Конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Долгобородова Оксана Мевленовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s-sh.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия учителя-логопеда ГБДОУ д/с № 135 Долгобородовой О.М

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].(Подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Сравнение и характеристика звуков.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков чёткого различения звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях.
  • Развитие фонематических представлений.
  • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «сушки».
  • Развитие коммуникативных функций.
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Оборудование: Картинки с изображением собачек, предметные картинки со звуками [С] и [Ш], большие картинки (сани, машина) символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; Дид. игра « Шарики», мяч, звуковая схема слова «сушки» листочки бумаги, простые карандаши графическая схема предложения;

Используемые технологии: игровые, развивающие.

Ход занятия.

Организационный момент. Коммуникативная игра « Стой спокойно!

Логопед: - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Стой спокойно!». Дети образуют круг. Логопед ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, ребенок, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева - правую, сосед справа - левую. Кто ошибется, выходит из круга. Молодцы! Садитесь пожалуйста на свои места.

II. Основная часть.

  1. Игра «Что же здесь не так?»

Ход игры: Дети получают от Петрушки письмо: « Посылаю вам листок со словами,

догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово ...орова. Логопед: «Что за слово,

подскажите мне дети, задумал петрушка? (корова) Что же прозвучало не так? Чего не

хватает в этом слове? Дети: «Звука К, который звучит в начале слова.» Продолжаем искать задуманные мной слова: ...рибы, ...усы, ...рыша, ...ерево, ...ар, ...абор. А это какое слово -...арай? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно.»

Логопед: -Ребята, какие бывают звуки, (гласные, согласные глухие, согласные

звонкие, согласные твердые, согласные мягкие)

-Умницы.

  1. - А теперь посмотрите, кто пришел к нам гости. Щенки Степка и Шарик. С какого звука начинается кличка Степка (С) Какой это звук, что вы о нем знаете?

  • С какого звука начинается кличка Шарик? (Ш) Какой он?
  • Умницы. Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих звуков?

Чем они отличаются?

  • Когда мы произносим звуки Си Ш, губы у нас одинаково расположены или нет? -Где находится язычок при произнесении звука С ? А при звуке Ш?
  • А работает ли горлышко при произнесении этих звуков? Правильно, потому что они глухие?

  1. Игра «Внимательные ушки».

Логопед: - Поиграем в игру «Внимательные ушки», я буду называть вам слова со звуками С

и Ш, а вы если услышите слово со звуком С-закроете ладошкой букву С, а если слово со

звуком Ш- закроете ладошкой букву Ш. Буквы лежат перед вами.

Предлагаются слова: Сова, шуба, шина, сода, шкаф, шарф, квас, сапог, сундук, шайба,

Наташа.

-Отлично справились с заданием.

  1. Игра « Замени звук» с мячом

-Ребята, как вы думаете один звук может заменить целое слово ? -Давайте проверим, я кидаю вам мяч, называя слово со звуком С, а вы замените его на звук Ш и получив новое слово кидаете мяч обратно, начинаем: (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, миска-мишка, каска-кашка, маска-Машка, вас-ваш, нас-наш, крыса-крыша;) -Молодцы!

  1. Упр. «Найди ошибку»

  • Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.
  • Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный надел каску.
  • Писатель писал башню. Строитель строит басню.
  • Кошку зовут маска. В Новый год я надену Машку.

Физминутка

-Вставайте все со стульчиков и встаньте врассыпную, немножко отдохнем: На зарядку солнышко поднимает нас Поднимаем руки мы по команде « Раз!», А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде « Два!»

6.        Игра « Подарки».

  • Ребята давайте подарим Степке и Шарику подарки. Вот санки и машина. Санки для Степки нагрузим картинками со звуком С, а машину для Шарика картинками со звуком Ш.

7.Игра «Шарики"

  • А Степка и Шарик подарили нам букет из шариков, но в них загадка. По первым звукам названий картинок, нарисованных в шариках нужно составить новое слово, (сушки) -Молодцы!

К какой из этих трех схем подходит угаданное слово «сушки» -Умнички!

-        Ребята, я вам раздам листочки, на которых мы будем печатать предложение. У Саши сушки. Ниже начертим схемы этого предложения.

На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

III.Итог занятия.

- Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Умницы! Вы сегодня хорошо позанимались.

Литература:

1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

СПб.«Детство-Пресс» 2004

2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург,  КАРО 2007.

3.Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб.«Детство-Пресс» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Логопедическое занятие в подготовительной  группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...

Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.

Тема: Звук [ш].Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.Задачи:Коррекционно - обучающие:закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, слов...

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...

Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе

Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х»  для детей подготовительной к школе группе...