Конспект занятия "Дифференциация звуков Т-Д" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие учителя-логопеда ГБДОУ д/с № 135 Долгобородовой О.М 13 декабря 2013 г Конспект занятия
Тема: Дифференциация звуков [т]-[д]. Звуко-слоговой анализ слова «думать». (Подготовительная к школе группа)
Цели:
- Сравнение и характеристика звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков чёткого различения звуков [т]-[д] в слогах, словах и предложениях.
- Развитие фонематических представлений.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «думать».
- Составление предложений по схеме.
- Развитие коммуникативных функций.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Оборудование: схемы слов, картинки (аист, лимон, часы синица, курица, малина) символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором кубиков 2 цветов; предметные картинки со звуками [к]-[г]: звуковые линеечки с раздаточным материалом для звукового анализа, листочки бумаги, простые карандаши графическая схема предложения;
Используемые технологии: развивающие технологии.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Упражнение « Назови соседа ласково»
Логопед: - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поиграем в игру «Назови соседа
ласково». Назовите того, кто стоит от вас по правую руку ласково по имени. Начнем с…… .
А теперь скажем друг другу по комплименту. Молодцы. Садитесь пожалуйста на свои
места.
II. Основная часть.
1.Упражнение «Угадай звук» (Детям показывается беззвучная артикуляция гласных звуков)
2.Упр. «Подбери картинку к схеме»
Логопед:- Возьмите картинки, лежащие у вас на столах. Будем подбирать
картинки к схемам. ( На доске по одной выкладываются схемы )
3.Игра «Чудесный мешочек»
Логопед: -Ребята, какие еще бывают звуки. (согласные глухие, согласные
звонкие, согласные твердые, согласные мягкие)
-Правильно. У меня есть «Чудесный мешочек» с кубиками синего и зеленого
цвета. Каждый из вас достанет кубик и назовет слово на мягкий согласный
звук или на твердый согласный звук.
-Умницы.
4. Упр. «Назови общий звук в словах»
Логопед: - А теперь послушайте слова (Том, ток, там.) Назовите общий звук в
этих словах. (Т) -Какой это звук, что вы о нем знаете?
- Послушайте другие слова (Дом, дуб, дым.) Назовите общий звук в этих
словах. Какой он?
- Умницы. Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих
звуков? Чем они отличаются?
5.Игра « Топни-хлопни»
Логопед: -Поиграем в игру «Топни-хлопни», я буду называть вам звуки Т, Д, а
вы если услышите звук Т-хлопните в ладошки, а если звук Д - топните
ножкой.
-Отлично справились с заданием.
6.Игра « Замени звук»
Логопед: - Ребята, как вы думаете один звук может заменить целое слово ?
-Давайте проверим, я называю вам слово со звуком Т, а вы замените его на
звук Д и получится новое слово, начинаем: (Том-дом, тон-Дон, Таня-Даня, точка-дочка,
тачка-дачка, тень-день, тело- дело, Тима-Дима;)
-Молодцы!
7. Упр. «Найди ошибку»
Логопед: -Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.
-Мальчик уточкой ловит рыбу. Удочка плывет по озеру.
-По реке плывут плоды. На ветвях висят плоты.
- Назовем мы книгу дом. Для жилья построим том.
Физминутка
Логопед: -Вставайте все со стульчиков и встаньте врассыпную, немножко отдохнем:
« Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.
Топни правою ногой,
Топни левою ногой.
А потом придем домой»
8. Звуковой анализ.
Логопед : - А теперь возьмите звуковые линеечки и пеналы.
-Откройте столько окошечек, сколько услышите звуков в слове дата.
Сколько вы открыли окошек? Какой первый звук ? Он какой? Какого цвета вы положите
кружок? Какой второй звук? Он какой? итд. Какой по счету звук Т в этом слове? Назовите
его соседей? Сколько в этом слове согласных звуков? Нозовите их. Сколько гласных? На
сколько слогов мы можем разделить слово дата?( Аналогично слова туда, думать.) Я
выложу слово думать на фланелеграфе символами.
9.Игра «Наборщик"
Логопед: - А сейчас из каждого звука слова думать придумаем новое слово. Слова
записываются на доске.
Д У М А ТЬ
дом
уши
мак
арка
тень
-Умнички!
Логопед:- Ребята, я вам раздам листочки, на которых мы будем печатать предложения .
Вот Тома. Тома дома. Ниже начертим схемы этих предложений.
На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.
III. Итог занятия
Логопед: -Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?
Логопед: -Что вам больше всего понравилось на занятии?
Логопед: -Умницы! Вы все сегодня хорошо позанимались.
Литература:
1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
СПб.«Детство-Пресс» 2004
2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.
3.Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической гркппе для детей с общим недоразвитием речи» СПб.«Детство-Пресс» 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...
Конспект занятия «Звук [Ш]» в подготовительной группе.
Тема: Звук [ш].Цель: Создание условий для формирования у детей фонетико – фонематической стороны речи.Задачи:Коррекционно - обучающие:закреплять правильное произношение звука [Ш], в слогах, слов...
Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»
Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе...