старшей логопедической группе на втором этаже детского сада №35 "Родничок". В поселке Краснознаменском. В Щелковском районе. В Московской области. В стране Россия. На планете Земля. В Солнечной системе. В Космосе, во Вселенной" (большой круг).
- Мы находимся во Вселенной, в Космосе. В Солнечной системе. На планете Земля. В стране Россия. В Московской области. В Щелковском районе. В поселке Краснознаменском. В детском саду №35 "Родничок". На втором этаже. В старшей логопедической группе.
VII. Сопряженная речь. Стихотворение о малой Родине.
Логопед: - Ребята, как называется наш детский сад?
Дети: - "Родничок".
Логопед: - Что значит слово "родничок"?
Дети: - Источник, ключ, вода, которая бьет из земли.
Логопед: - Родничок – это вода, которая родилась из земли.
А где вы родились? Как называется наша малая Родина?
Дети: - Поселок Краснознаменский.
Логопед: - Посмотрите в окно. Что вы видите красивого?
(Ответы детей)
- Расскажем стихотворение.
"Все, что вижу из окна –
Это Родина моя …"
Логопед: - Кто из вас помнит, в честь Кого построен храм, который мы видим из окна?
Дети: - Храм в честь Рождества Богородицы.
Логопед: - Наша Родина находится под особым Покровом Божией Матери. Как называется наша Родина?
Дети: - Россия.
Логопед: - Малая Родина – это наш поселок, а большая Родина – вся страна.
VIII. Логоритмика.
Песня "Умывает красно солнышко".
Дети поют песню и выполняют движения.
IX. Работа с глобусом, картами.
(Образование форм имен существительных
множественного числа Родительного падежа).
Логопед: - Ребята, что у меня в руках?
Дети: - Глобус.
Логопед: - Что такое глобус?
Дети: - Глобус – это модель Земли.
Логопед: - Кто покажет нашу Родину на глобусе?
1 – 2 ребенка показывают.
Логопед: - Карта мира – это развернутый глобус. Ее удобнее рассматривать.
Все переходят к карте мира на стене.
Логопед: - Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалеку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Кто покажет, на каком материке находится Россия?
Дети показывают.
Логопед: - А теперь посмотрим на карту России. На ней более отчетливо все видно.
Дети подходят к карте России.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чего много в нашей стране?
Дети (например): - Много морей, рек, лесов, гор, озер, островов, городов, деревень, болот …
Логопед: - Ребята, а кого много в наших лесах?
Дети: - Животных, птиц.
Игра с пальчиками. "Я по дереву стучу".
Логопед: - Поиграем в игру "Не ошибись!" У меня картинки с видом разных животных. Если животное живет в нашей стране, то надо картинку положить на карту, где обозначена Россия. Если это животное не живет в России, то на карту класть нельзя.
Дети получают карточки и по очереди говорят:
- В нашей стране много медведей.
- В России нет львов. Их можно увидеть только в зоопарке.
(Картинки: дикие животные наших лесов и животные жарких стран. Игра проходит, сидя на ковре).
X. Игра "Выдели первый звук". Деление на слоги.
Логопед: - Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием.
Встаем с ковра.
- Покажите, пожалуйста, реки на карте.
Дети указкой показывают.
- Какой первый звук вы слышите в названии рек: Амур, Урал, Обь, Иртыш?
Дети называют.
- Разделим слова на слоги. Хлопаем в ладоши.
Сколько слогов в этих словах?
Дети садятся на стульчики.
Логопед: - Встать может тот, кто вспомнит короткое слово в 1 слог.
Дети называют, хлопая в ладоши (например): - Ночь, день, снег, дождь, дуб, волк, лось, кот, слон, жук, дочь, сын …
XI. Логоритмика "Гласные звуки".
Угадай звук по артикуляции.
Логопед: - Ребята, какой наш родной язык?
Дети: - Русский.
Логопед: - Нам надо научиться красиво говорить на родном языке. Ведь как говорится в одной сказке:
"А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит".
Из какой сказки эти слова? Кто ее написал?
Дети: - Сказка о царе Салтане. Написал ее великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Логопед: - Речь и реченька – похожи. Наша речь звучит, будто течет речка.
Расскажите стихотворение о гласных звуках и угадайте, какой звук я хочу назвать.
Дети: - "Этот звук легко поется …" Затем отгадывают звук по артикуляции.
XII. Развитие фонематических представлений.
Игра "Путешествие по рекам России".
Логопед: - Ребята, выложите, пожалуйста, на полу из дощечек:
Четыре речки по две дощечки (из строительного набора в 8 дощечек).
- Это будут реки: Урал, Обь, Иртыш, Амур. Выделите, пожалуйста, первый звук в каждом слове.
Кладем буквы А, У, И, О.
- Вы хотите отправиться в путешествие по рекам России? У меня в руках билеты для вас. Определите, по какой реке будете плыть.
Картинки: астра, азбука, утка, утюг, овощи, обруч, игла, индюк и др.
Ребенок называет слово, выделяет первый звук и подходит к той "реке", где лежит соответствующая табличка с буквой.
XIII. Физминутка.
Имитируем плавание.
Логопед: - Ребята, а сейчас можно плавать по рекам?
Дети: - Нельзя.
Логопед: - Почему?
Дети: - На улице зима, все реки покрыты льдом.
Логопед: - Ребята, а в Африке тоже холодно и замерзли все реки?
Дети: - Нет. В Африке жарко, там не бывает снега и мороза.
Логопед: - Вот видите, какая замечательная у нас страна. Есть все времена года и всегда разная погода. Что хорошего, когда много снега зимой?
(Ответы детей).
XIV. Подбор антонимов. Игра с мячом "Скажи наоборот".
Логопед говорит слово и бросает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу:
Логопед: - Волга широкая, а Клязьма?
Дети: - Узкая.
Жарко – холодно, глубоко – мелко, быстро – медленно, светло – темно, далеко – близко, высоко – низко, друг – враг …
XV. Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри".
Дети садятся за столы.
Логопед: - Наша страна очень большая, но дружная, мирная. Никогда Россия сама не нападала на другие страны. Но если нам угрожала опасность, и враги пытались захватить нашу землю, то русские люди боролись очень мужественно за свою Родину.
Что это за картина? Кто ее написал? Кто изображен на ней?
Дети: - Картина "Богатыри". Написал художник Васнецов. Три богатыря на картине: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Логопед: - Ребята, что вы помните об этих богатырях?
(Ответы детей).
Логопед: - А каких еще великих полководцев вы знаете?
Дети: - Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Донской …
XVI. Чистоговорка.
"От топота копыт
Пыль по полю летит".
XVII. Герб, флаг России.
Конструирование из полосок цветного картона.
Логопед: - Ребята, мы говорили сегодня о том, чего много в нашей стране и кого много. А что, вы знаете, есть одно у нашей России? (Герб и флаг).
Показываю герб Москвы.
Логопед: - Что это? (Икона).
Кто изображен здесь?
Дети: - Это святой Георгий Победоносец. Он поражает змея.
Логопед: - Почему эта икона у нас здесь всегда стоит?
Дети: - Это герб Москвы и Московской области. На гербе России тоже есть Георгий Победоносец.
Логопед: - Вспомните флаг России. Перед вами полоски из картона. Какого они цвета?
Дети: - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.
Логопед: - Выберите себе полоски и выложите на столе так, чтобы получился флаг России.
Включаю магнитофон. Под фонограмму песни "Моя Россия" дети выкладывают полоски.
Показываю флаг России.
- Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху? Какая снизу? Какая посередине?
XVIII. Подведение итогов.
Логопед: - Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что вы успели показать и рассказать гостям?
Дети отвечают. Выдаю фишки за ответы. Подсчет фишек.
XIX. Сюрпризный момент. Пословицы о Родине.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чем можно порадовать наших гостей? Что можно подарить им на память?
(Ответы детей)
Логопед: - А еще можно подарить стихотворение. У нас есть сундучок, который откроется, если вы вспомните пословицы о Родине.
Дети называют пословицы.
Из сундучка достаю открытки, зачитываю стихотворение:
Русь – необъятная, добрая, щедрая,
Непобедимая и милосердная,
Гостеприимная и хлебосольная,
Русь – православная и колокольная,
Многоголосая и многоликая,
Сильная, стойкая,
В общем – великая!
(Автор Филькина Л.В.)
Дарим открытки всем.
XX. Прощание.
Подходим к печке. Включаю диктофон. Слышна музыка. Печка говорит: "Молодцы, детушки! Потрудились, а теперь попотчуйте гостей моим караваем".
Достаю из печки каравай. На рушнике подносим гостям:
- Хлеб да соль, дорогие гости!
Гости отламывают по кусочку, обмакивают в соль и съедают.
Дарим каравай гостям. Прощаемся.
- До свидания, дорогие гости!
- Рады будем видеть Вас снова!
- До встречи!
- Счастливого пути!
- Всего Вам доброго!
- Ангела-хранителя в дорогу!
- Спаси Вас, Господи!
- С наступающим Новым годом и Рождеством!
Земной поклон.
Речевой материал.
1. Стихотворение:
Все, что вижу из окна –
Это Родина моя.
Вижу поле, вижу речку,
Вижу облака – овечки,
А за полем, там вдали,
Вижу часть святой земли,
Где стремится к небесам
Православный дивный храм.
(Автор Филькина Л.В.)
2. Песня:
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе,
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Припев:
Ни вблизи, ни вдали
Не найти мне земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза,
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Припев.
(муз. П. Аедоницкого, слова И. Шаферана)
3. Пословицы:
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Кто Родине изменяет – того народ презирает.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Своя земля и в горсти мила.
На чужой земле и весна не красна.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Москва – всем городам мать.
4. Пальчиковая гимнастика:
Был мороз. Замерзли братцы,
Начали отогреваться.
Этот – в бане, этот – в ванне,
Этот – греется в кармане,
Этот – в мамином платке,
Этот – в нашем кулаке.
То-то теплое местечко,
Греет пальчик, словно печка.
5. Гласные звуки:
Этот гласный звук поется,
Этот звук, как песня льется,
Называть мы будем гласным,
Будем красить цветом красным.
А, О, У, И, Э, Ы.
6. Чистоговорки:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
"Дятел" (игра с пальчиками)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть он скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Издательский дом "Воспитание дошкольника", М. 2004.
2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. "Аркти", М. 2002.
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Д.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и учителей. "Баласс", М. 2003.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). ЦГЛ, М. 2004.
5. Шорыгина Т.А. "Родные сказки". Нравственно-патриотическое воспитание. "Прометей", "Книголюб", М. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Конспект занятия по познавательному развитию "Родной свой край, люби и знай"
Расширять и обогащать знание детей о своей малой родине - Алтайском крае...
конспект занятия по окружающему миру на тему "Родной свой край, люби и знай"
Путешествие по родному городу...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...
Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и знай» для старшей группы
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за родной край, где они живут, за свою малую Родину....
Конспект педагогического мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию. «Родной свой край люби и знай». (занятие-путешествие)
Цель: формировать нравственно – патриотические чувства через актуализацию знаний о городе Сим; развивать познавательный интерес, расширять и пополнять кругозор детей.Задачи: 1. Формировать предс...
Историко-патриотический проект в старшей логопедической группе «Родной свой край люби и знай»
Дошкольное детство- важнейший период становления личности, в который формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств. Нр...