Дифференциация букв х–ж в словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии по теме

Стасуй Наталья Викторовна

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия для учащихся 1-3  классов с нарушениями письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального (подгруппового) логопедического занятия для учащихся 1-3 классов с нарушениями письменной речи.

Тема: «Дифференциация букв х–ж  в словах и словосочетаниях».

Цель: научить  различать буквы х - ж в словах и словосочетаниях.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух;

2. Развивать навык фонемного анализа и слогового синтеза;

3. Увеличить объем словаря по теме «еда»;

4. Уточнить пространственную ориентировку;

5. Развивать логическое мышление и слуховую память ( научить детей удерживать в памяти сложные инструкции);

6. Пропагандировать здоровое питание.

Оборудование: схемы для определения букв, таблица для записи слов с буквами х и ж, цифровые линейки, карточка со стрелкой, карточки для индивидуальной работы и домашнего задания (слова с ошибками и пропущенными буквами).

Лексический материал: хурма, фейхоа, холодец, сухофрукты, инжир, баклажаны, спаржа, жюльен, желе, хек, хрен, буженина, говяжий, хамса, жаркое, потроха, уха.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы.  А какие это будут  буквы, ты должен определить сам по схемам (схемы на отдельных листах).  

Итак, мы будем учиться различать буквы  Х - Ж.

  1. Повторение изученного материала

Логопед: выложи из этих элементов буквы

Чем различаются буквы х ж? Буква х состоит из 2 элементов, а ж – из 3.

Упражнение 1.

Логопед: поиграем в игру «шифровальщик». Я говорю, из скольких элементов состоит буква, а ты её записывай в тетрадь.

2

3

3

2

3

2

2

3

х

ж

ж

х

ж

х

х

ж

А теперь, шифруем слоги:

ха

жу

хи

хо

жа

жо

хе

жи

  1. Основная часть занятия

Упражнение 1.

Логопед: расшифруй слова и запиши их в тетрадь. При письме проговаривай слова.

2омяк

хомяк

по3ар

пожар

оре2

орех

3мурки

жмурки

2орек

хорёк

3ук

жук

2леб

хлеб

све3ий

свежий

пи2та

пихта

ро3ица

рожица

Упражнение 2.

  • Логопед: Ты наверно знаешь, что состояние здоровья человека зависит от количества и качества пищи. И что не вся еда полезна для нашего организма. Бывает так, что ты любишь некоторую еду, но полезна ли она твоему организму? Давай проверим, знаешь ли ты, какая еда полезна, а какая вредна для детей и взрослых.

Я буду говорить словосочетания, а ты записывай только слова, в которых есть буквы х - ж в соответствующую графу в таблице:

Слоёные пирожные; сладкая хурма; жареная пища; ржаной хлеб; творожная запеканка; горячий хот-дог; гороховый суп; грецкие орехи; компот из инжира; кукурузные хлопья; свежие фрукты; жирное мясо; семечки подсолнуха; сухарики «три корочки»; зеленая фейхоа; вкусный холодец; пирог с сухофруктами; тушёные баклажаны; отварная спаржа.

Полезная еда

Вредная еда

х

Хурма, хлеб, хлопья, гороховый, подсолнуха, орехи, фейхоа, холодец, сухофруктами

Сухарики, хот-дог

ж

Свежие, ржаной, творожная, инжира, баклажаны, спаржа

Пирожные, жареная, жирное

Упражнение 3.

  • Логопед:  В этом задании нужно с помощью цифровых линеек найти местонахождение букв х  и  ж  в словах, которые я назову, и  записать букву и её место в слове. Например: хвастовство– х-1, т.к. буква х первая в слове.

Петух (х-5), уважение (ж-4), хирург (х-1), жемчужина (ж-1,6), храбрец (х-1), одежда (ж-4), мужество (ж-3), жадный (ж-1), охрана (х-2), смех (х-4), надежда (ж-5), пружина (ж-4), муха (х-3), одежда (ж-4), хоровод (х-1)

  1. Физ. минутка

- возьмись правой рукой за левое ухо, а левую руку поставь на пояс;

- левой рукой покажи правый локоть, а кисть правой руки положи на левое плечо;

- левую руку положи на правую коленку,  а правой рукой закрой левый глаз;

- правую руку- на голову, а левую -за голову.

Упражнение 4.

  • Логопед: составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове была буква х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели х –зеленой ручкой, а ж-черной.

хо

му

ло

ба

ра

лу

мяк

лод

ха

жа

 ( хо-лод, хо-мяк, ло-жа, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).

Упражнение 5.

Логопед: Вставь пропущенные буквы в словосочетания разными ручками: х –зеленой ручкой, а ж-черной.

Све..ий возду…, у…а…ивать за пету…ами, …ороший …удо…ник, …ареный ара…ис, пу…овая пря…а, …раброе …ивотное, …ирная у…а, све..ая …урма, …ареный …ек, говя…ий …вост,  …ирная  …амса, бу…енина с …реном, оре…и в …еле,  …ареные сырое…ки, р…аной …лебец, под…аренные оре…и, …аркое с …реном, из говя…ьих но…ек, из куриных потро…ов, …ирный …олодец, …олодный …юльен .

  1. Подведение итога занятия

Логопед: Ты хорошо позанимался. Припомни слова из первого задания и назови полезную и вредную еду.

  1. Домашнее задание.

Упражнение 1.

Перепиши слова вставляя пропущенные буквы Х и Ж.

 ….омяк, р…авый, ё…ик, бе…ать, о…отник, с…ватил, вды…ать, ру…ьё, , у…а…ивать, му…а, ара…ис, сне…инка, …емчу..ина, о…рана, …ирург, …онглёр, оде…да, …мурый, со…нуть, пру…ина, …елезный, …олод.

Упражнение 2.

«Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика. Напиши слова правильно.

Созревшие хёлуди, высокая пихта, упругая прухина, ветка хасмина, дежурная аптека, жмурый день, летняя хара, житрая лиса, вержняя одежда , ужахивать за жомяками.

Упражнение 3.

Составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове был  звук х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели х –зеленой ручкой, а ж-черной (минимум 7 слов).

Хо, на, мо, жем, жи, пру, лод, чу, вод, деж, ро, да, вой, ный, жой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р  в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....

Подгрупповое занятие по теме: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков с -ш в слогах, словах и словосочетаниях, может быть использовано логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего ...

Занятие «Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, в словосочетаниях, в рифмовке»

Занятие призвано закрепить умение детей на слух различать звуки (ч)-(ть) с помощью заданий "Помоги Айболиту", "Кто как голос подаёт?", "Вагончики" и других сюрпризных игр...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе группы «Автоматизация и дифференциация [р-л], [р\'-л\'] в слогах, словах и словосочетаниях»

Цель: закреплять произношение звуков [р-л], [р'-л'] в слогах, словах и словосочетаниях.Задачи:1) образовательные:-  Закреплять поставленные звуки на речевом материале.2) коррекционно-разв...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛАКонспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слог...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация

Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...