Программа дополнительного образования детей «Логоритмика для малышей»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Программа дополнительного образования детей 3-4 лет «Логоритмика для малышей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_3-4_goda.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Логоритмика для малышей»
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Батяева Алла Сергеевна
Санкт - Петербург
2023 г.
Содержание:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………..….3
1.2.Цели и задачи программы……………………………………….………….5
1.3.Предполагаемые результаты освоения программы к концу года……….5
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………….6
2.1. Объем и содержание программы……………………………..……………6
2.2 Учебно-тематический план………………………..………………………..6
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………….7
3.1.Педагогические условия для реализации программы……………..………7
3.2.Учебно-методическое обеспечение программы…………………...………7
Список использованной литературы…………………………………..……….8
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями.
Советский ученый, невролог, и психиатр Б.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуко-высотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.
Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях играх.
Логопедическая ритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.
Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.
Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).
Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально- шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы - профилактика нарушений речи, развитие моторики, музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие детей.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Укреплять костно-мышечный аппарат.
- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия,
правильной осанки, походки, грации движения.
- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развивать коммуникативные способности.
1.3. Предполагаемые результаты освоения
программы к концу года
• Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;
• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует всовместных играх;
• Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;
• Способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;
• Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой; 8
• Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
• Артикуляционный аппарат подготовлен к овладению нормами звукопроизношения родного язык
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Объем и содержание программы
Программа «Логоритмика» для детей 3-4 лет содержит в себе 32 занятия, каждое продолжительностью один академический час каждое (в соответствии с СанПин – 2013 года) Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Логопедическая ритмика включает в себя:
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пальчиковые, коммуникативные игры;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
2.2.Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество академических часов |
1 | «Дудочка» | 1 |
2 | «Про то, как рыжий кот у бабушки живет» | 1 |
3 | «Кот и пес». | 1 |
4 | «Чудесное яблоко» | 1 |
5 | «Яблонька» | 1 |
6 | «Как растили капусту» | 1 |
7 | «Заяц в огороде» | 1 |
8 О9с10е11н12ь13ю14»15 | «День рождения зайчика» | 1 |
9 | «Домик для воробья» | 1 |
10 | «Домок-теремок» | 1 |
11 | «Зимовье зверей» | 1 |
12 | «Мельник и медведь» | 1 |
13 | «Медвежонок Мишутка» | 1 |
14 | «Серебрянный ключик» | 1 |
15 | «Новогодняя елка» | 1 |
16 | «Снеговик» | 1 |
17 | «Помогите птицам» | 1 |
18 | «Кукла Аня» | 1 |
19 | «Поезд игрушек» | 1 |
20 | «Парад игрушек» | 1 |
21 | «Иван Иваныч Самовар» | 1 |
22 | «У меня полно хлопот» | 1 |
23 | «Как козлик маму искал» | 1 |
24 | «Паровозик из Ромашково» | 1 |
25 | «Зайкина шубка» | 1 |
26 | «Храбрый цыпленок» | 1 |
27 | «Мамы и малыши» | 1 |
28 (п29од30сн31еж32ники) | «Как петушок утро проспал» | 1 |
29 | «Прогулка в весеннем лесу» | 1 |
30 | «Дела много у зверей» | 1 |
31 | «Чей это домик?» | 1 |
32 | «Пароходик» | 1 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Педагогические условия для реализации программы
Содержание работы по профилактике недостатков в речевом развитии обеспечивается за счет созданных организационных и педагогических условий:
1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для речевого развития детей.
2. Пополнение картотеки пальчиковых игр для развития мелкой моторики руки, гимнастики для губ, щек, языка для развития артикуляционной моторики, дыхательной гимнастики.
3. Подбор игр, направленных на развитие фонематического слуха, зрительной слуховой памяти, мышления, музыкальных записей.
4. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр, физминуток.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы.
Магнитофон, подборка песен, мелодий;
Музыкальные игрушки;
иллюстрации и репродукции;
дидактический материал;
игровые атрибуты;
музыкальные инструменты;
аудиоматериалы;
индивидуальные зеркала.
Подборка игр;
Разработки занятий;
Сказки и т.п.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкательного сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- Спб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
3. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург: Детство-пресс, 2010.-349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 193с.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008, - 160с.
6. Методика игрового обучения Сергея и Екатерины Железновых
«Музыка с мамой».
7. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. - Спб.: КАРО, 2009.- 64 с.
8. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.- СПб.: КАРО,2007.- 144с.
9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.- 92с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"
Аннотация программы:Возраст детей: 3-4 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования двигательной сфе...
Программа дополнительного образования " Чудеса в ладошке малыша" для детей раннего возраста
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Чудеса в ладошке малыша» для детей раннего возраста...
Программа дополнительного образования детей «Природа и малыши»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение«Шойбулакский детский сад «Колосок» Расмотрено на педагогическом совете ...
Программа дополнительного образования кружок " Английский для малышей"
Данная программа предназначена для детей второй год изучающих английский язык в рамках доп. образования в ДОУ. Возраст детей : старшая группа(5-6лет) и подготовительная группа (6-7) лет....
Конспект образовательной деятельности по программе дополнительного образования детей «Этикет для малышей» во 2 младшей группе «Лучшие на свете – культурные дети»
Первые уроки этикета для малышей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Английский язык для малышей»
Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый»....