Опыт работы на тему:"Дидактическая игра как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Обобщение опыта работы учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_logopeda_paunkinoy_s.v.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд , игра для них- серьезная форма воспитания» Н.К.Крупская
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические пункты, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в раках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приёмов воспитании.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточное чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, её плавности - всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я занимаюсь, в первую очередь постановкой и автоматизацией звуков речи .Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. По сколько ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.
Практическая значимость опыта заключается в том что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, может представлять интерес для учителей - логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности. Словесных дидактических игр очень много в разных источниках, но собрать их в один комплекс и иметь под рукой на каждый случай, мне кажется, очень полезно для обучающего и развивающего процесса. Есть уверенность, что целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр, может способствовать эффективному решению этой задачи.
Концептуальной основой данного опыта является активное внедрение в коррекционный процесс специальных дидактических игр и упражнений по формированию произносительной стороны речи на занятиях и вне занятий.
Новизна представленного опыта состоит в применении метода проекта с учётом индивидуально-дифференцированного подхода для привлечения родителей к участию в педагогическом процессе в условиях дошкольного логопункта, что способствует созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. Выявления возможности развития правильного звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением речи детей посредством дидактических игр и игровых упражнений; -повышение педагогической компетентности педагогов позволяет наиболее успешно решать вопросы формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников с речевыми нарушениями, добиваясь этим стойкого исправления произношения. Осуществлялись разнообразные формы коррекционной работы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, индивидуальные консультации, семинары-практикумы для педагогов, дни открытых дверей для родителей. Для осуществления поставленной цели были обобщены и систематизированы игровые методы и приёмы для коррекции.
фонетико-фонематического недоразвития (Филичёва Т.Б., Селивёрстов В.И, Колесникова Е.В., Ткаченко Т.А.). Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В.П., Лопухина И.П., Е.А., Зуева Л.Н., Костылёва Н.Ю., Солошенко О.П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Лопухина И.А, Рузина М.С., Узорова О.В., Нефёдова Е.А и др.
Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.
Опыт содержит картотеку дидактических игр и упражнений, конспекты занятий, и сценарии. Для подтверждения результативности проекта были выбраны те диагностические методики и дидактические игры которые выявляют исходный уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников. Представлен перспективный план по обучению правильному звукопроизношению у детей подготовительной к школе группе. Диапозон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как организация предметно - развивающей среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, педагогические проекты. В основу опыта работы легли дидактические принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию Теоретическая база. Статья 16 "Закона Российской Федерации". "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)" гласит о том, что дети, имеющие различные нарушения речи и обучающие в образовательных учреждениях общего назначения имеют право на предоставление им логопедической помощи. Многим отечественным методистами и педагогами, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Как отмечает Ткаченко Т.А. "Коррекционный процесс требует длительных упражнений с много кратным повторений. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительным и более привлекательными" Ткаченко Т.А. В своей работе использовала методики и технологии следующих авторов :
- Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М.Просвещение, 1991г.
- Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.
- Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983..
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988
Ведущая педагогическая идея. Применение дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по формированию правильного звукопроизношения и в индивидуальной, подгрупповой работе, а также вне занятий является эффективным коррекционным средством. Кроме того, такая работа служит дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного звука с свободную речь.
Пути реализации идеи: диагностирование и обследование речи детей; учёт индивидуальных и психофизических особенностей ребёнка; разработка дидактических игр, игровых упражнений по развитию правильного звукопроизношения; разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей и подготовительной группы детей с речевыми нарушениями, наглядного материала, пособий ;тесная связь с педагогами; работа с родителями; разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Цель: Создание и обеспечение необходимых условий для развития правильного звукопроизношения через приоритетное использование дидактических игр, игровых упражнений в коррекционно-речевом процессе.
Задачи: Способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда и воспитателя с ребёнком в коррекционно - развивающей среде. Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. Решая эти задачи, я применяю современные подходы в работе: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в свободной деятельности детей.
Результативность опыта. Повышение активности посредством включения ребёнка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.
Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребёнка с нарушением речи. Игра создаёт такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретают большую мобильность.
Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти , мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т.е. всего того , что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.
В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.
Таким образом, игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.
Оптимальность и эффективность. Если коррекционно- речевой процесс старших дошкольников с речевыми нарушениями будет осуществляться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия логопеда с ребёнком, а в образовательных формах работы будет планомерно и целенаправленно использоваться серийный подбор дидактических игр и упражнений, то гарантированно: высокое качество коррекционных услуг, личностное развитие ребёнка - логопата, повышение уровня профессиональной компетентности логопеда, гармонизация отношений в триаде "Педагог - ребёнок - родитель". Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующий вывод:
Прежде чем применить систему дидактических игр в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей, необходимо изучить уровень развития речи на данный момент, то есть выявить влияние сформированности звукопроизношения, практического осознания языка на развитие речи детей.
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- на первом этапе (с 01.09.2013) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование звукопроизношения старших дошкольников в группе;
- вторым этапом исследования (с 18.09.13 по 14.05.2014) стал формирующий эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование звукопроизношения старших дошкольников
Диагностика звукопроизношения выявляет умения ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи
Для исследования применялся диагностический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Филичёвой Т.Б., Каше Г.А. Ребёнку предлагалось произнести звук:
• в предложениях, • в составе слов, • в составе слогов, • изолированно.
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговый состав.
Исследуемый звук должен занимать разные позиции в слове.
В экспериментальной группе было 23 ребёнка, из них 5 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 16 детей с III уровнем развития при общем недоразвитии речи и 2 ребёнка со II уровнем
В результате констатирующего эксперимента выявлено, что у 100% детей нарушены несколько групп звуков
К занятиям предъявлялись определённые требования: 1. Игровое занятие длилось не более 25 минут. 2. Автоматизируемый звук произносится каждым ребёнком в течение занятия не менее 10-20 раз. 3. Для закрепления речевого стереотипа одна и та же игра или упражнение проводились многократно: на занятии во время режимных моментов. 4. Для игр и упражнений использовался только пройденный материал по развитию речи. Занятия по автоматизации звуков проводились в течение восьми месяцев (сентябрь-май). Звуки автоматизировались по мере их постановке.
Результаты обследования, проведённого после коррекционных мероприятий по формированию правильного произношения и автоматизации звуков, показали, что недостатки звукопроизношения всех групп звуков были исправлены: поставленные логопедом звуки у более 80% детей были автоматизированы в слогах и словах.
Работа по автоматизации звуков во фразах, проводилась на последующих этапах коррекционного воздействия.
Итогом работы стало открытое занятие для логопедов районна на тему: "Дифференциация звуков р-л в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит")
Содержание работы с детьми. Цель: осуществлять последовательную работу с детьми по развитию правильного звукопроизношения средствами дидактической игры, создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности для преодоления речевого недоразвития. Задачи: использоваться практический материал ( дидактические игры и упражнения) для формирования правильного звукопроизношения, скорректировать речь детей до возрастной нормы; систематически проводить необходимую профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с индивидуальными программами;
Формы и методы работы с детьми. 1. Ежедневное наблюдение за деятельностью детей, выявление индивидуальных психофизических и возрастных особенностей каждого ребёнка для определения индивидуального подхода в обучении и воспитании. 2. Совместное диагностирование и обследование детей. По итогам полной диагностики составляется общая картина развития каждого конкретного ребёнка. Это помогает спланировать и организовать коллективную и индивидуальную работу с детьми через определённую систему знаний и в дальнейшем отследить результаты проведённой работы. 3. Формирование у детей интереса к занятиям, проводимых с использованием дидактических игр, игровых упражнений. Задачи данных занятий : подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи, формирование правильного звукопроизношения в слогах, словах, в предложениях а также дифференциация смешиваемых звуков. 4. Предоставить детям систему увлекательных дидактических игр и упражнений со звуками, которые помогут в проведении работы по подготовке детей к обучению грамоте. Это помогает детям дифференцировать звуки, давать характеристику гласным и согласным звукам, определить место звука в слове, выбрать заданный звук и подобрать слова с заданным звуком. С целью расширения и закрепления новых знаний и умений оформила ряд дидактических игр и упражнений.
Мною составлен каталог по разделам: картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки); картотека дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения (" Напои куклу чаем", "Строители" "Звуковая дорожка", "Ромашки", "Начало, середина, конец", "Цветик-семицветик", "Лото", "Доскажи словечко" и др Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Работа с педагогами. Формы и методы работы с педагогами: Воспитателям предлагаются устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию звуковой культуры речи Например проведение семинара на тему: "Формирование звуковой культуры речи в звуковой культуре речи". Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие произвольной моторики как средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста . "Формирование правильного звукопроизношения через дидактические игры". "Что такое ОНР и ФФН". Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Обсуждение характеристик детей, направленных на ПМПК. Предложить практический материал ( дидактические игры, упражнения ) для развития звукопроизносительной стороны речи. Обсуждение в ходе педагогических часов темы "Формирование культуры устной речи у детей 5-7 лет", затрагивая следующие вопросы "Артикуляционные упражнения с движениями пальцев рук", "Развитие речевого дыхания", Результативность. Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование дидактических игр; Знакомятся с новинками литературы, повышают профессиональный уровень Оказывают помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию правильного произношения и по работе над звуковой культурной речи. Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию правильного звукопроизношения, фонематического слуха, автоматизация звуков с использованием дидактических игр, в индивидуальной работе с детьми и в режимных моментах. У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемый исходя из заданий логопеда.
Работа с родителями. Была разработана тактика вооружение родителей педагогическими знаниями,.. Форма работы с родителями. Совместно с воспитателями устанавливаю взаимосвязь между педагогами и родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы. Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию, правильного звука произношения через дидактические игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: "Играем с детьми дома", "В мире звуков", "Картотека по обучению грамоты в домашних условиях". Ширмы, папки передвижки. Дают информационный материал по проблеме формирования правильного произношения у дошкольников. Например, "Знакомства с органами речи", "Игры и упражнения для вызывания шипящих звуков", "Развития ощущений от движения органов артикуляции". Выступление на родительских собраниях, в ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, "Готовность к школьному обучению", "Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у старших дошкольников". Практикумы для родителей, помогают научить родителей не сложным артикуляционным упражнениям, которые следуют проводить с ребёнком в игровой форме.
Заключение
Игра, действительно, является одним их средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в логопедической работе имеет большое значение и является результативным. Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить две основные цели игры: 1) Игра как средство обучения; 2) Игра, как работа ребёнка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.
Игра обучает: ребёнок исследует и познаёт предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребёнку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально). Роль педагогов в любой игре - это создание условий для неё, оказание помощи (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Таким образом, необходимо отметить, что перед логопедом сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми-логопатами:
1. Логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным, которые несёт в себе каждая игра: развитие наблюдательности, представлений об окружающем, знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
2. При выборе игр логопеду необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выражённости и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка.
3. Задачей для педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной.
Отклонения в развитие детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются , они требуют от педагогов ( и в этом числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Современные условия характеризуются гумманизацией образовательного процесса, обращения к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по теме «Дидактические игры – как средство формирования правильного произношения детей дошкольного возраста»
Знакомство родителей с использованием дидактических игр...
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию ....