Дифференциация букв х–ж в словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии по теме
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия для учащихся 1-3 классов с нарушениями письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_bukv_kh-zh_v_slovakh_i_slovosochetaniyakh.docx | 59.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия для учащихся 1-3 классов с нарушениями письменной речи.
Тема: «Дифференциация букв х–ж в словах и словосочетаниях».
Цель: научить различать буквы х - ж в словах и словосочетаниях.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух;
2. Развивать навык фонемного анализа и слогового синтеза;
3. Увеличить объем словаря по теме «еда»;
4. Уточнить пространственную ориентировку;
5. Развивать логическое мышление и слуховую память ( научить детей удерживать в памяти сложные инструкции);
6. Пропагандировать здоровое питание.
Оборудование: схемы для определения букв, таблица для записи слов с буквами х и ж, цифровые линейки, карточка со стрелкой, карточки для индивидуальной работы и домашнего задания (слова с ошибками и пропущенными буквами).
Лексический материал: хурма, фейхоа, холодец, сухофрукты, инжир, баклажаны, спаржа, жюльен, желе, хек, хрен, буженина, говяжий, хамса, жаркое, потроха, уха.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы. А какие это будут буквы, ты должен определить сам по схемам (схемы на отдельных листах).
Итак, мы будем учиться различать буквы Х - Ж.
- Повторение изученного материала
Логопед: выложи из этих элементов буквы
Чем различаются буквы х ж? Буква х состоит из 2 элементов, а ж – из 3.
Упражнение 1.
Логопед: поиграем в игру «шифровальщик». Я говорю, из скольких элементов состоит буква, а ты её записывай в тетрадь.
2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
х | ж | ж | х | ж | х | х | ж |
А теперь, шифруем слоги:
2а | 3у | 2и | 2о | 3а | 3о | 2е | 3и |
ха | жу | хи | хо | жа | жо | хе | жи |
- Основная часть занятия
Упражнение 1.
Логопед: расшифруй слова и запиши их в тетрадь. При письме проговаривай слова.
2омяк | хомяк |
по3ар | пожар |
оре2 | орех |
3мурки | жмурки |
2орек | хорёк |
3ук | жук |
2леб | хлеб |
све3ий | свежий |
пи2та | пихта |
ро3ица | рожица |
Упражнение 2.
- Логопед: Ты наверно знаешь, что состояние здоровья человека зависит от количества и качества пищи. И что не вся еда полезна для нашего организма. Бывает так, что ты любишь некоторую еду, но полезна ли она твоему организму? Давай проверим, знаешь ли ты, какая еда полезна, а какая вредна для детей и взрослых.
Я буду говорить словосочетания, а ты записывай только слова, в которых есть буквы х - ж в соответствующую графу в таблице:
Слоёные пирожные; сладкая хурма; жареная пища; ржаной хлеб; творожная запеканка; горячий хот-дог; гороховый суп; грецкие орехи; компот из инжира; кукурузные хлопья; свежие фрукты; жирное мясо; семечки подсолнуха; сухарики «три корочки»; зеленая фейхоа; вкусный холодец; пирог с сухофруктами; тушёные баклажаны; отварная спаржа.
Полезная еда | Вредная еда | |
х | Хурма, хлеб, хлопья, гороховый, подсолнуха, орехи, фейхоа, холодец, сухофруктами | Сухарики, хот-дог |
ж | Свежие, ржаной, творожная, инжира, баклажаны, спаржа | Пирожные, жареная, жирное |
Упражнение 3.
- Логопед: В этом задании нужно с помощью цифровых линеек найти местонахождение букв х и ж в словах, которые я назову, и записать букву и её место в слове. Например: хвастовство– х-1, т.к. буква х первая в слове.
Петух (х-5), уважение (ж-4), хирург (х-1), жемчужина (ж-1,6), храбрец (х-1), одежда (ж-4), мужество (ж-3), жадный (ж-1), охрана (х-2), смех (х-4), надежда (ж-5), пружина (ж-4), муха (х-3), одежда (ж-4), хоровод (х-1)
- Физ. минутка
- возьмись правой рукой за левое ухо, а левую руку поставь на пояс;
- левой рукой покажи правый локоть, а кисть правой руки положи на левое плечо;
- левую руку положи на правую коленку, а правой рукой закрой левый глаз;
- правую руку- на голову, а левую -за голову.
Упражнение 4.
- Логопед: составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове была буква х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели х –зеленой ручкой, а ж-черной.
хо му ло ба ра лу | мяк лод ха жа |
( хо-лод, хо-мяк, ло-жа, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).
Упражнение 5.
Логопед: Вставь пропущенные буквы в словосочетания разными ручками: х –зеленой ручкой, а ж-черной.
Све..ий возду…, у…а…ивать за пету…ами, …ороший …удо…ник, …ареный ара…ис, пу…овая пря…а, …раброе …ивотное, …ирная у…а, све..ая …урма, …ареный …ек, говя…ий …вост, …ирная …амса, бу…енина с …реном, оре…и в …еле, …ареные сырое…ки, р…аной …лебец, под…аренные оре…и, …аркое с …реном, из говя…ьих но…ек, из куриных потро…ов, …ирный …олодец, …олодный …юльен .
- Подведение итога занятия
Логопед: Ты хорошо позанимался. Припомни слова из первого задания и назови полезную и вредную еду.
- Домашнее задание.
Упражнение 1.
Перепиши слова вставляя пропущенные буквы Х и Ж.
….омяк, р…авый, ё…ик, бе…ать, о…отник, с…ватил, вды…ать, ру…ьё, , у…а…ивать, му…а, ара…ис, сне…инка, …емчу..ина, о…рана, …ирург, …онглёр, оде…да, …мурый, со…нуть, пру…ина, …елезный, …олод.
Упражнение 2.
«Ты — учитель». Исправь ошибки у нерадивого ученика. Напиши слова правильно.
Созревшие хёлуди, высокая пихта, упругая прухина, ветка хасмина, дежурная аптека, жмурый день, летняя хара, житрая лиса, вержняя одежда , ужахивать за жомяками.
Упражнение 3.
Составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове был звук х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели х –зеленой ручкой, а ж-черной (минимум 7 слов).
Хо, на, мо, жем, жи, пру, лод, чу, вод, деж, ро, да, вой, ный, жой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная деятельность работы по автоматизации звука [р]в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных ( по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
предоставляется конспект индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука Р в слогах,словах и словосочетаниях со стечением согласных....
Подгрупповое занятие по теме: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
Подгрупповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков с -ш в слогах, словах и словосочетаниях, может быть использовано логопедами в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми старшего ...
Занятие «Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, в словосочетаниях, в рифмовке»
Занятие призвано закрепить умение детей на слух различать звуки (ч)-(ть) с помощью заданий "Помоги Айболиту", "Кто как голос подаёт?", "Вагончики" и других сюрпризных игр...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе группы «Автоматизация и дифференциация [р-л], [р\'-л\'] в слогах, словах и словосочетаниях»
Цель: закреплять произношение звуков [р-л], [р'-л'] в слогах, словах и словосочетаниях.Задачи:1) образовательные:- Закреплять поставленные звуки на речевом материале.2) коррекционно-разв...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛАКонспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слог...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях". Презентация
Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков Р-Л в слогах, словах и словосочетаниях"...