Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей. (из опыта работы)
статья по развитию речи (старшая группа)

Дик Оксана Васильевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста   очень актуальна, т.к. количество дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского Муниципального района Челябинской области

Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей.

(из опыта работы)

                                             Подготовила воспитатель: Дик Оксана Васильевна

2024год

Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей.

(из опыта работы)

   Проблема речевого развития детей дошкольного возраста   очень актуальна, т.к. количество дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.  

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь  рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Важной задачей развития связной речи дошкольника является совершенствование монологической речи.

   Проанализировав формы работы с родителями по коррекции речи детей, которые используются в логопедической практике (индивидуальные домашние задания), педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения пришли к выводу о том, что данные задания не дают родителям знаний для осознанного выполнения заданий с ребёнком, а лишь пассивно контролируют его действия.

   Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.

   Формой, сочетающей все эти требования, стала газета, в которой мы предложили мамам, папам, бабушкам и дедушкам стать учениками заочной школы «Профессиональные родители». Газета так и называется «Профессиональные родители». Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием интеллекта и речи дошкольников.

   Для начала был разработан макет газеты. Постоянными рубриками в ней стали: «Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Почемучка для маленьких и взрослых», «Угадай-ка», «Выучите с ребёнком», «Прочитайте ребёнку», посвящённые какой-либо их характеристик речи ребёнка.

   Вот некоторые темы.

  • Почему с ребёнком нужно много разговаривать?
  • Как пальчики развитию речи ребёнка помогают.
  • Пальчиковая гимнастика для развития речи детей.
  • Приглашение к творчеству.
  • Вечер поэзии дома.
  • Осенние аранжировки.
  • Занимательные игры своими руками.
  • Народные приметы. Т.п.

   Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное  полезными играми для детей. В неё входит описание игр, способствующих развитию речи ребёнка. Причём материал этой рубрики составлен таким образом, чтобы родители могли играть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне». («Я налила в кастрюлю воду, чтобы …», «Я крошу овощи, чтобы …», «Я мою посуду, чтобы …», «Ты положил салфетки, чтобы …»); задание: предложить ребёнку перебрать крупу: рисовую, гречневую, перловую, пшённую. Закрепите названия круп и каш, которые из них получаются; поломать макароны; из спагетти выложить тот или иной предмет. «Что с чем делают?» (Сахар сыплют, а воду …; котлеты жарят, а суп …; воду можно разлить, а горох …).

«По дороге в детский сад». («Назови части»: дерево (корни, ствол, кора, ветки, сучья, листья; грузовик (кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы); дом (подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак); окно (подоконник, рама, стекло). «Найди самое толстое (тонкое) дерево», «Покажи самый высокий (низкий) дом», «Что шире, дорога или тротуар?», «Покажи дерево и куст, чем они отличаются?».

   В конце каждой публикации родителям предлагаются задания, которые необходимо выполнить вместе с ребёнком. Эти задания рекомендуются с целью развития мелкой моторики рук, фантазии, творчества.

Например:

  • Вылепить из пластилина птицу.
  • Нарисовать кормушку.
  • Смастерить букву необычным способом.
  • Сочинить сказку о любимой игрушке.
  • Сделать поделку из природного материала.
  • Составить коллаж на темы: «Зима», «Зимние забавы».
  • «Ниткопись». С помощью ниток выложить домик, дерево, т.п.
  • Нарисовать рисунок на тему «Моя семья».
  • Изготовить игры для развития мелкой моторики рук.
  • Сделать поделку методом оригами.

   Из некоторых выполненных заданий устраиваем выставки «Чудеса своими руками».

  • Выставка рисунков  «Моя семья»
  • Выставка «Как умелые ручки язычку помогали»
  • Создание книжек – малышек «Рисунки – сказки»
  • Выставка поделок из природного и бросового материала
  • Выставка «Волшебные буквы».

   Надо отметить, что материал в газетах подбираем дифференцированно, т.е. с учётом зоны ближайшего развития.

   Таким образом, очевидно, что такая заочная форма работы с родителями помогает объединить детей и родителей на основе общего интереса, привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников, их интеллектуальному развитию и вместе с тем проводить коррекцию.                                  

                           ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:                                                                                      

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3–е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
  2. Бахтин М.М. Эстеᴛᴎка слοʙесного творчества / Сост. С. Г. Бочарοʙ, ᴨрᴎмеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочарοʙ. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
  4. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1978. – 112 с.
  5. Κᴏроткοʙа Э.П. Обеспечение речевой пракᴛᴎки ᴨрᴎ взаимосвязи работы над разʙᴎᴛᴎем дᴎалогической и монологической речи // Хрестомаᴛᴎя по теории и методᴎке разʙᴎᴛᴎя речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 201–202


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Докладчик:  Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

Консультация для педагогов и родителей «Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »

Консультация для педагогов и родителей«Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »...