«Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучение старших дошкольников работе в тетради». ЧАСТЬ № 1
методическая разработка на тему
Методичка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 24
муниципального образования Усть – Лабинский район
«Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучение старших дошкольников работе в тетради».
ЧАСТЬ № 1
Разработали: учителя – логопеды:
Л.В. Манилова
Т.В. Смирнова
г. Усть – Лабинск
2014г
От авторов
Л.В. Манилова
Т.В.Смирнова
Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучению дошкольников работе в тетради – 30 с.
Данное пособие — попытка систематизировать наработанный нами практический материал по преодолению нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста. Давно известно, что мелкая моторика влияет на процесс речевого развития, связь между моторной сферой ребенка и речью — учет всех факторов позволил нам создать систему игр и упражнений для коррекции нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста на начальном этапе работы.
Пособие состоит из двух частей:
1 часть - это тематический обзор логопедических публикаций и практического материала для учителей-дефектологов, воспитателей, психологов, родителей.
2 часть – это перечень игр, в которые можно поиграть с ребенком по профилактике нарушение письменной речи и их краткое описание.
В этом пособие приведены этапы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактики нарушения письменной речи, через обучение работы в тетради. Данное пособие представляет собой систематизированный методический и практический материал и составлен с учетом методических требований и ФГОС ДО.
Методичка состоит из 2х частей:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание этапов овладения письма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Описание игр по этапам владения письма.
Заключение
Уважаемые коллеги и родители!
Мы надеемся, что наше пособие подарит вам немало приятных минут общения с ребенком. Играя вместе с вами, он подрос и поумнел. Впереди у малыша новые открытия, а у вас - новые заботы. Но благодаря нашему пособию ваш малыш будет меньше испытывать трудностей вовремя работы в тетради и письма в школе.
Пусть они будут такие же легкие и приятные, как те игры, в которые вы играли со своим ребенком.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.
2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001.
3. Граб Л.М. Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР. - М.: ООО«Издательство ГНОМ «к»,2008г.
4. Калиниченко С.А. Дидактическая игра «Что здесь спрятано?» //Дошкольная педагогика. 2006./март апрель.
5. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой.- М.: «Просвещение», 1989.
6. Медеева И.Г. Чудесная клеточка (рисуем по клеточкам, раскрашиваем).- М.:Издательство «Адомис», 2010г.
7. Меркулова А.Д. Методика формирования ориентировки на плоскости у дошкольников с ЗПР festival.1september.ru
8. Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада. (№1, №2) - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
9. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
10. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. (№1, №2, №3) - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
11. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц рук детей. - М.: «Гном-Пресс», 2000.
12. Парамонова Л.П. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. - СПб., 1996.
13. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Система работы по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
14. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г. Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.
15. «1000 упражнений для подготовки к школе». - М., 2007 Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
16. Я могу! Тренинг моторики рук: раскраска, прописи, волшебные картинки./Под ред. С.Г.Зотов, Л.А. Терешина, Р.П. Фисенко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
17. «Умные клеточки» Забавные фигурки «для маленьких друзей» Худ. И. Шляхов Ростов- на - дону., ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ «ПРОФ - ПРЕСС», 2006.
18. Тетрадь для штриховки 5-6 лет. Захарова Ю.А. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.
19. Пропись – штриховка 6-7 лет. Захарова Ю.А. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.
20. «Мои первые игры» для дошкольного возраста ЗАО «Издательство « РОСМЭН - ПРЕСС », 2005.
21. «Прописи - прятки» с двойным контуром Мальцева И.В. ТЦ «СФЕРА»2005 - Прячу топор; Прячу ракету; Прячу репку.
22. «Геометрические прописи 1ч., 2ч.,» Голицына Е.Б. ООО «Чебоксарская типография №1» 2007
23. «Папка дошкольника» Издательство «Весна - Дизайн» 2011
- ориентировка в пространстве;
- подумай, дорисуй;
- найди по схеме;
- нарисуй по образцу;
- лабиринты;
- послушный карандаш;
- знакомство с клеточками.
24. «Готовим руку к письму» - рисуем по клеточкам Крупенчук И.О. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ «Литера», 2009.
25. «50 уроков для подготовки руки к письму» Воробьёва Т.А. Гузенко Т. В. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ «Литера», 2010.
26. «Как подготовить руку ребёнка к письму» Новикова Е. В. М., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО Гном и Д», 2009.
Содержание
Введение ……………………………………………………………стр. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание этапов овладения письма детьми ………………………стр. 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Описание игр по этапам овладения письма детьми .……………… стр.14
Заключение …………………………………………………………… стр.27
Список использованной и рекомендованной литературы…………..стр.28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
Консультация для родителей и воспитателей "Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлен материал по профилактике нарушений письменной речи...
Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»
Письменная речь -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...