Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Быстрицкая Людмила Афанасьевна

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛА
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

Задачи:

1 Коррекционные:

научить дифференцировать звукибуквы Ш, Щ в слогах и словах;

развивать фонематическое восприятие, зрительный  гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

2 Развивающие:

развивать навыки словообразования;

развивать мелкую и общую моторику;

3 Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор»«Звуковая мозаика»; ручки; карандаши; изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

 

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

- Назовите слова со звуком [щ].

- Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова:

Игра «Светофор»

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофор: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки – автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещотка, камыш.

- Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

- Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

- Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4.Прочитайте слоги:

ША – ЩА – ША

ЩУ – ШУ – ЩУ

ЩИ – ШИ – ШИ

ОЩ – АЩ – ОШ

УШ – УЩ – АЩ

ЮЩ – ЯЩ – ЯШ

ОЩ – АЩ – ША – ШИ

ЩА – АШ – ОЩ – ОШ

ШЕ – ЩЕ – ЕЩ – ЭЩ

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ, но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы – крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

- Чем отличаются буквы«ш» и «щ»?

- Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

- Чем отличается написание буквы Ш и Щ(они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

- Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

10. Физкультминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

 

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

 

12. Развитие навыков словообразования:

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

   14. Подведение итогов занятия :

- О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются       звуки и буквы Ш и Щ?

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_russkiy_2.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛА
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

Задачи:

1 Коррекционные:

научить дифференцировать звукибуквы Ш, Щ в слогах и словах;

развивать фонематическое восприятие, зрительный  гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

2 Развивающие:

развивать навыки словообразования;

развивать мелкую и общую моторику;

3 Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор»«Звуковая мозаика»; ручки; карандаши; изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

- Назовите слова со звуком [щ].

- Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова:

Игра «Светофор»

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофор: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки – автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещотка, камыш.

- Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

- Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

- Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4.Прочитайте слоги:

ША – ЩА – ША

ЩУ – ШУ – ЩУ

ЩИ – ШИ – ШИ

ОЩ – АЩ – ОШ

УШ – УЩ – АЩ

ЮЩ – ЯЩ – ЯШ

ОЩ – АЩ – ША – ШИ

ЩА – АШ – ОЩ – ОШ

ШЕ – ЩЕ – ЕЩ – ЭЩ

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова: Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ, но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы – крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

- Чем отличаются буквы«ш» и «щ»?

- Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

- Чем отличается написание буквы Ш и Щ(они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ:

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

- Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш:

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

10. Физкультминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

12. Развитие навыков словообразования:

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

   14. Подведение итогов занятия :

- О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются       звуки и буквы Ш и Щ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....

Конспект занятия "Дифференциация звуков (букв) "ы-и" в словах"

Предлагаются варианты игр, упражнений по дифференциации звуков "И-Ы" для использования в подготовительной группе ДОУ....

Конспект занятия "Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах".

Тема индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах". Цель: упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах....

Конспект занятия "Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах, чистоговорках".

Конспект занятия "Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах, чистоговорках". Цель: совершенствовать умение различать звуки [Л]-[Р]в слогах, чистоговорках....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв П-Т"

Дифференциация звуков П-Т по акустико-артикуляционным признакам.Формирование зрительных образов букв П, Т....

Конспект занятия Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, словосочетаниях

Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительнаяТема: Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, словосочетанияЦель занятия: Совершенствование навыков дифференциац...