«Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучение старших дошкольников работе в тетради». ЧАСТЬ № 1
методическая разработка на тему

Манилова Любовь Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования  Усть – Лабинский район

      «Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучение старших дошкольников работе в тетради».

ЧАСТЬ № 1

Разработали:                                                                        учителя – логопеды:

                                                                                                  Л.В. Манилова

                                                                                                  Т.В. Смирнова

г. Усть – Лабинск

2014г

          От авторов

Л.В. Манилова

Т.В.Смирнова

Методические рекомендации по профилактики нарушения письменной речи, через обучению дошкольников работе в тетради –  30  с.

Данное пособие — попытка систематизировать наработанный нами практический материал по преодолению нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста. Давно известно, что мелкая моторика влияет на процесс речевого развития, связь между моторной сферой ребенка и речью — учет всех факторов позволил  нам создать систему игр и упражнений для коррекции нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста на начальном этапе работы.

Пособие состоит из двух частей:

1 часть - это тематический обзор логопедических публикаций и практического материала для учителей-дефектологов, воспитателей, психологов, родителей.

2 часть – это перечень игр, в которые можно поиграть с ребенком по профилактике нарушение письменной речи и их краткое  описание.

В этом  пособие приведены  этапы и формы работы с детьми старшего  дошкольного возраста по профилактики нарушения письменной речи, через обучение работы в тетради. Данное пособие представляет собой систематизированный  методический и практический материал и составлен с учетом методических требований и ФГОС ДО.

Методичка состоит из 2х частей:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание этапов овладения письма.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Описание игр по этапам владения письма.

Заключение

Уважаемые коллеги и родители!

Мы надеемся, что наше пособие подарит вам немало приятных минут общения с ребенком. Играя вместе с вами, он подрос и поумнел. Впереди у  малыша новые открытия, а у вас -  новые заботы. Но благодаря нашему пособию ваш малыш будет меньше испытывать трудностей вовремя работы в тетради и письма  в школе.

Пусть они будут такие же легкие и приятные, как те игры, в которые вы играли со своим ребенком.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.  

2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001.

3. Граб Л.М.  Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР. - М.: ООО«Издательство ГНОМ «к»,2008г.

4. Калиниченко С.А. Дидактическая игра  «Что здесь спрятано?» //Дошкольная педагогика. 2006./март апрель.

5. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой.- М.: «Просвещение», 1989.

6. Медеева И.Г. Чудесная клеточка (рисуем по клеточкам, раскрашиваем).- М.:Издательство «Адомис», 2010г.

7. Меркулова А.Д. Методика формирования ориентировки на плоскости у дошкольников с ЗПР  festival.1september.ru

8. Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада. (№1, №2) - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.

9. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.

10. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. (№1, №2, №3) - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.

11.  Новикова Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц рук детей. - М.: «Гном-Пресс», 2000.

12. Парамонова Л.П. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. - СПб., 1996.

13. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Система работы по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ  и Д, 2007.

14. Профилактика оптической  дисграфии и дислексии   у дошкольников: Из опыта  работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.  Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.

15. «1000 упражнений для подготовки к школе». - М., 2007 Узорова О.В.,  Нефёдова Е.А.  

16. Я могу! Тренинг моторики рук: раскраска, прописи, волшебные картинки./Под ред. С.Г.Зотов, Л.А. Терешина, Р.П. Фисенко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

17. «Умные клеточки»  Забавные  фигурки «для маленьких друзей»  Худ. И. Шляхов  Ростов- на - дону.,  ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ «ПРОФ - ПРЕСС», 2006.

18. Тетрадь для штриховки 5-6 лет. Захарова Ю.А. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.

19. Пропись – штриховка 6-7 лет. Захарова Ю.А. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.

20.  «Мои первые игры»  для дошкольного возраста ЗАО «Издательство « РОСМЭН - ПРЕСС », 2005.

21. «Прописи - прятки» с двойным контуром Мальцева И.В. ТЦ «СФЕРА»2005  -    Прячу топор; Прячу ракету;  Прячу репку.

22. «Геометрические прописи 1ч., 2ч.,»  Голицына Е.Б. ООО «Чебоксарская типография №1» 2007

23. «Папка дошкольника» Издательство «Весна - Дизайн» 2011

   - ориентировка в пространстве;

  - подумай, дорисуй;

   - найди по схеме;

  - нарисуй по образцу;

  -  лабиринты;

  -  послушный карандаш;

  -  знакомство с клеточками.

24. «Готовим руку к письму» - рисуем по клеточкам Крупенчук И.О. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ  «Литера», 2009.

25. «50 уроков для подготовки руки к письму» Воробьёва Т.А. Гузенко Т. В. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОМ «Литера», 2010.

26. «Как подготовить руку ребёнка к письму» Новикова Е. В. М., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО Гном и Д», 2009.

Содержание

Введение      ……………………………………………………………стр. 3

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание этапов овладения письма детьми  ………………………стр. 5

 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Описание игр по этапам овладения письма детьми .……………… стр.14

Заключение  …………………………………………………………… стр.27

Список использованной и рекомендованной  литературы…………..стр.28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...