Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: Звук [ш].
Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, словах, предложениях; упражнять в согласовании существительных с числительными;
подбирать правильно рифмующие слова в предложениях.
Коррекционно - развивающие:
развивать артикуляционный аппарат;
фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую
моторику рук.
Коррекционно - воспитательные:
формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная деятельность с детьми подготовительной группы.
Тема: Звук [ш].
Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, словах, предложениях; упражнять в согласовании существительных с числительными;
подбирать правильно рифмующие слова в предложениях.
Коррекционно - развивающие:
развивать артикуляционный аппарат;
фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую
моторику рук.
Коррекционно - воспитательные:
формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Пособия, материал: зеркало, Мишка, мешочек, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки с изображениями предметов со звуком [ш], волшебная машинка, башмачок, шишки, компьютер, аудио материал для выполнения физкультминутки.
Время: 20 мин.
Ход организованной деятельности:
Организационный момент:
Логопед: Здравствуй!
- Посмотри, кто сегодня пришёл к нам на занятие?
Ребёнок: Мишка.
Логопед: Он мне рассказал о том, что по дороге к нам он что – то потерял. (Показываю картинки мешочек и шишки).
- Что он потерял?
Ребёнок: Мешочек и шишки.
Логопед: Мы поможем Мишке найти мешочек и шишки?
Ребенок: Да.
Логопед: А как ты думаешь! На чём мы отправимся в путешествие на лодке или на машине?
Ребёнок: На машине.
Логопед: Да, правильно. Для того чтобы найти мешочек, мы с тобой отправимся в путешествие на Волшебной машинке.
- Посмотри, а шишки не простые. В них задания волшебные.
- Нужно выполнить задание, а затем положить шишку в нашу Волшебную машинку.
1. Артикуляционная гимнастика, артикуляционная поза.
- Накажем непослушный язычок.
Логопед: Приоткрой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
- Лопаточка.
Логопед: Открой рот. Положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занеси «лопатку» в рот стараясь не напрягать язык.
- Вкусное варенье.
Логопед: Рот открыт. Широким язычком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Чашечка.
Логопед: Открой рот. Широкий расслабленный язык подними к верхней губе. Нужно прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Мы чаек горячий.
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
- Фокус.
Логопед: Открой рот, язык «чашечкой» выдвини вперёд и приподними, плавно выдохни на ватку, лежащую на кончике носа.
Артикуляционная поза:
- Губу слегка округлены и вытянуты «рупором»;
- Зубы заборчиком со щелью;
- язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам – «Чашечка»;
- Воздух тёплый, воздушная струя направлена по середине языка вверх.
Логопед: Молодец!
- Какую шишку нашли?
Ребёнок: Первую шишку нашли.
Логопед: У Мишки было 8 шишек, нам осталось найти ещё 7 шишек. Отправляемся дальше.
2. Сообщение темы занятия.
2.1. Характеристика звука [Ш].
Логопед: Какой звук встречается чаще других в словах: Мишка, шишка, мешочек?
Ребёнок: Звук [Ш].
Логопед: Сегодня, мы вместе с Мишкой, какой звук будем повторять?
Ребёнок: Звук [Ш].
Логопед: Какой это звук: гласный или согласный?
Ребёнок: Согласный.
Логопед: Давай вместе проверим он звонкий или глухой! Нужно положить ручку на горло, если горлышко не вибрирует, значит, звук глухой, если есть вибрация, то он звонкий. Какой звук?
Ребёнок: Глухой.
Логопед: Послушай, как звучит твердо или мягко: ша – шо - шу
Ребёнок: Твёрдый звук.
Логопед: Произносить звук [Ш] нужно длительно на одном выдохе.
Проедешь по дороге на машине, нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».
Логопед: Молодец, ты и с этим заданием справился!
- Вторую шишку нашли. Давай посмотрим, какое задание нас ждёт дальше?
2.2. Произношение звука [Ш] в прямых слогах
- Услышали мышки про то, что мы помогаем Мишке и зашептались
Логопед: Произнеси слоги радостно.
1 Вариант: 2 Вариант:
ша - шо ша – шо – шу
шо -шу шо - шу – ша
шу - шо шу – шо – шу
ши - шо ши - шо – ша
Произношение звука [Ш] в прямых слогах
Логопед: Произнеси слоги грустно.
1 Вариант: 2 Вариант:
аш - уш аш – уш – щш
ош - аш ош – аш – уш
уш - ош уш – ош – уш
эш - аш эш – аш – ош
Логопед: Молодец! Мы с тобой очень хорошо произносили звук [Ш] слогах.
- Третью шишку нашли, отправляемся дальше.
2.3. Игра Башмачок. Произношение звука ш в словах.
Определение позиции звука.
Логопед: Посмотри, какой красивый башмачок! В нем, наверное, кто – то живет?
Ребёнок достаёт картинки и называет самостоятельно … (кошка, мышь, шмель)
- Кто живет в башмачке? А давай – ка мы с тобой вместе назовём первое слово, в названии которого звук [Ш] слышится в начале слова.
- Шмель.
Логопед: А теперь со звуком [Ш] в середине слова.
Ребенок: Кошка
И еще назови животного, в названии которого звук [Ш] слышится в конце слова.
Ребенок: Мышь.
Логопед: Рассели наших гостей в домики. Слова со звуком [Ш] начале слова посели в домик в начале улицы, если в середине слова звук [Ш] – домик в середине улицы, в конце звук [Ш]- то в домик в конце улицы.
Логопед: Я хочу подарить тебе эту игру. Дома вместе с мамой ты можешь поиграть в неё ещё раз.
- Четвёртую шишку нашли, отправляемся дальше.
3. Знакомство с новым словом
Логопед: Какое Новое слово ты узнал?
Ребёнок: Шмель.
Логопед: Шмель – это насекомое, которое относится к виду настоящих пчел. Его можно считать близкими родственником медоносных пчел.
Логопед: Давай придумаем предложение со словом шмель по картинке.
Ребёнок: Шмель сидит на цветке.
Логопед: Давай посмотрим вместе, сколько слов в предложении?
- В предложении четыре слова.
Логопед: Давай его обозначим. Одна черта обозначает одно слово. Первое слово обозначается не простой полоской, а полоской с уголком, в конце предложения ставят точку.
Логопед: Сколько полосок нам нужно?
Ребёнок: Нам нужно 4 полоски.
Логопед: Произнеси предложение ещё раз по схеме.
Ребёнок: Шмель сидит на цветке.
Логопед: Молодец!
- А вот и пятая шишка, отправляемся дальше.
3.1. Физкультминутка. Полет шмеля. Музыка Н.А. Римского-Корсакова.
Шмель штанишки замарал,
(Руки положить на щёки, наклоны головы влево - вправо)
Шмель штанишки постирал.
(Тереть кулачок о кулачок – «стирать»)
А пока штаны сушились –
(Взмахи руками вправо - влево)
В шалаше он сладко спал.
(Руки над головой «домиком», затем сложить ладошки вместе и положить на них голову.)
- Вот и шестая шишка наша.
3.2. Составление предложений по опорной картинке. Игра «Посчитай».
Логопед: Посмотри на полянке много предметов со звуком [Ш], назови их. А теперь посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на картинки (например, одна мышка, две мышки, три мышки и т.д.). Отвечать нужно полным предложением.
Логопед: Сколько на полянке мышек?
Ребёнок: На полянке одна мышка.
Логопед: Сколько на полянке ландышей?
Ребёнок: На полянке два ландыша.
Логопед: Сколько на полянке ромашек?
Ребёнок: На полянке три ромашки.
Логопед: Сколько на полянке лошадей?
Ребёнок: На полянке четыре лошади.
Логопед: Сколько на полянке шмелей?
Ребёнок: На полянке пять шмелей.
Логопед: Сколько на полянке лягушек?
Ребёнок: На полянке шесть лягушек.
- Семь шишек собрали осталась последняя.
3.3. Подбор рифм.
- Мишка хочет поиграть с тобой в слова – рифмы. Подбери к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ...(машина), кошка …(мошка), мышка … (мишка). Он будет читать тебе «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки.
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка…(шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки… (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
- Вот мы все8 шишек и собрали. Молодец!
- Итог занятия:
Логопед: С каким звуком мы сегодня упражнялись?
Ребёнок: Со звуком [Ш].
Логопед: А кто к нам приходил на занятие?
Ребёнок: Мишка, шмель, кошка, мышь.
Логопед: Посмотри! Мы с тобой выполнили все задания, и нашли все шишки! Ведь весной для Мишки будут полезны шишки.
Какой ты молодец, очень старался! Так держать! Теперь Мишка очень рад и благодарен нам за то, что мы с тобой помогли ему и хочет тебе подарить мешочек с орешками! А Мишка пойдет, угостит своих медвежат шишками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...
Конспект занятия "Звук и буква О"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...