Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logochas_kuzina.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»
Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.
(выступление на семинаре - практикуме)
Подготовила: учитель – логопед
Кузина С.Б.
воспитатель логопедической
группы
Крыкбаева Н.В.
Клин, 2014 г.
Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив.
Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдника.
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Во-первых, воспитатель должен знать элементарные комплекты артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.
Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
• зрительный: на себе, на детях, на схемах;
• слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
• тактильный
В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.
На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:
• Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
• Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
• Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
• Закрепление лексико-грамматических категорий;
• Развитие мелкой моторики и графических навыков;
• Развитие артикуляционной моторики.
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физминутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.
Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации логопеда). На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными дефектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления о находится. По рекомендации логопеда воспитатель подбирает комплекты артикуляционной зарядки, специальные игры и упражнения на дыхание или на развитие других сторон речи, что уточняется логопедом и фиксируется в тетради связи.
Примерная структура логочаса:
1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)
2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)
3. Индивидуальная работа
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Примерный хронометраж логочаса.
- Психогимнастика / пальчиковая игра (2 мин.).
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
- Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
- Физкультминутка (2мин.).
- Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (5 мин.).
- Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение
окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (5 мин.). - Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).
- Индивидуальная работа (5 мин.)
В нашей группе воспитатели конспектируют занятия логопеда, анализируют его, делают пометки.
Все задания логопеда по лексическо-грамматическим темам и закреплению правильного звукопроизношения отражены в тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя. Данная тетрадь соответствует комплексному тематическому планированию группы, перекликается с планированием НОД по изобразительному искусству, физической культуре, музыкальному воспитанию и логоритмикой. Разработана программа «Логочас» для детей старшей и подготовительной логопедических групп.
Воспитатели занимаются с детьми либо подгруппами (3 – 7 человек), либо индивидуально. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя автоматизацию звуковой стороны речи, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук.
Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
• Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
• Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы.
Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
• Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важно системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
Конспект логочаса по темам: «Транспорт», «Звук Л»
- «Назови транспорт»
- «Назови ласково»
Лодка – лодочка, корабль – кораблик, самолет – самолетик, вертолет – вертолетик, велосипед – велосипедик.
- «Сосчитай до 5 -и»
Одна белая машина, две белые машины, …
Один красный автобус, …
Одно резиновое колесо, …
Один большой корабль, …
Одна трамвайная остановка, …
Один новый трамвай, …
- Пальчиковая гимнастика.
Мы с первым пальцем-малышком В трамвайный парк пойдем пешком. С другим — поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С третьим — сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет. | По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинцев. Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены — это крылья. |
- «Продолжи предложения»
В городе можно ездить на автобусе, …(на трамвае, в метро).
В городе много трамваев, … (троллейбусов, такси, автобусов, легковых автомобилей)
В городе нет кораблей, … (яхт, лодок, катеров).
- «Назови остановку»
Остановка трамвая называется … - трамвайная,
Остановка автобуса называется … – автобусная,
Остановка троллейбуса называется … - троллейбусная.
- «Собери предложение»
Машина, ехать, по, городской, улица. – Машина едет по городской улице.
Пассажир, покупать, билет, у, кондуктор, в, автобус. – в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора.
- Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]
Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.
На улице нашей Машины, машины. Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. Я. Тайц | Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону. |
- Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Звук [Л ].
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
- Прикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»: «ЛА – ЛА – ЛА …»;
- Прикусить кончик языка и длительно погудим как пароход: «Ы – ы – ы». При правильном выполнении данного упражнения слышится звук [л].
- Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин).
- «Запомни, повтори» Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО
- Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
АЛ – АЛ – АЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ
УЛ – УЛ – УЛ
- Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО
АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО- ЫЛУ
АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ
АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА
- Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
СЛА – СЛО – СЛЫ – СЛУ
КЛА – КЛО – КЛЫ – КЛУ
БЛА – БЛО – БЛЫ – БЛУ
ГЛА – ГЛО – ГЛЫ – ГЛУ
- Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
ЛА: лак, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лав-ка, лан-дыщ;
ЛО: лоб, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;
ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;
- Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
ЛА: ю-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, Ми-ла, а-ку-ла, са-латпа-лат-ка, об-ла-ко;
АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, галс-тук.
- Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.
- Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
- Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
Мила поставила лампу на стол. Мила покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге. У Володи – иволга из пластилина.
Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Мила нашла булавку.
- Индивидуальная работа.
Литература:
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет.: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «Детство - ПРЕСС», 2002.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФНР) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогруппы. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на Дону. – «ФЕНИКС», 2002.
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 – 7 лет): В помощь учителям – логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО, 2007.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993.
- Н. В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях. – СПб.: «Детство - ПРЕСС», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"
Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи" Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. ...
курсовая работа "Особенности организации и содержания театрализованной деятельности в группе для детей с нарушениями речи"
Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...
«Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.»
Примерная структура логочаса:1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)2. Фронтальная работа (артикуляционная гимн...
Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".
В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...
Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи
laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи» В современном развитии дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве...
"Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи"
laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализироват...