Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей. (из опыта работы)
статья по развитию речи (старшая группа)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т.к. количество дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы работы с родителями | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского Муниципального района Челябинской области
Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей.
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель: Дик Оксана Васильевна
2024год
Взаимодействие педагога и родителей по вопросам коррекции интеллектуального и речевого развития детей.
(из опыта работы)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т.к. количество дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- Важной задачей развития связной речи дошкольника является совершенствование монологической речи.
Проанализировав формы работы с родителями по коррекции речи детей, которые используются в логопедической практике (индивидуальные домашние задания), педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения пришли к выводу о том, что данные задания не дают родителям знаний для осознанного выполнения заданий с ребёнком, а лишь пассивно контролируют его действия.
Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.
Формой, сочетающей все эти требования, стала газета, в которой мы предложили мамам, папам, бабушкам и дедушкам стать учениками заочной школы «Профессиональные родители». Газета так и называется «Профессиональные родители». Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием интеллекта и речи дошкольников.
Для начала был разработан макет газеты. Постоянными рубриками в ней стали: «Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Почемучка для маленьких и взрослых», «Угадай-ка», «Выучите с ребёнком», «Прочитайте ребёнку», посвящённые какой-либо их характеристик речи ребёнка.
Вот некоторые темы.
- Почему с ребёнком нужно много разговаривать?
- Как пальчики развитию речи ребёнка помогают.
- Пальчиковая гимнастика для развития речи детей.
- Приглашение к творчеству.
- Вечер поэзии дома.
- Осенние аранжировки.
- Занимательные игры своими руками.
- Народные приметы. Т.п.
Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В неё входит описание игр, способствующих развитию речи ребёнка. Причём материал этой рубрики составлен таким образом, чтобы родители могли играть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне». («Я налила в кастрюлю воду, чтобы …», «Я крошу овощи, чтобы …», «Я мою посуду, чтобы …», «Ты положил салфетки, чтобы …»); задание: предложить ребёнку перебрать крупу: рисовую, гречневую, перловую, пшённую. Закрепите названия круп и каш, которые из них получаются; поломать макароны; из спагетти выложить тот или иной предмет. «Что с чем делают?» (Сахар сыплют, а воду …; котлеты жарят, а суп …; воду можно разлить, а горох …).
«По дороге в детский сад». («Назови части»: дерево (корни, ствол, кора, ветки, сучья, листья; грузовик (кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы); дом (подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак); окно (подоконник, рама, стекло). «Найди самое толстое (тонкое) дерево», «Покажи самый высокий (низкий) дом», «Что шире, дорога или тротуар?», «Покажи дерево и куст, чем они отличаются?».
В конце каждой публикации родителям предлагаются задания, которые необходимо выполнить вместе с ребёнком. Эти задания рекомендуются с целью развития мелкой моторики рук, фантазии, творчества.
Например:
- Вылепить из пластилина птицу.
- Нарисовать кормушку.
- Смастерить букву необычным способом.
- Сочинить сказку о любимой игрушке.
- Сделать поделку из природного материала.
- Составить коллаж на темы: «Зима», «Зимние забавы».
- «Ниткопись». С помощью ниток выложить домик, дерево, т.п.
- Нарисовать рисунок на тему «Моя семья».
- Изготовить игры для развития мелкой моторики рук.
- Сделать поделку методом оригами.
Из некоторых выполненных заданий устраиваем выставки «Чудеса своими руками».
- Выставка рисунков «Моя семья»
- Выставка «Как умелые ручки язычку помогали»
- Создание книжек – малышек «Рисунки – сказки»
- Выставка поделок из природного и бросового материала
- Выставка «Волшебные буквы».
Надо отметить, что материал в газетах подбираем дифференцированно, т.е. с учётом зоны ближайшего развития.
Таким образом, очевидно, что такая заочная форма работы с родителями помогает объединить детей и родителей на основе общего интереса, привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников, их интеллектуальному развитию и вместе с тем проводить коррекцию.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3–е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
- Бахтин М.М. Эстеᴛᴎка слοʙесного творчества / Сост. С. Г. Бочарοʙ, ᴨрᴎмеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочарοʙ. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
- Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1978. – 112 с.
- Κᴏроткοʙа Э.П. Обеспечение речевой пракᴛᴎки ᴨрᴎ взаимосвязи работы над разʙᴎᴛᴎем дᴎалогической и монологической речи // Хрестомаᴛᴎя по теории и методᴎке разʙᴎᴛᴎя речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с. 201–202
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
Консультация для воспитателей "Необходимость взаимодействия педагогов с родителями как наиважнейший способ в воспитании и развитии детей" 27.11.2017
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»
Докладчик: Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...
Консультация для педагогов и родителей «Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »
Консультация для педагогов и родителей«Влияние пословиц и поговорок на речевое развитие детей »...