Программа доп. образования по логоритмике.
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему

Кондрашова Светлана Васильевна

Программа рассчитана на два года обучения от 2 до 4 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ДАР»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ТОПОТУШКИ»

(ЛОГОРИТМИКА)

Программа рассчитана

на два года обучения детей в возрасте от 2 до 4 лет.

Составитель программы:

Кондрашова Светлана Васильевна

(логопед)

Санкт-Петербург, 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, основой которой являются речь, музыка и движение, поэтому она включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Направленность программы

Программа «Топотушки» направлена на развитие речевого аппарата и собственно речи, двигательное развитие (артикуляционная моторика, мелкая и крупная моторика, чувство ритма, зрительно-моторная координация), на укрепление физического здоровья и общее благополучное психическое развитие ребёнка.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

        С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка (сенсорное, двигательное, когнитивное), совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что благотворно влияет на весь организм ребенка.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе: алалию, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как она создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В непосредственную образовательную деятельность по логоритмике вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Принципы построения программы

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем развитии коммуникативных умений.

2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.

4. Принцип диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

5. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом  занятии.

6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Цели программы

1. Развитие речевого аппарата.

2. Развитие речи и других психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения).

3. Двигательное развитие, формирование чувства ритма, равновесия, вербально-моторной координации, развитие грации движений.

4. Формирование положительного эмоционального настроя к речи и общению.

5. Укрепление физического здоровья ребёнка, правильной осанки.

Основные задачи программы

  1. Развитие артикуляционной и лицевой моторики.
  2. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания.
  3. Формирование и развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и звукопроизношения.
  4. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи.
  5. Обогащение активного и пассивного словаря, формирование грамматически-правильного строя речи.
  6. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, творческой фантазии и воображения.
  7. Развитие мелкой и крупной моторики, мимической и пантомимической выразительности.
  8. Формирование четкости координированных движений во взаимосвязи с речью.
  9. Развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, чувствовать характер музыки.
  10. Формирование чувства равновесия, правильной осанки, укрепление костно-мышечного аппарата.
  11. Формирование и развитие коммуникативных навыков, эмпатии.
  12. Знакомство с различными музыкальными инструментами, обучение способам звукоизвлечения.

Реализация программы

        Программа «Топотушки» рассчитана на два года: первый год обучения – дети 2-3 лет, второй год обучения – дети 3-4 лет.

Распределение количества занятий по годам обучения:

возраст детей

2-3 года

3-4 года

количество занятий в год

36

36

количество занятий в неделю

1

1

Длительность занятий первого года обучения – 10 минут; второго года обучения – 15 минут.

        Занятия проводит логопед.

Структура занятий

1. Подготовительная часть (3-4 минуты): приветствие, вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регуляцию мышечного тонуса.

2. Основная часть (5-8 минут): слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игра на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же упражнения, направленные на:

- развитие голоса, дыхания, артикуляции;

- формирование чувства ритма, темпа, музыкального размера;

- развитие мелкой и общей моторики;

- развитие координации движений и речи, движений и пения;

- развитие мимической мускулатуры, формирование мимической и пантомимической выразительности.

3. Заключительная часть (2-3 минуты): упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, подведение итогов занятия.

Ожидаемые результаты

К концу первого года дети обучаются: 

- удерживать внимание на выполнении конкретной задачи (с помощью взрослого); 

- отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания);

- реагировать на смену характера музыки (движениями, мимикой, звуками голоса); 

- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом; 

- общаться в диалоге с педагогом (взрослым): давать односложные ответы, кивать и пр.; 

- извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках, знать их названия.

К концу второго года дети обучаются: 

- сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;

- повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка, помогая ему выполнять задания);

- определять и выражать доступными средствами (словами, мимикой, жестами) характер музыки или музыкального персонажа;

- соблюдать последовательность движений (даже если это повтор за педагогом) и слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения; 

- общаться в диалоге с педагогом (родителем);

- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом (мамой);

- выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений родителей;

- извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках, знать их названия и тембры. 

Оценка результативности развития детей в рамках данной программы  проводится путём педагогического наблюдения за детьми, сопоставления их достижений и ожидаемых результатов в повседневной деятельности и на тематических музыкальных праздниках (утренниках или концертах), которые проводятся четыре раза в год (осенний: конец октября – начало ноября, зимний: конец декабря, весенний: начало-середина марта, летний: середина – конец мая).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (2-3 года)

месяц

разделы и темы занятий

количество занятий

«Осенние деньки»

Сентябрь

  1. Встреча с белочкой в осеннем лесу.
  2. Сидит белка на тележке.
  3. Кто грибок найдёт?
  4. Гости.

4 занятия по 10 минут

Октябрь

  1. В огороде заинька.
  2. Зайкина капуста.
  3. Лучшая игра.
  4. Утёнок и его друзья.

4 занятия по 10 минут

Ноябрь

  1. Про кота.
  2.  Кот Василий.
  3.  Кот и кошка.
  4.  Утки – беленькие грудки.

4 занятия по 10 минут

«Зимние забавы»

Декабрь

  1.  Зайчик в гостях у ребят.
  2.  Зайкин дом.
  3.  Белкина помощница.
  4.  Чудо-елка.

4 занятия по 10 минут

Январь

  1.  Подарки Дедушки Мороза.
  2.  Птичья елка.
  3.  Мороз и птички.
  4.  Танюшка.

4 занятия по 10 минут

Февраль

  1.  Вкусная каша.
  2.  Алёнушка и лошадка.
  3.  Лошадка.
  4.  Капризная внучка.

4 занятия по 10 минут

«Весна-красна»

Март

  1.  Хозяюшка.
  2.  Котенок и щенок.
  3.  Про собачку.
  4.  Таня пропала.

4 занятия по 10 минут

Апрель

     29. Верные друзья.

     30. Про петушка.

     31. Уточка и курочка.

     32. Цыплячий переполох.

4 занятия по 10 минут

Май

     33. Радуга-горка.

     34. Майский день.

     35. Про зелёную лягушку.

     36. После дождя.

4 занятия по 10 минут

Второй год обучения (3-4 года)

месяц

разделы и темы занятий

количество занятий

«Осенние деньки»

Сентябрь

  1. Дудочка.
  2. Про то, как рыжий кот у бабушки живёт.
  3. Кот и пёс.
  4. Чудесное яблоко.

4 занятия по 15 минут

Октябрь

  1. Яблонька.
  2. Как растили капусту.
  3. Заяц в огороде.
  4. День рождения зайчика.

4 занятия по 15 минут

Ноябрь

  1. Домик для воробья.
  2.  Домик-теремок.
  3.  Приближается зима.
  4.  Зимовье зверей.

4 занятия по 15 минут

«Зимние забавы»

Декабрь

  1.  Мельник и Медведь.
  2.  Медвежонок Мишутка.
  3.  Серебряный ключик.
  4.  Новогодняя елка.

4 занятия по 15 минут

Январь

  1. Снеговик.
  2.  Новогодняя елка в лесу.
  3.  Помогите птицам.
  4.  Кукла Аня.

4 занятия по 15 минут

Февраль

  1. Новоселье у куклы.
  2.  Поезд игрушек.
  3.  Парад игрушек.
  4.  Иван Иванович Самовар.

4 занятия по 15 минут

«Весна-красна»

Март

  1. У меня полно хлопот.
  2.  Как Козлик маму искал.
  3.  Паровозик из Ромашково.
  4.  Зайкина шубка.

4 занятия по 15 минут

Апрель

     29. Храбрый цыпленок.

     30. Мамы и малыши.

     31. Как Петушок утро проспал.

     32. Прогулка в весеннем лесу.

4 занятия по 15 минут

Май

     33. Дела много у зверей.

     34. Чей это домик?

     35. Пароходик.

     36. Дуся ехала на дачу.

4 занятия по 15 минут

Содержание программы (конспекты занятий и дополнительные материалы) отражено в источниках:

- Картушина М. Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007;

- Картушина М. Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2006;

- Приложение 1.

Источники прилагаются.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы работы

Групповые и подгрупповые занятия с элементами игры.

Методы:

1. обучения – словесный, наглядный, репродуктивный, исполнительский;

2. воспитания – упражнения, убеждения, пример ребёнка и личный пример, одобрение, похвала и поощрение.

Приёмы:

- логопедическая гимнастика (артикуляционная, дыхательная, голосовая, мимическая);

- танцы, движения под музыку, разнообразные двигательные упражнения;

- мимические упражнения, этюды на создание музыкально-игрового образа;

- упражнения для развития и коррекции звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя;

- игры разной степени подвижности;

- речевые игры;

- игры для развития мелкой моторики;

- пение;

- игра на музыкальных инструментах;

- игровой массаж, гимнастика для глаз;

- пословицы, загадки, скороговорки, стихи, считалки.

Более подробно некоторые приёмы работы в рамках данной программы отражены в Приложении 2.

Средства: предметные картинки, игрушки, музыкальные инструменты, аудиозаписи и различные предметы.

Более подробно методическое и материально-техническое обеспечение отражено в Приложении 1 и  Справке о материально-техническом обеспечении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004 г.
  2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб., «Институт развития образования», 2000 г.
  3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006 г.
  4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М., ТЦ «Сфера», 2007 г.
  5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
  6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., «ТЦ Сфера», 2004 г.
  7. Картушина М. Ю. Праздники в детском саду. М., «ТЦ Сфера» 2008 г.
  8. Картушина М. Ю. Развлечения для самых меленьких. М., ТЦ «Сфера», 2008 г.
  9. Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года). СПб., «Паритет», 2008 г.
  10.  Саутко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. СПб., 2001 г.
  11.  Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М., 2007 г.
  12.  Тютюнникова Т. Э. Элементарное  музицирование с дошкольниками. // Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010 гг.

Приложение 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2-3 ГОДА)

I. «Осенние деньки» 

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: Прокофьев С., «Детский марш»;  Глинка М., «Маленькая полька»; «Птичка», «Котенька», Е., С. Железновы в сб. «Катенька и кот»; «Тихо-тихо мы сидим», русская народная мелодия. 

Гимнастика: комплекс «Гимнастика для мам и малышей» в сб. «Гимнастика для малышей», Е., С. Железновы; комплекс IV, сб. «Детский массаж и гимнастика», И. Красикова.

 Мелкая моторика: упражнения с зёрнышками «Цыплята», «Пересыпаем пшено» в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. 

Пальчиковые игры: «Перчатка» в сб. «Пять поросят», Е., С. Железновы; «Стайка» в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Погремушечка» – украинская  народная мелодия; «Мы играем и поём» в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Музыка для слушания и творческих заданий: «Рыбка», В. Красёв; «Кап-кап», «Кошка», А. Александров; «Венгерские танцы», И. Брамс; «Октябрь» – «Времена года», П. Чайковский; Сюиты G, D, И. С. Бах; «Осенний дождь», I часть симфонии №23, Й. Гайдн и др.

II. «Зимние забавы» 

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: «Попрыгаем» в сб. «Забавные уроки»; «Ёлочка» в сб. «Азбука-потешка» – Е., С. Железновы; «Ай-да!», В. Верховинц; «Зайчик», М. Старокадомский.

Гимнастика: комплекс «Играем с палочкой» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы; комплекс IV, сб. «Детский массаж и гимнастика», И. Красикова. 

Мелкая моторика: «Мальчик-с-пальчик» – народная потешка в сб. «Логопедические распевки», Л. Гавришева, Н. Нищева; «Смешные человечки», К. Дискин – в сб. «Логоритмика», О.Новиковская; «Пуговки» в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. 

Игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Тихо-громко» – сб. «Логоритмика», О. Новиковская.

Музыка для слушания и творческих заданий: Адажио, И.С.Бах; «Прогулка», М. Мусоргский; «Часы» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу», Е., С. Железновы; «Зимнее утро» – «Времена года», П. Чайковский, и др.; «Светит месяц» – народная плясовая мелодия. 

III. «Весна-красна» 

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: «Ходим в шляпах», С. Железнов; «Две свинки» в сб. «Логопедия: речь, ритм, движение», И. Лопухина;
«Догонялки», Н. Александрова. 

Гимнастика: комплекс «Зарядка с мамой», Е., С. Железновы; комплекс V в сб. «Детский массаж и гимнастика», И. Красикова. 

Мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, игры: «Семья», «Это я» в сб. «Логопедические распевки»; Л. Гаврищева, Н. Нищева.  «Весёлые гуси» – народная попевка в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы; «Бубен», сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Музыка для слушания и творческих заданий: «Цыплята», сб. «Азбука-потешка», С. Железнов; «Колыбельная», соната №11, В. А. Моцарт; «Смелый наездник», Р. Шуман; «Утро», Э. Григ; «Птичий двор», М. Мусоргский; Венские вальсы, И. Штраус («Голубой Дунай» и др.); «Богородице, Дево, радуйся» – О. Янченко и др. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (3-4 ГОДА)

I. «Осенние деньки» 

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: «Марш Тореодора» из оперы «Кармен», Ж. Бизе (фрагмент); «Клоуны», Д. Кабалевский; «Огуречик», «Яблочко», Е., С. Железновы в сб. «Азбука-потешка»; «Звери» в сб. «Логопедические распевки», Л. Гаврищева, Н. Нищева. 

Гимнастика: комплекс «В лесу» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы; «Собачка» и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И. Красикова 

Мелкая моторика: упражнения с зёрнышками «Сложи картинку из зёрен», «Раздели пшено и фасоль» в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. 

Пальчиковые игры: «Поросята» в сб. «Пять поросят», Е. и С. Железновы; «Стайка», «Ладошки» в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Репка» – народная сказка; «Музыкальный домик»  в кн. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». 

Музыка для слушания и творческих заданий: «Аквариум», К. Сен-Санс; «Октябрь» –  «Времена года», П. Чайковский; «Курочка и цыплята», Е. Тиличеева; «Грустная песенка», Г.Свиридов» сюиты (фрагменты) G, D, И. С. Бах; 
«Осенний дождь», «В лесу», А. Гедике; «В пещере горного короля», Э. Григ
.

II.  «Зимние забавы»

         Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: «Мороз», «Волк» в сб. «Аэробика», «Забавные уроки» – Е., С. Железновы; Д. Верди, «Марш» из оперы «Трубадур»;  «Часы», «Едем-едем…» в сб. «Речь и моторика», Ю. Соколова;
«Да, да, да!», Е.Тиличеева. 

Гимнастика: комплексы «Зимняя прогулка» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С.Железновы; «Собери кубики», «Ходим по скамеечке» и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И. Красикова.

 Мелкая моторика: «Сорока-ворона» – народная потешка в сб. «Ладушки», О. Крупенчук; «Играем на дудочке» – народная попевка, «Снежинки-пушинки» в сб. «Логоритмика в детском саду», М. Гоголева; «Сортируем пуговки», из сб. «300 3-минутных игр для детей», Д. Силберг. 

Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Зима в лесу» – народная сказка, сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы;
«Дождик», обр. Ю. Слонова в сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. 

Музыка для слушания и творческих заданий: «Шутка» из Сюиты B-dur, И. С. Бах; «Прогулка», М. Мусоргский; «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу», Е., С. Железновы; «На тройке» – «Времена года», П. Чайковский; 
«Калинка», «Коробейники» – народные плясовые мелодии. 

III. «Весна-красна» 

Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка: «Сосульки» – народная игра-потешка; «Котятки», О. Салдина; «Ножки и ладошки», «Солдатик» в сб. «Речь и моторика», Ю. Соколова. «Солнышко сияет», М. Чарная; «Воробей», русская народная мелодия. 

Гимнастика: комплекс «Воробушки» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы; «Часики», «Клубочек» и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И. Красикова.

Мелкая моторика: игры – шнуровки (М. Монтессори).

Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка», «Осьминог» в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков», Т. Ткаченко; «Весёлые гуси» – народная попевка в сб. «Логоритмика», О. Новиковская. 

Озвучивание сказок, игра на музыкальных и шумовых инструментах: «Два барана» – народная сказка; «Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы; «Бубен и погремушка» в сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. 

Музыка для слушания и творческих заданий: «Куй, куй, ковалёк» в сб.«Азбука-потешка» – С. Железнов; «Приди, весна, скорее», В. А. Моцарт; «Смелый наездник», Р. Шуман; «Танец эльфов»», Э.Григ; «Птичий двор», М.Мусоргский; «Ой, лопнул обруч», «Рябина» – народные мелодии. 

Приложение 2

НЕПОСРЕДСТЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ:

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Чистоговорки – с их помощью язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов; у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

 Пальчиковые игры и сказки – развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочков бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды развивают мимическую, общую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение, что укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей коммуникативные навыки, умение видеть в другом человеке его достоинства, приобщают к сотрудничеству.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"

Аннотация программы:Возраст детей: 3-4 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования  двигательной  сфе...

программа дополнительного образования по логоритмике "Лучик"

Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с ...

Программа дополнительного образования по логоритмике

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопу...

Программа дополнительного образования по логоритмике

Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной,  А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной ра...

Программа дополнительного образования «Весёлая логоритмика»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Весёлая логоритмика»...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика»  для детей 3х – 4х лет...

Программа дополнительного образования детей «Логоритмика для малышей»

Программа дополнительного образования детей 3-4 лет «Логоритмика для малышей»...