Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Федотова Наталья Сергеевна

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_m.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема «Родная земля-матушка. Звуки [ М ], [М’] и буквы М, м»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- учить детей выделять нужный согласный звук  в слове;                                           - познакомить с буквой Мм;                                                                                                                          - закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;            - закрепление умения детей делить слова на слоги;                                                      - упражнять в словообразовании слов, обозначающих профессии крестьян, работающих на земле, сложных слов и отглагольных существительных;                     -подбор признаков (эпитетов)к земле.

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления детей на материале описательных загадок;

- развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру; любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле;

здоровьесберегающие задачи:

- профилактика утомления детей на занятии;

- обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Оборудование и материалы: индивидуальные зеркала; картины «Откуда хлеб пришел»; картинки: дом, семья; буквы Мм; счетные палочки; кружки синего и зеленого цветов; тетради, карандаши.

Ход занятия:

I. Припоминание загадок о земле.

-Весь мир кормлю, а сама не ем.

-И топчут ее, и режут ее,                                                                                                     А она не серчает, добром отвечает.                                                                              -Кто в году четыре раза переодевается?

II. Развитие лексико-грамматических процессов.

-Мы все живем на земле. С древних времен люди говорят, что земля кормит человека и называют ее ласково «земля-кормилица»,  «земля-матушка».

III. Игра «Назови профессии крестьян, работающих на земле»

Работает на тракторе - тракторист

Пашет землю – пахарь, землепашец

Работает на комбайне - комбайнер

Разводит овощи - овощевод

Разводит сады – садовод

Разводит свеклу - свекловод

Разводит лен - льновод

Выращивает хлеб - хлебороб

IV. Беседа о земле

Без чего не может прожить и дня человек?

Какой главный продукт питания человека?

Кто дает человеку продукты питания и главный из них – хлеб?

Почему люди называют землю кормилицей?

Как должны люди обращаться с землей-кормилицей?

Кто самый близкий, самый родной, самый добрый, самый заботливый человек у каждого ребенка?

Запомните, дети: у человека две матери – родная мать и родная земля, земля-кормилица, земля-матушка, Родина-мать.

V. Подбор признаков к земле.

Давайте найдем самые красивые, самые нежные, самые теплые признаки к нашей земле-кормилице. Какая она?

(Русская, родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная и т.п.)

VII. Деление слов на слоги, прохлопывание; выделение звуков М,Мь.

Земля, кормилица, матушка, мать, мама.

VIII. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

– С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

- При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

- Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

IX. Игра «Чего не стало?» (развитие зрительного внимания, памяти; произношения звуков М, Мь в словах)

С доски по очереди убирается по одной картинке.

X. Выкладывание схем слов: ДОМ, СЕМЬ.

Дети выкладывают на столах схемы слов.

XI. Знакомство с буквой М.  

- Ребята, а вы любите своих мам?

- Вы хотите научиться писать это слово?

- Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].

- Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.

- Без этой буквы слово «мама» не написать.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

- На что похожа буква М?                                                                                                    - Выложите букву из счетных палочек.

- Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.

-Рисование в воздухе буквы М.

- Печатание в тетрадях букв М, м; слогов-слияний МА,МУ; слова МАМА.

XII. Итог занятия.

- С какими звуками сегодня познакомились?

- Что еще нового узнали на занятии?

- Что было трудным для вас на занятии?

- Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки, буквы С-Ш

Конспект занятия по обучению грамоте на различение звуко и букв С-Ш....