Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР «Письмо от почтальона Печкина»
план-конспект занятия по психологии
Занятие носит характер учебно-игровой деятельности ребенка, включение здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР помогает мне более эффективно развивать ВПФ, а также делать занятия более интересными и необычными. Создание на занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечивает надлежащий уровень здоровья детей.Занятие начинается с «Приветствия», которое являлось организационным моментом, и в тоже время способствовало положительному настрою на дальнейшую деятельность, использовалось сихотерапевтическое упражнение «Формула успеха»
На занятии использовались здоровьесберегающие технологии:
1. Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития ребёнка..Работая с песком, я решаю следующие задачи:
1)релаксация, снятие мышечной напряжённости;
2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3) концентрация внимания, памяти;
4) стабилизация эмоционального состояния;
5) развитие творческих (креативных) способностей;
6) развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка;
7) формирование позитивной коммуникации.
2. Самомассаж кистей и пальцев рук, включающий элементы
су-джок-терапии - стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи приспособления - массажных мячиков и колечек.
3.Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она
обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает
эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов,
укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_zanyatie.docx | 322.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие для ребенка
старшего дошкольного возраста с ТНР
«Письмо от почтальона Печкина»
Цель: развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, речь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать речевые умения и создать ситуации, способствующие формированию целенаправленного, связного речевого высказывания у ребенка;
- Учить передавать несложный ритмический рисунок с помощью хлопков.
- Сформировать навык самоконтроля за собственной речью и
самоанализа;
-Создать благоприятный психологический настрой.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать диафрагмальное речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис через упражнения «Узнай героя»,
«Сдуй песок», артикуляционный праксис через артикуляционную
гимнастику, мелкую моторику через массаж пальцев и рисование
песком.
- Развивать внимание с помощью игр «Найди и раскрась нужным цветом», «Подбери дорожку», «Муха».
- развивать память через припоминание стихотворных текстов
приветствия, зрительной гимнастики, логическое мышление через
решение проблемных ситуаций по ходу занятия, познавательный интерес и творческое воображение у ребенка в процессе работы с песком.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности;
- Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение, стремление прийти на помощь сказочным героям.
Оборудование: компьютер, маленький ящик с картинкой – изображением почтальона печкина, частично засыпанной тонким слоем песка; трубочка для коктейля; мнемотаблица «У лисы в лесу…» лист с нарисованными схемами; лист с текстом письмо от почтальона; фонарик.
Занятие письмо от почтальона Печкина.
I Вводная часть
1. Приветствие. Психотерапевтическое упражнение «Формула успеха»
П:Миша, я думаю, что сегодня нас ждет интересное занятие.
И чтобы все у нас получилось, скажем, нашу формулу успеха:
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –.
Громко, четко говорю
Никогда я не спешу,
Вспоминаю обязательно,
Что учил я на занятиях!
Говорю всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
II Основная часть
1. Развитие зрительного гнозиса. Решение проблемной ситуации.
Отгадай «Героя». Дыхательная гимнастика «Сдуй песок».
(На подносе картинка почтальона, частично засыпанная песком)
П: Посмотри, Миша, кто тут спрятался? (Ребенок
предполагает) А еще кто это может быть? Чтобы проверить, нужно сдуть песок с картинки. Не забывай, как мы правильно дышим. (Ребенок сдувает песокс картинки через трубочку для коктейля). Кто тут спрятался? (Почтальон с письмом)
Давай прочитаем, что же за послание он приготовил для нас?
Здравствуй, дорогой Миша. Пишет тебе Почтальон Печкин!Ну и погода в этом году! Вместо снежной зимы у нас дождливая зима и гололед. И в такой гололед я не могу добраться до домиков лесных жителей. Помоги мне пожалуйста найти домик, где спрятан волшебный песок, которым я смогу подсыпать дорожки.Ну что поможем почтальону? Для того чтобы узнать адрес и найти верный путь к каждому домику, нужно двигаться по определенной схеме и выполнить задание, тогда с помощью волшебного фонарика ты узнаешь кто получатель письма.
2. Развитие связной речи «Подружи слова». Массаж кистей рук су-джок колечком.
Двигаемся по следующей схеме ()кустик, цветок, елка, кустик, дерево) и попадаем к домику Медведя. Неуклюжий медведь перепутал все слова в предложениях. Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнесипредложения правильно. Вот тебе волшебное колечко, чтобы не
потерять ни одного слова в предложении. Я буду называть слова, а
ты надевай колечко на каждый палец на одной руке на каждое слово и считай
их, затем переложи колечко в другую руку и составляй предложение, так же одевая колечко на каждое слово.
Рома, топор, дрова, рубить – Рома рубит дрова топором.
Папа, подарить, розы, мама – Папа подарил маме розы.
Магазин, в, продавать, игрушки – В магазине продают игрушки.
3. Упражнение «Найди и раскрась нужным цветом». Гимнастика для глаз.Развитие зрительной памяти, произвольности, устойчивости внимания.
Двигаемся по следующей схеме и попадаем к домику Совы. Давай выполним задание, которое нам приготовила мудрая сова «Найди и раскрась нужным цветом» Устал? И глазки тоже устали
Давай сделаем гимнастику для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабимся,
И дальше мы отправимся.
П: Молодец!
Можем приступать к следующему письму.
4. Работа с мнемотаблицей «У лисы в лесу глухом..»
Двигаемся по следующей схеме и попадаем к домику Лисы. Лиса приготовила нам рассказ про лесных жителей, с помощью этой схемы, давай попробуем рассказать вместе.
У лисы в лесу глухом, есть нора – надежный дом.
Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый , до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем!.
5. Развитие мимической мускулатуры.Массаж пальцев рук су-джок колечками.
Ну что, посмотрим кто живет в домике под номером 4.Да это - Ежик!, давай посмотрим, какое задание приготовил он для нас.
Ход:
Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке, | зажать шарик в ладошке |
Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко! | раскрыть ладошки и показать шарик |
Улыбнулся ежик солнышку и решил прогуляться по лесу. | улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером |
Покатился ежик по прямой дорожке, | прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик |
Катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку. | ладошки соединить в форме круга |
На полянке ежик увидел злого волка, испугался и сжался в клубочек. | Посмотри, какой он испуганный |
Стал цветочки нюхать. | прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох |
Вдруг набежали тучки | зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться |
и закапал дождик: кап-кап-кап. | кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика |
Спрятался ежик под большой грибок | ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним |
И укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб. | показать пальчики |
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки | каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика |
и довольный побежал домой | прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик |
6. Музыкально – ритмическая игра «Снеговички». Цель – учить передавать несложный ритмический рисунок с помощью хлопков.
Так отправляемся снова в путь, движемся по схеме и попадаем в домик к Бабе - яге! Баба - яга отправила своих помощников – снеговиков, давай попробуем выполнить задание которое они нам приготовили.
7. Упражнение на развитие произвольности внимания. Игра "Муха"
Миша, посмотри у Бабушки Яги завелась муха, давай попробуем помочь бабушке и выгнать муху, может тогда нам и достанется волшебный песок.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед вами поле, расчерченное на клеточки. По полю летает муха. Муха двигается по команде. Она может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать ходы, а ты глазками будешь передвигать по полю муху в нужном направлении и как только она попадет на край поля, хлопай в ладоши.
8. Рефлексия. Рисование дорожек цветным песком. Арттерапия.
П: Максим, в заключение нашего невероятного приключения я
хочу предложить тебе посыпать дорожки к домикам найденных нами лесных жителей цветным песком любого цвета, какой тебе понравится (Ребенок рисует на планшете цветным песком, звучит релаксационная музыка .
III Заключительная часть
Итог занятия
П: Миша, ты сегодня просто герой – спаситель помог доставить письма всем лесным жителям. А какие задания были самыми трудными для тебя? А самыми легкими? Спасибо тебе за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...
Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: создать условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать вниман...
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"
Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие психических процессов посредством коррекционно-развивающих игр....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Цель: коррекция и формирование познавательных возможностей ребенка.З...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»
Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....