Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии на тему
Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи" Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. (Коррекция речевых дефектов у детей с отклонениями в развитии.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Организация логочаса в группах для детей с ОНР" | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 города Кропоткин
Муниципального образования Кавказский район
«Организация логочаса в группах
для детей с нарушениями речи».
(семинар – практикум для воспитателей логопедических групп)
подготовила:
учитель – логопед
Лычагина В.Э
2016 г
«Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи».
Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. (Коррекция речевых дефектов у детей с отклонениями в развитии.)
Основные задачи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- знакомство с обобщающими понятиями;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространенные предложения.
Принципы работы на логочасе:
- Принцип системности.
Данный принцип реализуются благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
- Принцип доступности.
Принцип доступности находит свое отражение в учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, состояния их двигательных, речевых, игровых навыков, доступных форм общения и мотивации деятельности.
- Принцип тематичности.
Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.
- Принцип развития.
Концентрированное изучение способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Языковые средства отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие.
- Принцип коррекционной направленности.
Соблюдается триединая задача: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие.
Методы и приемы:
1. Словесные:
- словесная инструкция;
- показ (подражание);
- объяснение;
- рассказ.
2. Наглядные:
- жестовая инструкция;
- метод совместных действий;
- наблюдение;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
3. Практические:
- подвижные игры;
- сюжетные игры.
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив.
Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочас). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило после полдника.
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Во-первых, воспитатель должен знать элементарные комплекты артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.
Во-вторых, воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
• правильной артикуляции и воспроизведения по подражанию;
• зрительный: на себе, на детях, на схемах;
• слуховой: утрированное произношение того или иного звука;
• тактильный.
В-третьих, воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза, формирования звуковой структуры слова.
На логочас рекомендуется следующие виды упражнений:
• Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
• Повторение стихотворений, рассказов (речевого материала);
•Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
• Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
• Закрепление лексико-грамматических категорий;
• Развитие мелкой моторики и графических навыков;
• Развитие артикуляционной моторики.
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Например, по разделу звуковая культура речи воспитателю необходимо иметь картотеку материала на звуки: предметные картинки на звук в разной позиции, игры на развитие фонематического слуха, пальчиковые игры и физминутки, загадки и потешки - чистоговорки насыщенные тем или иным звуком, тексты для пересказа, картинки для составления рассказов и т. д.
Воспитатель вправе выбирать сам структуру, последовательность приемов, исходя из задач конкретного логочаса и особенностей детей. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации логопеда). На индивидуальную работу отбирается речевой материал конкретно для ребенка (или детей со сходными дефектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления о находится. По рекомендации логопеда воспитатель подбирает комплексы артикуляционной гимнастики, специальные игры и упражнения на дыхание или на развитие других сторон речи, что уточняется логопедом и фиксируется в тетради связи.
Примерная структура логочаса:
С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного логочаса берутся от 5 до 7 детей.
- Артикуляционная гимнастика (2 мин);
- Пальчиковая и дыхательная гимнастики (2 мин.);
- Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук (3-4 мин);
- Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез (2 мин);
- Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным (например: птица 1-10», изменение окончаний в падежных конструкциях - «Нет чего? - Встали, подошли к чему? -к столу и т.д.» (2 мин);
- Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин);
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.).
Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.
Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.
Воспитатели занимаются с детьми либо подгруппами (3 – 7 человек), либо индивидуально. Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя автоматизацию звуковой стороны речи, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук.
Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
• Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
• Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы.
Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
• Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важно системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
Звук [Л ]
1.Артикуляционная гимнастика ;
2. Дыхательные упражнения и пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Мы с первым пальцем-малышком В трамвайный парк пойдем пешком. С другим — поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С третьим — сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет. | По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинцев. Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены — это крылья. |
3.Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин):
3.1. «Запомни, повтори» Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО
3.2. Автоматизация звука [л] в обратных слогах
(прикусывать кончик языка)
АЛ – АЛ – АЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ
УЛ – УЛ – УЛ
3.3 Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах
(прикусывать кончик языка)
АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО
АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО- ЫЛУ
АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ
АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА
3.4 Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах
(прикусывать кончик языка)
СЛА – СЛО – СЛЫ – СЛУ
КЛА – КЛО – КЛЫ – КЛУ
БЛА – БЛО – БЛЫ – БЛУ
ГЛА – ГЛО – ГЛЫ – ГЛУ
3.5. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
ЛА: лак, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лав-ка, лан-дыщ;
ЛО: лоб, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;
ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;
3.6. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
ЛА: ю-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, Ми-ла, а-ку-ла, са-латпа-лат-ка, об-ла-ко;
АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, галс-тук.
3.6.Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
Ло-ла, ло-мал, дол-бил, гла-дил, пла-вал, мол-чал, де-лал, по-лол, ко-лол, ко-ло-ко-ла, гла-ди-о-лус, у-лыб-нул-ся, Вла-дис-лав.
- «Назови ласково»
Лодка – лодочка, корабль – кораблик, самолет – самолетик, вертолет – вертолетик, велосипед – велосипедик.
- «Сосчитай до 5 -и»
Одна белая машина, две белые машины, …
Один красный автобус, …
Одно резиновое колесо, …
Один большой корабль, …
Одна трамвайная остановка, …
Один новый трамвай, …
- Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
Мила поставила лампу на стол. Мила покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге. У Володи – иволга из пластилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Мила нашла булавку.
- Упражнения и игры на развитие мелкой моторики(штриховка, обведи по точкам, раскрась картинку, выкладывание палочками по схеме, работа в тетради по развитию мелкой моторики рук и т.д).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи
Организация логочаса в группах для детей с нарушением речи...
Семинар - практикум для родителей по теме: «Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи»
Семинар - практикум для родителей воспитанников с ОНР....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Презентация"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"
quot;Дыхание- основа жизни. Правильное дыхание - основа жизни и долголетия" - К.С. Станиславский. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. У 80% де...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается, благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется пра...
«Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи.»
Примерная структура логочаса:1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)2. Фронтальная работа (артикуляционная гимн...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Требования к речи воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
В тексте содержантся рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими ТНР...