Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
рабочая программа по логопедии на тему

Курочкина Татьяна Александровна

Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_bos.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида второй категории «Снегирек»

г. Белоярский»

Метод  биологической обратной связи –

средство коррекции и компенсации речевого развития детей.

   

Работу выполнила:                                                                                

                                                                                             Курочкина Т.А.                                                                                                                                        

                                                                                             учитель-логопед 

2009 год

Содержание

1.

Введение.

стр.3

2.

Актуальность предложенной темы.

стр.4

3.

Цели, задачи, принципы работы метода биологической обратной связи.

стр.6

4.

Содержание опыта использования метода биологической обратной связи.

стр.7

5.

Основные этапы  работы по коррекции  нарушений речи методом биологической обратной связи.  

стр.9

6.

Формы работы при использовании  компьютерной технологии.

стр.14

7.

Основные отслеживаемые показатели  эффективности коррекционной работы с применением метода биологической обратной связи.

стр.15

8.

Работа с родителями как одно из средств повышения эффективности метода биологической обратной связи.

стр.17

9.

Критерии эффективности коррекции речи и функционального состояния человека методом биологической обратной связи.

стр.17

10.

Преимущества метода биологически обратной связи.

стр.18

11.

Достигнутые результаты.

стр.18

12.

Развитие новых форм коррекционно – развивающего обучения в ДОУ по методу биологической обратной связи.

стр.21

12.

Заключение.

стр.22

13.

Список  литературы.

стр.23

  1. Введение.

МДОУ «Детский сад «Снегирек» - учреждение комбинированного вида с осуществлением квалифицированной коррекции в речевом развитии детей. В детском саду функционируют группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди  имеющихся речевых нарушений у детей дошкольного возраста необходимо отметить такие, как фонетический дефект, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, ринолалия, речевые патологии  у слабослышащих детей.  

           Одним из наиболее распространённых и  стойких речевых нарушений, требующих длительной коррекции является общее недоразвитие речи (далее ОНР).

         Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны речи (фонетики) и смысловой стороны речи (лексики, грамматики).

          По данным статистики, число речевых  расстройств растет с каждым годом. Объясняется это многими биологическими и социальными факторами.

Результаты логопедического обследования, ежегодно проводимого  учителями-логопедами  МДОУ «Детский сад «Снегирёк», также свидетельствуют о большом количестве детей в детском саду с нарушениями в формировании и развитии речи (Диаграмма 1). 

 

 

При этом диагнозы достаточно тяжелые, требующие систематической и длительной коррекционной работы (Диаграмма 2).

   

  1. Актуальность предложенной темы.

Проблемы диагностики, коррекции,  а также профилактики речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Их решение требует разработки и практического применения новых подходов, использования в логопедической работе новых современных информационно-коммуникативных и логотерапевтических технологий, а также логопедического сопровождения детей на ступени дошкольного и начального школьного образования. Необходимо расширить сеть логопедической помощи, сделать её более эффективной, ранней, осуществляя не с пяти лет, как сложилась в практике, а по мере выявления речевой патологии – с двух-трёх лет. Отсутствие или несвоевременная логопедическая помощь детям дошкольного возраста  с нарушениями в речевом развитии приводит к развитию нарушений чтения и письма (дисграфия и дислексия)  у детей младшего и среднего школьного возраста, что ведёт к снижению  школьной мотивации и формированию комплекса неуспешности.

Работа по коррекции речевых нарушений потребовала поиска оптимальных способов организации коррекционного процесса, а также использование современных информационно-коммуникативных и логотерапевтических технологий в логопедической работе.

Значимость представленного опыта работы состоит в  структурировании, систематизации содержания и организационных форм по применению современных компьютерных технологий.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой  деятельности    (Абдеев Р. Ф.,1994; Беспалько В. П., 2002; Машбиц Е. И., 1988; Кукушкина О. И., 1994; Филатова И. А.,1993 и др.). Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей. Последние достижения современной медицины, физиологии и электроники создали базу для принципиально нового  немедикаментозного  направления в исправлении нарушенных функций организма - метода биологической обратной связи  (далее БОС).

С 2008 года в нашем детском саду функционирует логотерапевтический кабинет биологической обратной связи (далее «БОС-логотерапевтический») для детей с тяжелыми нарушениями речи. Метод биологической обратной связи  позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т.д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Таким образом, ребенок с помощью приборов биологической обратной связи  видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: внутренних органов и систем своего организма. Если ребенку объяснить, дать инструкцию, что надо делать, то он может сознательно управлять работой некоторых органов или систем. Изменения в работе организма через датчики, находящиеся на ребенке и  связанные с компьютером,  тотчас отображаются на экране - меняются цифры показаний, изменяются графики, которые позволяют логопеду контролировать процесс. Чтобы отрегулировать, настроить работу определенных систем или органов, специалисту-логопеду необходимо сознательно с помощью биологической обратной связи изменить информацию на экране монитора в нужном направлении. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Через некоторое время навык оздоровления закрепляется настолько, что ребенку  уже не требуется помощь компьютера. Он сам, используя выработанные умения, может исправить работу любого органа или системы своего организма.  

             

  1. Цели, задачи, принципы работы метода биологической обратной связи.

Цель: Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной  на    коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи.               

Задачи:

1.

Коррекция и компенсация речевых нарушений у детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

2.

Сохранение и укрепление здоровья детей.

3.

Развитие интереса у детей к современным компьютерным технологиям.

4.

ФормиФормирование  психолого- логопедической  компетентности родителей, воспитывающих  детей  с нарушениями речи.

     Организация  коррекционной работы с детьми в кабинете

      «БОС-логотерапевтический» основывается на следующих принципах:   

1.

Принцип сотрудничества. Подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех участников процесса.

2.

Принцип здоровьесбережения. Обеспечение психологического  и физического здоровья детей.

3.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.        

4.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода.

5.

             Принцип ненасилия. Отсутствие навязывания видов деятельности и форм  взаимодействия.

6.

             Принцип взаимосотрудничества. Взаимодействие всех участников коррекционной работы (учителя-логопеда, ребенка, родителей, воспитателей).

Необходимые условия для организации коррекции нарушений речи в кабинете «БОС-логотерапевтический»:

комплексность (взаимодействие всех участников процесса: учителя-логопеда, ребенка, врача-педиатра, родителей, воспитателей);

профессиональная компетентность и активная позиция  учителя-логопеда;

наличие современной материально-технической базы.

  1. Содержание опыта использования метода биологической обратной связи.

Биологическая  обратная связь – уникальная технология  XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры. Метод БОС основан  на выработке  правильного дыхания. Не  так просто научить ребенка правильно говорить! Верный и надежный помощник  нашего малыша – это диафрагмально-релаксационное дыхание, известное как метод дыхания по Сметанкину, который лежит в основе БОС. Учимся говорить на выдохе! Для этого используется такой физиологический параметр, как дыхательная аритмия сердца, которая отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечно-сосудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений на вдохе и выдохе. Метод  БОС дает возможность устранить у детей:

  • заикание;
  • речевые  нарушения всех видов;
  • нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию);
  • расстройства фонации;
  • функциональные нарушения голоса;
  • нарушения темпа речи;
  • речевую тревогу;
  • расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

        Применение БОС весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. В  профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи,  развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.

Относительными противопоказаниями являются:

  • возраст ребенка младше  4 лет;
  • соматические заболевания;
  • острые инфекционные заболевания.

        Занятия с применением метода  БОС начинаются только после получения допуска врача-педиатра, ребенок зачисляется на основании заявления родителей и приказа заведующего ДОУ.

             За 2008-2009 г. в  коррекционную и консультативную  работу по методу БОС были привлечены 30 детей дошкольного и младшего школьного  возраста города и района: из них  - 12 детей из МДОУ «Детский сад «Снегирек», 7 детей из других ДОУ,  5 детей из района, 6 детей  - школьного возраста, а так же 4 человека взрослого населения.

5.  Основные этапы  работы по коррекции  нарушений речи методом биологической обратной связи.

 I        этап - диагностический (2-3 занятия)

 Цель I этапа:

Обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза; составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.

Задачи I этапа:

  1. Сбор анамнестических данных.
  2. Выявление этиологии и патогенеза нарушений.
  3. Определение симптоматики.
  4. Оценка общего состояния ребенка  в момент обследования.
  5. Оценка состояния речи.
  6. Психофизиологическое обследование ребенка.
  7. Планирование индивидуального курса занятий с ребенком по методу

       БОС.

  1. Ознакомление ребенка и родителей  с методикой и приборами БОС и

        возможными результатами коррекции.

II        этап - подготовительный (7-9 занятий)

Цель II этапа:

Формирование у ребенка  диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

Задачи II этапа:

  1. Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора. Освоение навыков мышечной релаксации.
  2. Обучение навыку диафрагмально-релаксационному типу дыхания.
  3. Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха.
  4. Коррекция и нормализация дыхания ребенка  вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
  5. Подготовка мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе.
  6. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
  7. Проведение      психотерапевтической      работы      по      коррекции      общеневротических  и  логоневротических   проявлений   (снижение  или  устранение   нежелательных   проявлений,   тревоги, стресса). Начиная с первого этапа, она продолжается по показаниям на всем протяжении  всего коррекционного курса.
  8. Обучение ребенка  адекватному использованию своих  физиологических функций в реальной жизни.

Общая продолжительность сеанса БОС на II этапе составляет 20-30 минут, включая периоды отдыха. По окончании занятия логопед дает ребенку домашнее задание, в которое входит закрепление навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания 1-2 раза в день по 10-15 минут.

III этап - работа над основными компонентами речи (8-10 занятий)

Цель III этапа:

Формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи III этапа:

  1. Развитие и совершенствование навыка речевого дыхания вне речи и во

      время речевых нагрузок.

  1. Освоение основных правил и навыков использования речевого дыхания

     по методу БОС.

  1. Координация работы  речедвигательного  анализатора (диафрагмально-

    релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной

     артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе.

  1. Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности

     речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок на

     оптимальном физиологическом фоне.

  1. Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза

     звукового состава речи.

  1. Обучение ребенка применению вышеперечисленных навыков, не только

     под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной

     жизни).

   

             IV этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (12 занятий)

Цель IV этапа:

Формирование и развитие навыков слитной, плавной, интонированной речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи.

Задачи IV этапа:

  1. Формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе по методу БОС с учетом возраста и диагноза ребенка, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок.
  2. Развитие спонтанной речи ребенка под контролем показателей БОС.
  3. Уточнение и обогащение словарного запаса у детей.
  4. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  5. Закрепление грамотного  ударения в слове и логического ударения во фразе. Проведение тренинга по развитию эмоциональной окраски речи под контролем БОС без избыточного напряжения.
  6. Формирование уверенного речевого поведения.

         IV этап является самым продолжительным по времени (по количеству сеансов). На этом этапе на основе сформированных ранее навыков и полученных знаний развивается и совершенствуется навык свободной слитной речи (новый речевой стереотип). В начале этапа  логопедом  проводится беседа с ребенком, в которой он поддерживает все положительные моменты предыдущих тренингов и роль пациента в них (его активность, целеустремленность, силу воли, саморегуляцию). Затем, вместе с ребенком,  намечают дальнейший план работы по развитию и совершенствованию его речи. Логопед  объясняет роль красивой, свободной, грамотной речи и уверенного речевого поведения в жизни ребенка. После этого приступают непосредственно к речевому тренингу, во время которого руководствуются основными дидактическими принципами коррекционной работы.

V этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов   коррекционной        работы (5-6 занятий)

Цель V этапа:

Закрепить полученные речевые навыки и новый речевой стереотип в реальной жизни, подвести итоги коррекционного курса по методу биологической обратной связи.

Задачи V этапа:

  1. Применение ребенком  новых сформированных (дыхательного, речевого и поведенческого) стереотипов при общении в различных коммуникативных ситуациях.
  2. Умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при общении.
  3. Развитие познавательной способности, активности и самостоятельности ребенка.
  4. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
  5. Воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.
  6. Работа над дикцией и техникой речи.
  7. Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.
  8. Проведение заключительного контрольного обследования ребенка  и подведение итогов коррекционного курса по методу БОС.

Перед окончанием  коррекционного курса по методу биологической обратной связи ребенок  проходит повторное обследование, аналогичное первичному (при поступлении). Учитель-логопед  анализирует результаты и определяет динамику со стороны речи и функционального состояния в целом.

Этап завершается заключительной беседой с ребенком  и его родителями, подведением итогов и предоставлением рекомендаций на дальнейший период, по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

  6. Формы работы при использовании метода биологической обратной

     связи.

Коррекционная работа по методу БОС проводится только на индивидуальных занятиях согласно разработанному в  начале курса коррекции индивидуально-дифференцированному графику. Эти занятия проходят в форме игры, игровая задача доступна ребенку. Успех в игре означает успех на пути коррекции речевых нарушений. Вот так, играя, учимся!  Предлагаемые задания постепенно усложняются Компьютерные программы БОС превращают коррекционные занятия в увлекательные эмоционально-окрашенные сеансы. Если  дыхательное упражнение выполняется правильно, на экране постепенно открывается красочный слайд. Компьютер оценивает эффективность проведенного сеанса, заносит данные в карточку ребенка и строит графики по результатам работы. Компьютер сам периодически определяет  минуты  отдыха,  предназначенные для отдыха ребенка во время сеанса. В это время  он может наслаждаться на  экране монитора красочным сюжетом любимой сказки (их всего 9), или отправиться в путешествие (в «зоопарк», «город цветов» и т.д.), используя различные комплекты слайдов, предлагаемые программой.  В минуты отдыха  ребенка логопед фиксирует правильность и устойчивость нового формирующегося навыка речевого дыхания. Ребенок в это время увлечен происходящим на экране и не фиксирует внимание на правильности дыхания.

На период отдыха определены следующие  задачи:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти (слайды, музыка, сказки).
  • Развитие и пополнение пассивного словаря (на материале сказок) и активного словаря ребенка  (с учетом возможного обсуждения в дальнейшем увиденных слайдов, услышанной музыки, пережитых эмоций и впечатлений, связанных с ними, или пересказа прослушанной сказки).
  • Развитие познавательного интереса.
  • Анализ функционального состояния ребенка в период отдыха на различных сюжетах.

  1. Основные отслеживаемые показатели  эффективности коррекционной работы с применением метода биологической обратной связи.

При отслеживании результатов, логопед-специалист БОС, анализирует следующие параметры:

  1. Синхронизацию в работе двух систем организма: дыхательной и сердечно- сосудистой. Дыхание- основное условие жизни. Этот важнейший для жизни процесс обеспечивается слаженной, гармоничной работой двух систем: респираторной (легкие, бронхи, альвеолы, дыхательные мышцы) и сердечно - сосудистой (сердце, кровеносные сосуды). Их работа всегда неразрывна и взаимосвязана, она гармонична. Нарушение гармонии  в работе этих систем сигнализирует о неблагополучии в организме. В этом состоянии происходят сбои в дыхании человека.
  2. Частоту сердечных сокращений (далее ЧСС). Для того чтобы кислород, поступивший через бронхо -  легочную систему в кровь, попал в каждую клетку организма, всю нашу жизнь неутомимо работает сердце. Сердце работает в ритме дыхания. На каждый вдох или выдох оно откликается изменением ритма работы (на вдохе ЧСС увеличивается; на выдохе уменьшается, при этом затраты энергии человека снижаются). Сердечный ритм выражается в ЧСС в единицу времени. Эту величину называют пульсом. Во время проведения сеансов БОС основной акцент делается на умение ребенка поддерживать диафрагмальное дыхание, понижая свою ЧСС на выдохе так, чтобы достигнуть нижнего порога.
  3. Частоту дыхания (далее ЧД). Самое главное в дыхании здорового человека то, что определяет уровень его здоровья,- это жизнь бронхов, их способность раскрываться на вдохе и сокращаться на выдохе. При этом выдох обязательно должен быть длиннее вдоха. Меньше энергии человек тратит при длинном выдохе. При  этом  в речи полностью исчезают запинки, спотыкания. А сама она становится красивой, интонированной, плавной, темп речи - спокойным.  Добиться этого ребенку помогает выработка навыка релаксационно – диафрагмального дыхания. При таком типе дыхания, показатель ЧД снижается.
  4. Дыхательную аритмию сердца ( далее ДАС).ДАС- это разница показаний пульса на вдохе и выдохе. И чем больше разница пульса на вдохе и на выдохе -  тем лучше бронхи раскрываются на вдохе и максимально сужают свой просвет на выдохе. При этом условии в нашем организме идет более эффективный газообмен, а значит, мы себя лучше чувствуем, лучше выглядим, меньше болеем. Измеряется ДАС, как и пульс, количеством ударов сердца в минуту. Показатель ДАС отражает работу сердца и резервные возможности организма. Он также отражает, в какой мере организм защищается от внешних неблагоприятных факторов. У каждого человека ДАС индивидуальна. ДАС - это показатель здоровья. По величине ДАС можно судить о снижении или повышении уровня здоровья. Чем выше показатель ДАС, тем выше уровень здоровья человека.

8. Работа с родителями как одно из средств повышения эффективности метода биологической обратной связи.

             В коррекционный процесс по методу БОС активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная работа: консультации, беседы, открытые занятия. Логопед анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям предлагают для ознакомления записи в журнале процедур БОС, дают прослушать аудиозаписи речи ребенка, предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

Основные формы работы с родителями:

  • Проведение ознакомительной беседы о методе БОС.
  • Просмотр видеофильма об организации коррекционной работы.
  • Проведение тренингов, собраний, анкетирования.
  • Выпуски памяток с правилами закрепления речевого дыхания.
  • Приглашение родителей (еженедельно) на занятия по методу БОС.
  • Совместное обсуждение результатов и  динамику речевого развития.
  • Оформление стенда для родителей, папок передвижек.
  1. Критерии эффективности коррекции речи и функционального состояния человека методом биологической обратной связи.
  1. Положительная динамика со стороны речи и функционального

          состояния ребенка.

  1. Умение применять новый тип дыхания по методу БОС для коррекции и

          развития речи, поведения и функционального состояния в целом.

  1. Возрастание здоровой речевой активности ребенка.
  2. Обеспечение оптимальной физиологической (энергетической) цены

          речи, её компонентов и функционального состояния организма

          человека  в целом.

  1. Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС-тренинга

          навыками в повседневной жизни.

10.  Преимущества метода биологически обратной связи.

  • Постоянный объективный контроль физиологических показателей функций.
  • Возможность объективной целенаправленной коррекции речевых навыков и функционального состояния организма.
  • Использование резервных возможностей организма.
  • Обеспечение высокого уровня мотивации в процессе работы за счет использования компьютерных игровых технологий.
  • Активное участие ребенка  в процессе саморегуляции.
  • Сокращение сроков формирования навыков, по сравнению с традиционными методиками, благодаря объективности, наглядности и максимальному включению различных анализаторов центральной нервной системы.
  • Ранняя профилактика различных нарушений.
  • Оказание коррекционной помощи  не только детям, но и взрослому населению, имеющим проблемы с речью.

11.  Достигнутые результаты.

  1. В ДОУ создана система по организации коррекционной работы по методу БОС (схема 1).

  1. Прослеживается положительная динамика показателей сформированности речевого дыхания в довольно короткие сроки (Диаграмма 3. «Динамика показателя ДАС», Диаграмма 4. «Динамика показателя ЧД»), что благоприятно отразилось на развитии всех компонентов речи детей.

Диаграмма 3.

Диаграмма 4.

  1. Остается стабильным количество выпускников детского сада с высоким уровнем речевого развития   (Диаграмма. «Количество выпускников с высоким уровнем  речевого развития»).

Диаграмма 5.       

  1. Охват детского населения со сложными  речевыми нарушениями города и района специальной коррекционной помощью (Диаграмма 6).

     Диаграмма 6.

  1. Развитие интереса у детей и родителей  к современным компьютерным технологиям и к коррекционной работе в целом.

12. Развитие новых форм коррекционно-развивающего обучения в  ДОУ   по методу биологической обратной связи

№ п.п.

Виды услуг

Группа населения

1.

Группы кратковременного пребывания.

Дети из других ДОУ города и района, дети – инвалиды, дети с заиканием, с ринолалией.

2.

Группы кратковременного пребывания.

Слабослышащие дети, имеющие речевые нарушения.

3.

Адаптационные группы раннего речевого развития.

Дети от 2 лет.

5.

Группы круглосуточного пребывания для детей из детских садов района (с. Казым, п. Лыхма п. Верхнеказымский) с диагнозами:

- общее нарушение речи;

- заикание;

- ринолалия;

- задержка психического развития.

Дети 5 – 7 лет.

6.

Группы по подготовке детей к школе (развитие моторики руки и речевое развитие).

Дети 5-7 лет.

7.

Группы детей с нарушениями чтения и письма.

Учащиеся младшего школьного возраста 7-10 лет.

8.

Группы по оказанию коррекционной и психологической помощи.

Подростки и взрослое население.

9.

Создание на базе ДОУ коррекционно – развивающего центра по оказанию  коррекционной и консультативно – просветительской помощи

Дети и взрослое население.

Заключение.

Представленный опыт работы и система по организации коррекционной работы по методу БОС могут быть использованы учителями-логопедами, работающими с детьми с речевыми нарушениями,  как в дошкольных, так и в образовательных учреждениях. С помощью  метода БОС  возможно оказание  логопедической  помощи  не только детям, но и взрослому населению, имеющим проблемы с речью.

. 12. Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм движение. Пособие для логопедов    

     и родителей. Спб., 1997.

 13. Микляева Н. В., Слободянин Н. П. Коррекционно- развивающие занятия в детском саду. М. 2008.

14. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родинова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. 2006.

15. Методические рекомендации по применению логопедического тренажера «Дельфа- 142».

  1.  Новоторцева Н. В. Развитие речи. Ярославль. 1997.
  2.  Пангина Н. С. Компьютерные игры на занятиях в логопедическом детском саду. М. 2008.
  3.  Самсуев Р. П.,Селин Ю. М. Анатомия человека. М. Медицина. 1995.
  4.  Сметанкин. Открытый урок здоровья. Спб. Питер Принт. 2005.
  5.  Степанова Г. М., Степанова Ю. Е. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. Изд- во НОУ «Институт биологической обратной связи». 2004.
  6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. М. Изд- во ГНОМ и Д. 2002.
  7.  Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. М. Изд- во ГНОМ и Д. 2005.
  8.  Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебное пособие для логопедов и воспитателей. М. Изд- во ГНОМ и Д. 2002.
  9.  Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. М. Просвещение. 1993.
  10.  Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение. 1971.
  11.  Хватцев м. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. Спб. Дельта. 1996.
  12.  Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л. С. М. Владос. 1997.

Курочкина Татьяна Александровна. МДОУ  «Детский сад «Снегирек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по взаимодействию с семьей как средство оптимизации познавательного и речевого развития детей.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной и ко...

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».

Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Сказка – как средство коррекции ОНР у детей»

у детей»Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и  формирован...

Инновационный опыт работы по теме: "Пальчиковые игры как средство активизации моторики рук и развития речи"

Введение.            Речь – это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овлад...