Конспект занятия по познавательному развитию "Родной свой край, люби и знай"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширять и обогащать знание детей о своей малой родине - Алтайском крае
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_altayskiy_kray.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 224 «Здоровье» комбинированного вида
(МБДОУ «Детский сад № 224»)
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Родной свой край люби и знай»
.
воспитатель
Гостевская Л.В.
Барнаул, 2018
Программные задачи:
- Закреплять понятие, что такое малая родина;
- Знакомить с ее богатствами, особенностями, историческим прошлым;
- Формировать нравственные качества детей, воспитывать чувство патриотизма через любовь к своему краю, родным местам;
- Формировать ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей Родины через развитие основ экологической культуры.
- Расширять словарный запас детей, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над синонимами и антонимами, заучивать пословицы и поговорки, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные и родственные слова; учить использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.
Ход занятия.
Откуда пошло название - Алтай
Воспитатель.
- Ребята сегодня на занятии вы узнаете много нового и интересного.
Посмотрите внимательно на глобус. Какой огромный наш общий дом – Земля! Сколько разных стран, которые нам кажутся такими таинственными, прекрасными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная оказывается наша Родина. Широки и необъятны ее просторы. Давайте посмотри с вами на карту. Россия славится своими городами, в ней много морей, озер и рек. Каждый город по-своему прекрасен и полон замечательных людей. Назовите столицу нашей родины.
Дети. Москва.
Педагог. Но сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине. Может кто-нибудь из вас знает как она называется?
Дети. Алтайский край.
Педагог. А столица?
Дети. Барнаул.
Посмотрите на карту. Вот это Уральские горы, а за ними – Сибирь, Западная, Восточная. А на юге Западной Сибири – Алтай, земля, где нам с вами выпало счастье родиться и жить. Давайте полюбуемся с вами красотой нашего Алтайского края. Посмотрите на фотографии. Что вы видите на них?
Дети. Лес, озеро, горы, тропинки.
Педагог.
- А давайте мы с вами прогуляемся по одной из тропинок нашего края. По дорогам едут, а по тропинкам идут, чтобы ничего не пропустить, все запомнить, отложить в своем сердце и душе.
Представим себя идущими в мир природы. Но мы должны помнить, отправляясь в путь: нужно быть внимательными, зоркими; не обижать животных и птиц, беречь природу.
«Идем» по тропинке, садимся в круг на ковер
- Откуда произошло это слово – Алтай?
Давайте сравним «Алтай» и «алтын». Эти слова очень похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Наш Алтай – это золотой край!
Дети рассматривают фотоиллюстрации.
Первое поле, которое встретилось нам на пути, - желтое. Это Кулундинские степи. Степи Алтая необычнее: они золотые, потому что там выращивают пшеницу. Хлеб – это главное богатство Алтая. На Алтае в бескрайних степях растет пшеница. Каждое ее зернышко золотое!
А как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети. Хлеборобы.
Воспитатель. Давайте станем с вами «хлеборобами».
Дети имитируют труд хлеборобов в игре: пашут, удобряют, сеют, косят, месят, пекут.
«Хлеб» - люди произносят это слово с чувством глубокого уважения, теплотой.
А как можно ласково назвать хлеб?
Дети. Хлебушек
Воспитатель. Вспомните и назовите пословиц о хлебе.
Дети. «Без печки холодно, без хлеба голодно»,
«Хлеб всему голова»,
«Обед, не обед, если хлеба нет»,
«Без труда хлеб не родится никогда».
Дети объясняют пословицы о хлебе
На Алтае есть горы. Там растут большие деревья с толстыми ветвями, с длинными иголками. Это кедры. В каждой кедровой шишке – орешки. Не простые они, а золотые. Почему? Эту тайну нам с вами предстоит разгадать..
В кедровых лесах живут соболи – «пушистое золото» Алтая!
А под кедрами, глубоко в земле, затаились похожие на земляных человечков корни. Это «женьшень» - золотой корень!
Корни эти выкапывают желто-пятнистые круторогие алтайские олени – маралы с «золотыми» рогами.
Педагог. Вот сколько тайн скрывает наш золотой край!
(Звучит запись шума воды)
На полу раскладывается карта Алтайского края
На Алтае немало рек: Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Чулышман, быстрых, говорливых. Бия спешит навстречу Катуни, Катунь навстречу Бии. Вода в Катуни синяя, в Бии зеленая. Две быстрые реки сойдясь, образуют тихую полноводную сине-зеленую реку Обь. Откуда пришло это слово? Одни ученые полагают, что от слова «обе» (Катунь и Бия стали единой Обью). Другие считают, что от персидского слова «об» - вода. Ведь очень давно здесь жили персы. Они и дали реке имя «Обь» Когда солнце исчезает за самой главной рекой Алтая – Обью, вода в ней становится золотой.
Игра «Две реки»
Дети делятся на две команды и становятся друг за другом в колонны. В руках у одних – голубая лента, у других – зеленая. Дети бегут, представляя себя реками (под быструю музыку, музыка замедляется), дети встречаются берутся за руки и идут медленным шагом, представляя себя одной могучей рекой.
Сибирский кедр
Воспитатель.
- Отправляемся дальше по тропе. Давайте остановимся на лесной полянке и познакомимся с могучим, красивым и поистине бесценным деревом Алтая – кедром. А помогут нам в этом птица кедровка, доктор Айболит и лесник.
Еще с давних времен кедр считали одушевленным, видели в нем живое божество. Объясняли это легендой. «Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под развесистым кедром. Кедр был очень стар, кора потрескалась, ветви искривились, на земле – целая гора хвои, опавшей за долгие годы жизни дерева. Крепко заснул охотник на хвойной подстилке. На заре он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор – это старый кедр, под которым спал охотник, беседовал с молодым соседом. Старый кедр жаловался молодому на то, что он обессилел совсем и даже стоять ему трудно. «Что же ты не падаешь?» - удивился молодой. «Я упал бы еще вчера, но подо мной лежит уставший человек». Пожалел охотник старое дерево, крепко обнял когда-то могучий ствол. Закачался старый кедр и со вздохом упал на землю»
Кедр – это вечнозеленое дерево. В высоту достигает сорока метров, диаметр нижней части ствола – около двух метров. Это дерево – долгожитель. Известны кедры, которым 800 лет!
Птичка Кедровка.
- Меня зовут Кедровка. Как вы думаете ребята почему?
(Ответы детей)
Кедровка.
- Потому что кедр – мое родное дерево. Мы не сожжем жить друг без друга. Кедр кормит меня орешками, а я, запасаясь на зиму, прячу их под корягами, во мху и на лесных полянках. Потом забываю, где спрятала. А весной они дают побеги, и из них вырастают молодые кедры.
Воспитатель.
- Но не только кедровку кормит кедр. Любят полакомиться орешками белочка, соболь, медведь; знают их вкус волки и охотничьи собаки. Как не любить это чудесное дерево!
Кедровые орешки не простые, а золотые. Чего в них только нет! Кедровое масло, витамины, полезные для здоровья металлы. Их немного ни мало – девятнадцать. А кедровые сливки! Вкусные, питательные! Из жмыха делают печенье, халву, конфеты. Кедровое масло идет на приготовление лучших рыбных консервов. Сибиряки называют кедр хлебным и молочным деревом.
Доктор Айболит. А вы знаете ребята, что кедр не только кормит, но и лечит. Чай из хвои снимает усталость. Кедровые сливки помогают от многих болезней. Из кедрового масла делают лечебные мази, кремы. От малейшей ранки на коре появляются прозрачные капельки смолистого сока – живицы. Она залечивает раны кедра, но не только; заживляет и очищает раны людей.
Педагог. Вот какой кедр! Накормит и вылечит.
Кедровка.
- А еще кедр известен инженерам, ученым, музыкантам. В посуде из ведра можно подолгу хранить продукты. Почему? До сих пор непонятно. Из хвои кедра делают очень чистый скипидар. А на Барнаульском заводе живицу перерабатывают в бальзам, с помощью которого делают линзы для микроскопов и телескопов. Канифоль – тоже из кедра.
Лесник. Кедровый лес – это таежный город: он дает кров и пищу всем лесным жителям. Если объединить все кедровые леса Алтая в один, то он займет площадь равную площади небольшой страны. Чтобы не оскудели кедровые леса, надо знать главное правило: «Дай лесу больше, чем взял от него».
Педагог. Главной наградой кедру будет наша забота о нем и добрые слова в его адрес. Так какой же наш кедр?
Ответы детей: могучий, стойкий, щедрый, добрый и т.д.
(Рассказы героев сопровождаются показами иллюстраций, музыкой, слайдами)
ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО
Педагог. Ну, что ребята давайте с вами продолжим наше путешествие по тропинкам нашего края. Нас ждут новые тайны земли Алтайской. А вот и первая тайна, куда мы сегодня отправимся вы узнаете, разгадав кроссворд.
- У меня иголки длинней, чем у елки. Я расту прямо в высоту. Если я на опушке, ветви только на макушке. (Сосна)
- Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
(береза)
- Ее всегда в лесу найдешь. Пойдешь гулять и встретишь: стоит колючая как еж, зимою в платье летнем. (ель)
- В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Если вы правильно отгадаете слова и впишите их в клетки по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитает слово, которое обозначает объект природы, на берегу которого мы сегодня будем беседовать. (Озеро).
(Дети разгадывают кроссворд)
Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием.
Среди алтайских озер самое большое – Телецкое. Жители Алтая называли его Алтын-Кель. Кто знает или догадывается, что это означает? Помните, что означает слово «алтын»?
(Ответы детей)
- Алтын-Кель – Золотое озеро. Это еще одна драгоценность Алтая. Чтобы лучше представить себе его величие, давайте решим с вами, на чем мы будем передвигаться?
Дети. На теплоходе
- Что возьмем с собой? Рюкзак. В него положим хлеб, соль, спички и т.д.
Дети строят теплоход из стульев, кубов или большого конструктора и отправляются в путь.
Педагог. Телецкое озеро может быть ласковым, добрым или яростным, диким. Оно никогда не выходит из берегов. А что вы знаете о нем?
(Ответы детей из личного опыта, раннее полученных знаний)
Пора причаливать. Сходим по трапу на берег. Смотрите! Эти две горы, кажется касаются вершинами неба. Одна гора – Карагай, друга – Толок.
А в зеленовато-синем зеркале озера они касаются самого дна. Куда нам идти? Можно подняться в гору, но она очень крутая, давайте пойдем берегом озера, перебираясь с камня на камень.
Игра «Не оступись»
Дети шагают по «камням», старясь не оступиться и не упасть.
Педагог.
- На нашем пути скала. Дальше хода нет! Привал! Пора отдохнуть и подкрепиться. Что у нас в рюкзаке?
(Дети достают спички, соль, хлеб)
- А вы знаете, как правильно развести костер? Так, чтобы не навредить природе?
(Ответы детей).
- Еды у нас пожалуй малова-то. Что-же нам делать?
(Наловить рыбы)
- У нас нет удочек!
(можно их сделать)
- Как?
(Ломать ветки нельзя, но на берегу много сушняка).
- Ребята, а кто знает, как правильно ловить рыбу?
(Только удочкой. Никогда не брать мелкую рыбку, отпускать ее. Наживку использовать покрупнее, чтобы мальки ее не заглотили).
- А как правильно вести себя на берегу?
(Соблюдать осторожность и чистоту)
Дети «ловят» рыбок, на которых написаны вопросы и отвечают на них.
- Может ли рыба жить без воды?
- Чем дышит рыба?
- Назвать хищных рыб
- Зачем нужны хищные рыбы
Педагог. Рыба обладают тонким обонянием. Многие из них по запаху определяют, где вода хоть чуть чуточку загрязнена, и уходят оттуда. Умеют ли рыбы говорить?
Кто знает об этом пословицу?
(«Нем как рыба»)
Но ученые с помощью специальных приборов установили: под водой такой галдеж, что хоть уши затыкай. Звуки издаваемые разными рыбами похожи на карканье, хрюканье, гудок паровоза и т.д. селедки чирикают, а морские петухи ворчат. Рыбы очень хорошо слышат. На голове у них есть внутреннее ухо, которое особой косточкой соединено с плавательным пузырем. Звук доходит до пузыря, а затем отправляется по косточкам к внутреннему уху. Значит рыба слышит плавательным пузырем.
Еще в нашем крае есть удивительное озеро Яровое. Оно известно далеко за пределами Алтайского края. Вода этого озера славится своими целебными свойствами, там лечат людей. Вода этого озера соленая.
Педагог.
- Ну, что ребята наше удивительное путешествие по тропинкам нашей малой Родины подходит к концу. Я думаю, что вы узнали очень много нового и интересного.
- А что вам больше всего запомнилось и понравилось из нашего путешествия?
(Ответы детей)
- Я хочу открыть вам удивительный секрет. В мире очень много прекрасных мест, но самое лучшее то, где ты родился, где сам проторил себе дорогу, где твой дом, где живут твои родители.
- Для того, чтобы наша Родина оставалась такой же красивой, богатой и чудесной все люди, живущие на ее земле должны заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. В заключение занятия мне бы хотелось прочитать вам стихотворение:
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
(В.Шефнер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательное занятие "Свой край люби и знай"
Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста...
НОД по познавательному и речевому развитию «Родной свой край люби и знай» с детьми подготовительной группы.
НОД по познавательному и речевому развитию на тему: «Родной свой край люби и знай»...
конспект занятия по окружающему миру на тему "Родной свой край, люби и знай"
Путешествие по родному городу...
Информационно – познавательный детский образовательный проект «Родной свой край люби и знай!»
На главную страницуРодина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной свой край люби и знай»...