Использование дидактических игр в работе с детьми с ОНР в целях профилактики нарушений письменной речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Канатчикова Людмила Юрьевна

Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям старших дошкольников с нарушениями речи. Представленный материал посвящен описанию дидактических игр, используемых логопедом на различных этапах коррекционной работы, в целях профилактики нарушений письменной речи. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет с речевыми нарушениями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_rabote_doshkolnogo_logopeda.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в работе дошкольного логопеда.

Описание материала: статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям старших дошкольников с нарушениями речи. Представленный материал посвящен описанию дидактических игр, используемых логопедом на различных этапах коррекционной работы, в целях профилактики нарушений письменной речи. Игры рассчитаны на детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Многие исследователи /4,22,23/ подчеркивали большое значение использования игр в развитии детей дошкольного возраста. Интерес к игре закономерен, поскольку ребенок до семилетнего возраста большую часть дня проводит в игре.

Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее развивающего значения ставит исследования игровой деятельности, как основной формы организации детской жизни, в разряд приоритетных.

Выготский Л.С /4/ писал об игре, как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков.

Выготский Л.С. указывал на общность законов развития нормальных и аномальных детей /5/, исходя из чего можно полагать, что игра значима для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности, у детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством аналитико - синтетической деятельности, моторки, сенсорной среды, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. /13/.

Необходимость проведения коррекционной работы с детьми в игре очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Это доказывают исследования Волковой Г.А., Шаховской С.Н., Селиверстова В.И. /13, 22/.

В детской игровой деятельности выделяют: сюжетно - ролевые, подвижные, театрализованные, строительные и дидактические игры. Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, Усова А.П. /25/ писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Усовой А.П., Радиной Е.А., Сорокиной А.И., Бондаренко А.К. и др.

Изучение литературы /3, 4, 21, 22, 23, 30/ позволяет заключить, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В детском саду дидактические игры широко используются при ознакомлении детей с окружающим миром, при формировании элементарных математических способностей, а также при обучении грамоте и развитии речи детей. Образовательное содержание дидактических игр достаточно широко.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: /3/

игры с предметами (игрушками, предметным материалом), настольно - печатные, словесные игры.

В играх с предметами   используются игрушки и реальные предметы. Играя   с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детей новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Среди игр с природным материалом   можно выделить такие: «Собери букет», «Разложи листья по убывающей величине», «Кто скорее соберет овощи (фрукты)?», «Узнай дерево по описанию», «С какой ветки детка?» и другие.

Настолько - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку (классификация), выкладывание картинок в последовательности развития сюжетных действий, запоминания состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картинке с показом действий и движений. В старшем дошкольном возрасте можно усложнять игру: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают люди. В этих играх формируются такие качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия, группируют предметы по разным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и др.

В младшем и среднем возрасте игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В более старшем возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности. Эти игры способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять свои знания в соответствии с поставленной задачей. В игре процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай - ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Четвертый лишний « и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает», «Да и нет не говорить, цвета не называть» и др.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности детей, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. В одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Но во всех играх нужно обязательно обращать внимание на развитие грамматически правильной речи.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, осуществляет воспитательно - образовательный процесс.

В каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие с элементами загадок, движений, соревнований, выделением ролей, с моментами ожидания и неожиданностями, т.е. сами игровые действия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными, во всех случаях должна быть организована увлекательная игра.

Кроме дидактических игр, используются специальные дидактические упражнения, например, упражнения в узнавании и различении величины, формы, цвета, игры на развитие мелкой моторики, подвижные игры с использованием речевого материала для закрепления правильного звукопроизношения и др.

Значение использования дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи очень велико, так как они помогают сформировать у детей познавательную деятельность, сенсорное восприятие, пространственные ориентировки, расширяют кругозор детей, развивают операции анализа и синтеза на неязыковом и языковом уровне, развивают речевую активность детей, т.е. обеспечивают формирование необходимых предпосылок для обучения грамоте.

Примеры дидактических игр, используемых нами при работе с детьми с нарушениями речи:

 «Кто ушел и где он стоял?»

Цели: развивать внимание детей, учить использовать в речи распространенные предложения с предлогами «рядом», «около», «между» и т.д., обучать детей порядковому счету (первый, второй...)
Игровые действия.

Все дети стоят в шеренге. Логопед предлагает одному ребенку встать перед остальными детьми, внимательно посмотреть на них и запомнить, кто где стоит. Затем закрывает ему глаза и предлагает кому -то из детей выйти из игровой комнаты. Ребенок должен догадаться, кто из детей ушел и где он стоял.

«Запрещенное движение».

Все становятся в один большой полукруг. Ведущий (ребенок или взрослый) становится в центре полукруга и делает физкультурные упражнения, которые играющие повторяют за ним. Но среди них есть одно движение (условливается, какое именно, например: нельзя руки на пояс), которое повторять не надо. Выполняя упражнения, ведущий несколько раз среди других проделывает запрещенное движение. Кто по ошибке повторит его, выбывает из игры. Игра развивает внимание.

«Что изменилось?»

На столе раскладываются разные предметы или игрушки. Один из играющих внимательно знакомится с расположением предметов, затем он должен повернуться спиной к столу, а в это время два - три предмета перекладывают на другие места. Ребенок поворачивается к столу, рассматривает предметы и говорит, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены. Игра развивает наблюдательность, память.

«Сколько предметов ты заметил?»

Логопед в течение короткого времени показывает детям большую карточку, не которой изображены четыре картинки (например: яблоко, помидор, груша, слива). Затем карточка убирается, а каждый из играющих шепотом сообщает логопеду, какие предметы он запомнил. Выигрывают те, кто заметил все картинки на листе. На развитие мышления предлагается задание на выделение лишнего предмета (в данном случае лишний - помидор).

Игру можно усложнить, увеличивая на листе количество картинок и сокращая время экспозиции. Игра содействует развитию объема внимания и памяти детей.

Развитию внимания и памяти способствуют и такие игры:

«Придумай слова с определенным звуком», «Вспомни и назови предметы одежды», «Назови односложные слова» и т.д.

Мышление детей развиваем с помощью игр: «Выдели лишний предмет», «Поиск общего», «Найди сходства и различия», «Что забыл нарисовать художник?»

Сначала эти игры проводим на предметном уровне, постепенно переходя к анализу и синтезу на языковом уровне. Поэтому параллельно мы развивали у детей слуховое внимание, направленное на звуковую сторону речи в таких играх: «Угадай, кто позвал?», «Какой инструмент прозвучал?»,

«Голос какого животного ты услышал?» (с использованием магнитофонной записи).

По мере формирования и развития познавательной деятельности логопедические занятия посвящают устранению дефектов звуковой стороны речи. Содержание этой работы - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова.

Вначале изучаем 6 гласных звуков. Учимся давать им характеристику, знакомимся с символами гласных звуков.

Также  используем элементы логопедической ритмики - соединение движений рук с произнесением звуков. Игра «Гласные звуки». Мы знаем гласные звуки: А - руки прямо вверх, И - руки в стороны, У - руки вперед,

О - руки вверх, соединить над головой, Э – руки вниз, в стороны, Ы - руки вниз. Затем дети угадывают, какой звук хотел сказать логопед по движению или только рук, или губ.

Как вариант игры: одна группа детей показывает движения, другая - отгадывает.

Много внимания уделяем составлению схем слогов и слов типа АУ, УА, ОАИ т.д. Дети называют, какой звук первый, второй ...

Детям очень нравятся такие игры, как «Придумай как можно больше слов на определенный звук», «Выдели первый звук в словах и по выделенным звукам составь новое слово», «Живые звуки».

« Как нас зовут?» 

Далее мы изучаем согласные звуки по программе Ястребовой А.В. Большое внимание уделяем дифференциации звука и буквы. В помощь детям использовали схемы – подсказки. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

При знакомстве с буквами используем символы букв, обязательно учим стихотворение про букву. Например: Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.

Также обучаем чтению слогов и по символам - звукам, и по буквам, т.е. параллельно осуществляем звуко - буквенный анализ.

Конечно, не все дети сразу обучаются соединять две - три буквы, но эту работу закрепляем на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Известно, что даже те дети, которые быстро запоминают буквы, часто пишут их неправильно: могут недописать элемент, повернуть букву в другую сторону и т.д. Поэтому мы использовали в работе  игру: «Зашумленные изображения».

Так как детям с нарушениями речи необходима большая тренировка, большее количество упражнений при обучении грамоте, то кроме тех игр, которые описаны выше, изготавливаем  «книжки - развлекалки», направленные на упражнения в трансформации слов. Дети путем замены одной буквы в имеющемся слове получали новое слово. Из вновь полученного таким же образом получали третье, затем четвертое и т.д. Подобные упражнения полезны для развития навыка осмысленного чтения. Книжечки представляют собой блокнот, который кладется корешком кверху. Каждая его страница разрезана вдоль на три части - получается три листка. На каждом из них написана буква или слог. Например: Л У        К. Перевертывая, например, одну левую часть с буквой Л, получим новое слово «сук», т.к. под буквой Л на следующей странице находится буква С. Точно также под средней и правой буквами находятся другие, так что переворачивая эти листки, дети получают новые слова. «Книжки - развлекалки» разрисованы яркими картинками: животными, растениями, птицами, разными предметами. Задача такая: составить слово и найти соответствующий предмет среди расположенных на обложке картинок.

Для обучения слоговому составу слов специально подбираются тексты, составленные на основе тех букв, которые дети постепенно узнают. Тексты подбирают простые, доступные для детей. Оформляют их на ватманских листах и дополняют картинками. Причем несколько текстов написаны красно - синими буквами (как и звуки), а остальные - черными. Каждый слог внизу подчеркнут, как бы схвачен скобкой. Такая запись заметно повышает активность детей на занятиях, поднимает интерес к чтению.

Эти тексты используют и для других видов работы, связанной с анализом предложений и слов. Например, предлагается такой текст: Тома у Наты. У Наты кот. На, Ната, ноты. Мы у Томы. Дети выполняют следующие задания. Первое: найти слова, состоящие из двух слогов (Тома, Ната, Наты, ноты, Томы). Второе: найти слова, в которых один слог (у, на, кот, мы). Третье: найти слова, которые печатаются с заглавной буквы (Тома, Ната, На, Мы, У). Четвертое: найти предложения, состоящие из трех слов.

Приведем также примеры других игр, используемых в работе с детьми. Игры на уровне слов:

«Придумай словечко» - логопед говорит только один слог, дети придумывают полное слово. Например: ка –ша, ка – сса, ка - мера и т.д.

«Озорной котенок» — детям предлагается распутать клубок слогов, которые запутал озорной котенок и прочитать полученные слова.

«Наоборот» — детям предлагается читать слова прямо и наоборот: кот - ток, сон - нос и т.д.

«Белиберда» — детям предлагается прочитать слова и определить, какие из них имеют смысл, а какие - нет. Например: кот, ког, сад, вуб, дуб...

Игры на этапе слогоделению:

«Хлопочки» - детям предлагается отхлопывать слоги в слове «укладывая слова на ладошке».

«Прошагай слово» - отмеривать слово шагами: каждый шаг — слог.

«Дирижер» — детям предлагается продирижировать слово по слогам, сначала правой, затем левой, а потом обеими руками.

«Составь схему слов и выдели только гласную ». Запомни, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

Игры на уровне предложения:

«Диктовочка» - запись предложения под диктовку с предварительным разбором его по количеству слов, по написанию слов, а также записью по памяти. Затем под предложением делаем схематический разбор.

«Составь предложение» - детям предлагается образец, по которому они составляют предложение. Например: мама, хлеб. Дети подбирают слово - действие: мама купила хлеб, мама порезала хлеб и т.д.

«Деформированная фраза» - дети исправляют ошибки: Машина, ехать, дорога, по - Машина едет по дороге.

Конечно же, проводя работу по обучению детей грамоте, не забываем об основных задачах второго этапа коррекционного обучения. Эти задачи направлены на уточнение и накопление как активного, так и пассивного словаря, расширению знаний о разных формах слов, развитию у детей первоначальных представлений о морфологическом составе слова, установлению связи между формой слова и его значением. Кроме того, на этом этапе осуществляется работа по формированию первоначальных представлений о синонимии, антонимии и омонимии языка. В этом нам помогают следующие дидактические игры: «Скажи наоборот», «Как еще можно сказать?», «Назови ласково», «Назови одним словом» - игры проводятся с использованием мяча.

«Придумай слова к схеме».

(если на схеме изображена стрелочка, то придумывается слово - действие, если волнистая линия - то слово - признак).

«Придумай похожие слова».

(снег - снежинка, снежный ком, снегурочка, снеговик, белоснежный (заяц), снегокат).

«Мы считаем» - формирование грамматической категории множественного числа, согласование существительных с числительными.

«Образование однокоренных слов»

В реализации задач второго этапа у детей уточняются значения слов, их внимание направляется на звучание значимых частей слова, они наглядно усваивают, что с изменением звучания изменяется смысл слов. Таким образом, формируется умение пользоваться доступными формами словообразования и словоизменения. Все это необходимая предпосылка для дальнейшей работы по развитию связной речи, которая является главной задачей третьего этапа коррекционной работы.

В процессе этой работы используется ряд приемов и игр: например, использование схем - картинок для составления рассказов по различным темам.

Опорные схемы - картинки для составления описательного рассказа о фруктах (овощах).

Составление по картинке или серии картинок предложений, объединенных общей темой, или составление текстов с соблюдением логики развития сюжета. В связи с этим продолжается работа над предложением, как речевой единицей, формируется умение содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, точно и выразительно строить высказывания.

Описанные выше игры, направленные на коррекцию недостатков развития речи, проводятся в тесной взаимосвязи с воспитателем группы и родителями.

Таким образом, использование дидактических игр с целью развития устной речи повышает эффективность профилактики возникновения дисграфии и дислексии у детей при обучении их в школе.

Заключение.У детей с нарушениями речи отмечается несформированность всех компонентов языка и речи с преимущественной несформированностью лексико - грамматической стороны и ряда психических функций. Отклонения в речевом и психическом развитии препятствуют формированию у детей полноценной учебной деятельности и могут вызвать нарушения письменной речи. Поэтому коррекционную работу по упреждающему развитию устной речи необходимо начинать с дошкольного возраста.

Необходимо подчеркнуть большую специфику   логопедической работы с данным контингентом детей. Это выражается главным образом в индивидуальном подходе при фронтальной работе с учетом не только речевых недостатков, но и психологических особенностей, что требует ведения учебного процесса преимущественно в игровой форме, использования своеобразной формы контроля и проверки знаний детей.

Все это еще раз подчеркивает неоценимое значение использования дидактических игр в работе с детьми, в том числе в целях предупреждения нарушений устной и письменной речи детей при обучении в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. уч. заведений, 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 С.

2.        Безруких М.М. Проблемные дети. - М.» Издательство УРАО, 2000. - 312 С.

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада. - 2- изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, - 160 С.
  2. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. № 6, 1966.
  3. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования.
  4. Голицыва О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. М.: Просвещение. - 252 С.
  5. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Просвещение,  1973. - 222 С.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  7. Кобзарева Л.Г.. Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция, учебно - методическое пособие психологов, учителей классов коррекционно - развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000, - 64 С.
  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно -методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ»,  1997. - 286 С.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1988. - 224 С.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224 С.
  4. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 С.
  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1998. - 159 С.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.: книга для логопеда. М.: Просвещение, 1991. - 208 С.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе.: Практическое пособие для подготовки детей. - М.: ООО «Фирма Издательство АСИ»: «Премьера»: «Аквариум», 1999. -400 С
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопеда). - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -224 С.
  5. Понятийно - терминологический словарь логопеда / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1997. - 400 С.
  6. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 256 С.
  1. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании / психотехнические упражнения и коррекционные программы /. - М. 1992. - 156 С.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.,

1982.

24.        Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под
редакцией Н.П. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1998. - 192 С.

25. Усова А.П, обучение в детском саду, - М., 1981.

26.   Филичева Т.Б., Чиркина Г,В, Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: МГЗПИ, 1991. - 188 С.

27. Филичева Т.Б. и др.  Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «педагогика и психология (дошк)». - М.: Просвещение, 1989. -223 С.

28. Хрестоматия по логопедии извлечения и тексты: Учебное пособие для студентов высших и средних спец. уч. заведений: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М. Гуманит. Изд. Центр Владос, 1997г

29. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина.  Книга  для  учителя. М.: Просвещение, 1991. - 208 С.

30. Швайко Т. С Игры и игровые упражнения для развития речи М., 1983.

31.     Ястребова А.В.   Преодоление   ОНР    у   учащихся   начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.; АРКТИ, 2000, - 120С



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Работа по профилактике дисграфий и дислексий - это формирование психических и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой, формирование так называемого «функционального базиса навыко...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...