Конспект занятия "Дифференциация звуков Т-Д" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Долгобородова Оксана Мевленовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._t-d.docx69.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие учителя-логопеда ГБДОУ д/с № 135 Долгобородовой О.М     13 декабря 2013 г  Конспект занятия

Тема: Дифференциация звуков [т]-[д].  Звуко-слоговой анализ слова «думать».  (Подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Сравнение и характеристика  звуков.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Закрепление навыков чёткого различения звуков [т]-[д] в слогах, словах и  предложениях.
  • Развитие фонематических представлений.
  • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «думать».  
  • Составление предложений по схеме.
  • Развитие коммуникативных функций.
  • Развитие памяти, внимания, мышления.
  • Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Оборудование: схемы слов, картинки (аист, лимон, часы синица, курица, малина) символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором кубиков 2 цветов; предметные картинки со звуками [к]-[г]: звуковые линеечки с раздаточным материалом для звукового анализа, листочки бумаги, простые карандаши графическая схема предложения;

Используемые технологии: развивающие технологии.

Ход занятия.

     I.Организационный момент.

     Упражнение « Назови соседа ласково»

     Логопед: - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Назови соседа    

     ласково». Назовите того, кто стоит от вас по правую руку ласково по имени. Начнем с……  .    

     А теперь скажем друг другу по комплименту. Молодцы. Садитесь пожалуйста на свои    

     места.

     II.  Основная часть.

     1.Упражнение «Угадай звук» (Детям показывается беззвучная  артикуляция гласных звуков)

     2.Упр. «Подбери  картинку к схеме»

     Логопед:- Возьмите картинки, лежащие у вас на столах. Будем подбирать    

     картинки к схемам. ( На доске по одной выкладываются схемы ) 

 

 

 

     

    3.Игра «Чудесный мешочек»

     Логопед: -Ребята, какие еще бывают звуки. (согласные глухие, согласные  

     звонкие, согласные твердые, согласные мягкие)

    -Правильно. У меня есть «Чудесный мешочек» с кубиками синего и зеленого          

     цвета. Каждый из вас достанет кубик и назовет слово на мягкий согласный  

     звук или на твердый согласный звук.

    -Умницы.

    4. Упр. «Назови общий звук в словах»

     Логопед: - А теперь послушайте слова (Том, ток, там.)  Назовите общий звук в        

     этих словах. (Т)  -Какой это звук, что вы о нем знаете?

     - Послушайте другие слова (Дом, дуб, дым.) Назовите общий звук в этих        

     словах. Какой он?

      - Умницы. Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих  

     звуков?  Чем они отличаются?

     5.Игра « Топни-хлопни»  

     Логопед: -Поиграем в игру «Топни-хлопни», я буду называть вам звуки Т, Д, а    

     вы если услышите  звук Т-хлопните в ладошки, а если звук Д - топните    

     ножкой.

      -Отлично справились с заданием.

     6.Игра « Замени звук»

     Логопед:  - Ребята, как вы думаете один звук может заменить целое слово ?

     -Давайте проверим, я называю вам слово со звуком Т, а вы замените его на    

     звук Д и получится новое слово, начинаем:  (Том-дом, тон-Дон, Таня-Даня, точка-дочка,    

     тачка-дачка, тень-день, тело- дело, Тима-Дима;)

    -Молодцы!

     7. Упр. «Найди ошибку»

      Логопед: -Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.

                        -Мальчик уточкой ловит рыбу. Удочка плывет по озеру.

                        -По реке плывут плоды. На ветвях висят плоты.

                        - Назовем мы книгу дом. Для жилья построим том.

      Физминутка

      Логопед: -Вставайте все со стульчиков и встаньте врассыпную, немножко отдохнем:              

                                       « Аист, аист, длинноногий

                                       Покажи домой дорогу.

                                       Топни правою ногой,

                                       Топни левою ногой.

                                       А потом придем домой»

     8. Звуковой анализ.

     Логопед : - А теперь возьмите звуковые линеечки и пеналы.

     -Откройте столько окошечек, сколько услышите звуков в слове дата.     

     Сколько вы открыли окошек? Какой первый звук ? Он какой? Какого цвета вы положите    

     кружок? Какой второй звук? Он какой? итд. Какой по счету звук Т в этом слове? Назовите    

     его соседей? Сколько в этом слове согласных звуков? Нозовите их. Сколько гласных? На    

     сколько слогов мы  можем разделить слово дата?( Аналогично слова туда, думать.) Я    

     выложу слово думать на фланелеграфе символами.

     9.Игра «Наборщик" 

    Логопед:  - А сейчас из каждого звука слова думать придумаем новое слово. Слова    

    записываются на доске.

     

       Д У М А ТЬ

        

    дом

        уши

            мак

                арка

                    тень

     -Умнички!

    Логопед:- Ребята, я вам раздам листочки, на которых мы будем печатать предложения .      

    Вот Тома. Тома дома. Ниже начертим схемы этих предложений.

    На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

   

    III. Итог занятия

    Логопед: -Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?

    Логопед: -Что вам больше всего понравилось на занятии?

    Логопед: -Умницы! Вы все сегодня хорошо позанимались.

   Литература:

1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

СПб.«Детство-Пресс» 2004

2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург,  КАРО 2007.

3.Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической гркппе для детей с общим недоразвитием речи»  СПб.«Детство-Пресс» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Логопедическое занятие в подготовительной  группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...

Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.

Тема: Звук [ш].Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.Задачи:Коррекционно - обучающие:закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, слов...

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...

Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе

Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х»  для детей подготовительной к школе группе...