Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-логопеда ГБДОУ д/с № 135 Долгобородовой О.М
Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].(Подготовительная к школе группа)
Цели:
- Сравнение и характеристика звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков чёткого различения звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях.
- Развитие фонематических представлений.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «сушки».
- Развитие коммуникативных функций.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Оборудование: Картинки с изображением собачек, предметные картинки со звуками [С] и [Ш], большие картинки (сани, машина) символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; Дид. игра « Шарики», мяч, звуковая схема слова «сушки» листочки бумаги, простые карандаши графическая схема предложения;
Используемые технологии: игровые, развивающие.
Ход занятия.
Организационный момент. Коммуникативная игра « Стой спокойно!
Логопед: - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Стой спокойно!». Дети образуют круг. Логопед ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, ребенок, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга. Молодцы! Садитесь пожалуйста на свои места.
II. Основная часть.
- Игра «Что же здесь не так?»
Ход игры: Дети получают от Петрушки письмо: « Посылаю вам листок со словами,
догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово ...орова. Логопед: «Что за слово,
подскажите мне дети, задумал петрушка? (корова) Что же прозвучало не так? Чего не
хватает в этом слове? Дети: «Звука К, который звучит в начале слова.» Продолжаем искать задуманные мной слова: ...рибы, ...усы, ...рыша, ...ерево, ...ар, ...абор. А это какое слово -...арай? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно.»
Логопед: -Ребята, какие бывают звуки, (гласные, согласные глухие, согласные
звонкие, согласные твердые, согласные мягкие)
-Умницы.
- - А теперь посмотрите, кто пришел к нам гости. Щенки Степка и Шарик. С какого звука начинается кличка Степка (С) Какой это звук, что вы о нем знаете?
- С какого звука начинается кличка Шарик? (Ш) Какой он?
- Умницы. Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих звуков?
Чем они отличаются?
- Когда мы произносим звуки Си Ш, губы у нас одинаково расположены или нет? -Где находится язычок при произнесении звука С ? А при звуке Ш?
- А работает ли горлышко при произнесении этих звуков? Правильно, потому что они глухие?
- Игра «Внимательные ушки».
Логопед: - Поиграем в игру «Внимательные ушки», я буду называть вам слова со звуками С
и Ш, а вы если услышите слово со звуком С-закроете ладошкой букву С, а если слово со
звуком Ш- закроете ладошкой букву Ш. Буквы лежат перед вами.
Предлагаются слова: Сова, шуба, шина, сода, шкаф, шарф, квас, сапог, сундук, шайба,
Наташа.
-Отлично справились с заданием.
- Игра « Замени звук» с мячом
-Ребята, как вы думаете один звук может заменить целое слово ? -Давайте проверим, я кидаю вам мяч, называя слово со звуком С, а вы замените его на звук Ш и получив новое слово кидаете мяч обратно, начинаем: (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, миска-мишка, каска-кашка, маска-Машка, вас-ваш, нас-наш, крыса-крыша;) -Молодцы!
- Упр. «Найди ошибку»
- Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.
- Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный надел каску.
- Писатель писал башню. Строитель строит басню.
- Кошку зовут маска. В Новый год я надену Машку.
Физминутка
-Вставайте все со стульчиков и встаньте врассыпную, немножко отдохнем: На зарядку солнышко поднимает нас Поднимаем руки мы по команде « Раз!», А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде « Два!»
6. Игра « Подарки».
- Ребята давайте подарим Степке и Шарику подарки. Вот санки и машина. Санки для Степки нагрузим картинками со звуком С, а машину для Шарика картинками со звуком Ш.
7.Игра «Шарики"
- А Степка и Шарик подарили нам букет из шариков, но в них загадка. По первым звукам названий картинок, нарисованных в шариках нужно составить новое слово, (сушки) -Молодцы!
К какой из этих трех схем подходит угаданное слово «сушки» -Умнички!
- Ребята, я вам раздам листочки, на которых мы будем печатать предложение. У Саши сушки. Ниже начертим схемы этого предложения.
На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.
III.Итог занятия.
- Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Умницы! Вы сегодня хорошо позанимались.
Литература:
1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
СПб.«Детство-Пресс» 2004
2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.
3.Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб.«Детство-Пресс» 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...
Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.
Тема: Звук [ш].Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.Задачи:Коррекционно - обучающие:закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, слов...
Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»
Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе...