программа дополнительного образования по логоритмике "Лучик"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmapologoritmiki.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 города Белогорск»
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
к утверждению Заведующий МАДОУ «ДС№7»
на педагогическом совете ___________ Н.В. Ефременко
Протокол № __ «____» ________ 2016 г.
«____»______ 2016 г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛОГОРИТМИКЕ «ЛУЧИК»
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Руководители кружка:
музыкальный
руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
г. Белогорск, 2016
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка заканчивается к 4 – 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Эффективной формой фронтальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, являются логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются: ритмическая структура слова и чёткое произношении доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают эстетические чувства.
Цель логоритмических занятий: предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством сочетания слова, музыки и движения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Принципы организации логоритмических занятий:
- принцип системности;
- принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;
- принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип наглядности;
- принцип всестороннего воздействия;
- принцип комплексности и поэтапности.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
- Наглядно-зрительные;
- приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря;
- словесные приёмы;
- практические.
Структура занятий: Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут.
I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть: от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
- количество занятий в неделю – 1;
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий в год – 36;
Условия реализации программы
Требования к среде:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- Обязательно фортепиано, музыкального центра, телевизора, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Требования к педагогам:
- Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
- Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
На более высоком уровне развитие и усвоение:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
«ЛУЧИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководители кружка:
Муз.руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц - 4
Количество занятий за учебный год – 36
№ п/п | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1. | Цыплёнок и его семья | 1 | сентябрь |
2. | История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали | 1 | |
3. | Белая козочка | 1 | |
4. | У кошки день рождения | 1 | |
5. | Лесные звёзды | 1 | октябрь |
6. | Зайка-огородник | 1 | |
7. | Любимое кушанье | 1 | |
8. | Дорога на мельницу | 1 | |
9. | Верные друзья | 1 | ноябрь |
10. | Сказка про зайцев | 1 | |
11. | Круглый год | 1 | |
12. | Времена года | 1 | |
13. | Про Мурочку-Мурысоньку | 1 | декабрь |
14. | Мурка в город собирается | 1 | |
15. | Как Мурка Деда Мороза будила | 1 | |
16. | Дед Мороз | 1 | |
17. | Снегурочка на новогодней ёлке в лесу | 1 | январь |
18. | Волчья песня | 1 | |
19. | Петушок | 1 | |
20. | Лисичка со скалочкой | 1 | |
21. | Петух да Собака | 1 | февраль |
22. | Бременские музыканты | 1 | |
23. | Возьми меня с собой | 1 | |
24. | А что у вас? | 1 | |
25. | Вот так мастера! | 1 | март |
26. | Как стать большим? | 1 | |
27. | Даша и Маша | 1 | |
28. | Горшочек каши | 1 | |
29. | Как Мышонок стал трудолюбивым | 1 | апрель |
30. | Сказка про Бурого Мишку и Мышку - вертушку | 1 | |
31. | Чьи это ушки? | 1 | |
32. | История о том, как мышата помогли зайчонку свой дом найти | 1 | |
33. | Красный фонарик | 1 | май |
34. | Колесо | 1 | |
35. | Бычок - смоляной бочок | 1 | |
36. | Коза - обманщица | 1 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
«ЛУЧИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Руководители кружка:
музыкальный
руководитель: Кононова Т.А.
учитель-логопед: Олефиренко А.С.
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий в месяц - 4
Количество занятий за учебный год – 36
№ п/п | Название занятия | Количество занятий | Месяц |
1. | Солнышко и дождик | 1 | сентябрь |
2. | Тучка | 1 | |
3. | Тучки по небу гуляют | 1 | |
4. | Грибной дождик | 1 | |
5. | Под грибком | 1 | октябрь |
6. | Осенние листья | 1 | |
7. | Осень в лесу | 1 | |
8. | Весёлый огород | 1 | |
9. | Репка | 1 | ноябрь |
10. | Осенние подарки | 1 | |
11. | До свидания, птицы! | 1 | |
12. | Холодно! | 1 | |
13. | Зима в лесу | 1 | декабрь |
14. | Дед Мороз спешит на ёлку | 1 | |
15. | Украшаем ёлочку | 1 | |
16. | Наступает Новый Год | 1 | |
17. | Новогодний праздник в леу | 1 | январь |
18. | Рукавичка | 1 | |
19. | Снеговик | 1 | |
20. | Кошка и котята | 1 | |
21. | Котята и щенок | 1 | февраль |
22. | У бабушки в гостях | 1 | |
23. | Как снеговики солнце искали | 1 | |
24. | Армейская карусель | 1 | |
25. | Как цыплята солнце будили | 1 | март |
26. | Новая столовая | 1 | |
27. | В гости к нам пришли матрёшки | 1 | |
28. | Весеннее солнышко | 1 | |
29. | Весенняя капель | 1 | апрель |
30. | Прилетайте, птицы! | 1 | |
31. | Весенний ручеёк | 1 | |
32. | Кораблик | 1 | |
33. | Утренние лучи | 1 | май |
34. | Петушок и его семья | 1 | |
35. | Колечко | 1 | |
36. | Бобровый пруд | 1 |
Методическая обеспечение:
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с.
- Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н.М. Савицкая Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО – 2009
- Т.А. Замятина, Л.В. Стрепетова Музыкальная ритмика 2013
Критерии для диагностики по логоритмике
для детей дошкольного возраста
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
- 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
- 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
- 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).
Оценка результата:
- Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.
- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.
- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
- 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).
- 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).
Оценка результата:
- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).
- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»
Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.
- Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
- 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).
- 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).
- 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).
Оценка результата:
- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.
- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.
- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
М.Ю. Картушина, Зеленый огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.
Сводная таблица результатов обследования детей
Группа № Дата обследования:____________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Мимическая моторика | Речевая моторика | Общая моторика | Мелкая моторика | Действия с предметами | Развитие чувства ритма | Координа- ция слова с движением | Ориен-тировка в простран- стве | Утомля-емость | Уро-вень | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...