Программа дополнительного образования «Весёлая логоритмика»
рабочая программа (старшая группа) на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Весёлая логоритмика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_veselaya_logoritmika.docx | 100.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №127 комбинированного вида» г.о. Саранск
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МДОУ
совета №___ от «Детский сад №127
комбинированного вида»
«__» _________ 20 г. ___________И. В. Тремасова
Приказ № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Весёлая логоритмика»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Курашкина Е.У.
Саранск 2017-2018 гг.
Содержание
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 15 |
4. | Содержание изучаемого курса | 17 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 34 |
6. | Список литературы | 37 |
7. | Приложения | 38 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Весёлая логоритмика» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Учитель-логопед высшей квалификационной категории Курашкина Елена Уразбаевна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, проспект 70 лет Октября, д. 105 |
Цель программы | Коррекция и профилактика имеющихся нарушений речевого развития у детей 5-6 лет с ОНР посредством сочетания слова и движения |
Направленность программы | коррекционно-развивающая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Знать:
Уметь:
Владеть:
|
Пояснительная записка
1. Направленность программы
Направленность дополнительной образовательной программы «Весёлая логоритмика» коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию речевых нарушений у детей с ОНР и дальнейшее совершенствование их речи, а также всестороннее развитие детей, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
2. Новизна программы
Новизна программы заключается в создании условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через организацию кружковой деятельности, а также в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Включение программы «Весёлая логоритмика» в систему коррекционного воздействия на ребенка с речевыми нарушениями предоставляет педагогу возможность реализовать не только обучающие, развивающие, воспитательные, но и коррекционные задачи образовательного процесса в интересной, доступной и полезной для ребенка деятельности. Содержание данной программы полностью соответствует лексико-грамматическому планированию коррекционной работы учителя-логопеда, строится с учетом индивидуальных возможностей ребенка и включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
3. Актуальность программы
Как показывает практика, с каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с различными нарушениями речи.
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений: невротические проявления (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность и др.), трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные общеобразовательной программой дошкольного учреждения. Поэтому педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Двигательный ритм влияет также и на становление речевых механизмов.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с речевыми нарушениями являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.
4. Отличительные особенности программы
В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не всегда решают коррекционные задачи по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
5. Педагогическая целесообразность программы
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
6. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
8. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
9. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
6. Цель программы
Цель данной программы – создание условий коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом и психофизическом развитии детей 5-6 лет с ОНР посредством сочетания слова и движения.
7. Задачи программы
Логопедическая ритмика решает обучающие, воспитательные задачи, развивающие и коррекционные задачи.
Обучающие задачи:
1. Формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
2. Учить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.
Развивающие задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей;
2. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
3. Развивать правильное дыхание;
4. Развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
5. Развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
Коррекционные задачи:
1. Закреплять правильную артикуляции звуков в определенной последовательности;
2. Способствовать коррекции основного речевого нарушения.
8. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 5-6 лет.
Состав группы постоянный. Логоритмика полезна всем детям, посещающим группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног)сочетаются с произнесением специального речевого материала.
9. Срок реализации программы
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
10. Форма детского образовательного объединения
Режим организации занятий
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год: 35 занятий;
- кол-во часов и занятий в неделю и периодичность:
занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 25 минут, 1 раз в неделю во второй половине дня.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы воспитанники будут:
Знать:
- названия большинства предметов окружающего мира в рамках изучаемых лексических тем;
- названия частей тела человека, направления движения (направо - налево, вверх - вниз и т.д.).
Уметь:
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами;
- правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах в соответствии с особенностями индивидуального речевого развития, дифференцировать гласные и согласные звуки по фонемному сходству в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- выполнить основные оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- составлять с помощью взрослого небольшие рассказы на заданную тему;
Владеть:
- модуляцией голоса, плавностью и интонационной выразительностью речи, правильным речевым и физиологическим дыханием.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
12. Форма подведения итогов
В конце учебного года руководитель кружка проводит итоговое открытое занятие для родителей воспитанников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1. | Диагностика | 1 | 25 | 10 | 15 |
2. | «Приключения дождика» | 1 | 25 | 5 | 20 |
3. | «Спор овощей» | 1 | 25 | 5 | 20 |
4. | «Путешествие язычка» | 1 | 25 | 10 | 15 |
5. | «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева | 1 | 25 | 5 | 20 |
6. | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
7. | «В гостях у лесного гнома» | 1 | 25 | 5 | 20 |
8. | «Спор грибов и ягод» | 1 | 25 | 5 | 20 |
9. | «Краски осени» | 1 | 25 | 5 | 20 |
10. | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева | 1 | 25 | 5 | 20 |
11. | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
12. | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
13. | «Теремок-холодок» | 1 | 25 | 5 | 20 |
14. | «Приключения снежинки» | 1 | 25 | 5 | 20 |
15. | «Дед Мороз построил дом» | 1 | 25 | 5 | 20 |
16. | «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева | 1 | 25 | 5 | 20 |
17. | «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки | 1 | 25 | 5 | 20 |
18. | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
19. | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
20. | «Снеговик на елке» | 1 | 25 | 5 | 20 |
21. | «Морозята» | 1 | 25 | 5 | 20 |
22. | «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова | 1 | 25 | 5 | 20 |
23. | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
24. | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской | 1 | 25 | 5 | 20 |
25. | «Лекарство от зевоты» | 1 | 25 | 5 | 20 |
26. | «Колобок» | 1 | 25 | 5 | 20 |
27. | «Кем быть?» | 1 | 25 | 5 | 20 |
28. | «Космическое путешествие» | 1 | 25 | 5 | 20 |
29. | «История о том, как гном построил дом» | 1 | 25 | 5 | 20 |
30. | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга | 1 | 25 | 5 | 20 |
31. | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга | 1 | 25 | 5 | 20 |
32. | «Как муравьишка дом солнышка искал» | 1 | 25 | 5 | 20 |
33. | «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга | 1 | 25 | 5 | 20 |
34. | «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки | 1 | 25 | 5 | 20 |
35. | Итоговое занятие | 1 | 25 | 5 | 20 |
Итого: | 35 | 14 ч 35 мин | 3 ч 5 мин | 11 ч 30 мин |
Содержание изучаемого курса
Календарно-тематическое планирование
«Веселая логоритмика»
Месяц | Неделя | Тема недели | Тема занятия | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. | Диагностика | Диагностика | Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. | Обследование, тесты, наблюдения за активностью детей | Индивидуальная работа Групповое занятие | Игровой семинар-практикум «Речь-ритм-движение» |
2. | Начало осени | «Приключения дождика» | Хороводная игра «Здравствуй, осень!» Коммуникативная игра «Туча» Танец (по выбору) Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Считалка Игра «Гриб волнушка» Массаж спины под песню «Дождик» Логопедическая гимнастика Танец с листьями Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки» Хоровод «Урожай собирай» Пальчиковая игра «Варим суп» Игра «Кто скорее?» Попевка «Кап-кап-кап» Песня о дожде (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Варим суп» Подвижная игра «Гриб волнушка» Разучивание чистоговорки на звук С | |
3. | Осень | «Спор овощей» | Фонопедическое упражнение «Осень» Танец с листьями Ритмическая игра «Лешкин клен» Песня об осени (по выбору) Хороводная игра «Здравствуй, осень!» Попевка «Кап-кап-кап» Массаж спины под песню «Дождик» Русская народная закличка «Дождик, лей!» Общеразвивающие упражнения «На огороде» Чистоговорка Стихотворение с движениями «Малина» Хоровод «По малину» Пальчиковая игра «Варим суп» Коммуникативный танец «Хоровод дружбы» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
4. | Овощи | «Путешествие язычка» | «Сказка про язычок» Чистоговорка «С — С» Пальчиковая игра «Здравствуй!» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Коммуникативный танец «Хоровод дружбы» Песня об осени Массаж спины под песню «Дождик» Русская народная закличка «Дождик, лей!» Упражнение логопедической гимнастики «Грибок» Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Фонопедические упражнения Двигательное упражнение «Электричка» Упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры» Игра «Гриб волнушка» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Здравствуй!» Подвижная игра «Здравствуй, друг!» | |
Октябрь | 1. | Фрукты | «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева | Пальчиковая игра «Здравствуй!» Ритмическая игра «Лешкин клен» Вальс «Осенний сон» А. Джойса Попевка «Осенины» Логопедическая гимнастика Упражнение на развитие внимания «Полет» Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Игра «Гриб волнушка» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Чистоговорка «Т — Т'» Попевка «Кап-кап-кап» Массаж спины «Дождик» Коммуникативный танец «Хоровод дружбы» Песня об осени (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Оформление буклета, «Как играть дома в логоритмичес-кие игры» Разучивание чистоговорки для звука Т Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Меж еловых лап» Подвижная игра «Лешкин клен» |
2. | Сад - огород | «Пых» по мотивам белорусской народной сказки | Попевки «Кап-кап-кап» ,«Осенины» Массаж спины под песню «Дождик» Песня об осени (по выбору) Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Игра «Гриб волнушка» Ритмическая игра «Лешкин клен» Танец с листьями Упражнение на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер» Стихотворение с движениями «Малина» Хоровод «По малину» А. Филиппенко Пальчиковая игра «Варим суп» Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание» Чистоговорка «Д — Д'» Игра на развитие быстроты реакции «Ежик» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
3. | Ягоды | «В гостях у лесного гнома» | Попевка «Осенины» Ритмическая игра «Лешкин клен» Двигательное упражнение «В гости к гному» Пальчиковая игра «Здравствуй!» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Чистоговорка «С — 3» Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды» Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка» Логопедическая гимнастика на укрепление губ Вальс «Осенний сон» Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Игра «Гриб волнушка» Попевка «Кап-кап-кап» Массаж спины под песню «Дождик» Русская народная закличка «Дождик, лей!» Игра на развитие внимания «Лужа» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки для звуков С, З Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Здравствуй!» Подвижная игра «В гости к гному» | |
4. | Грибы | «Спор грибов и ягод» | Двигательные упражнения «Прогулка в лес», «Грибы» Пальчиковая игра «Здравствуй!» Чистоговорка «С — С» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Массаж спины под песню «Дождик» Русская народная закличка «Дождик, лей!» Упражнение на развитие мимических мышц Упражнение на развитие внимания «По ягоды» Логопедическая гимнастика Игра «Гриб волнушка» Коммуникативный танец «Хоровод дружбы» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
Ноябрь | 1. | Деревья | «Краски осени» | Распевка «Осенние листья» Хороводная игра «Здравствуй, осень!» Фонопедические упражнения «Перед дождем» Пальчиковая игра «Осень» Танец осенних листьев Стихотворение с движениями «Малина» Игра «Кто скорее?» Считалка Чистоговорка «Ц» Хоровод «Урожай собирай» Пальчиковая игра «Варим суп» Песня об осени (по выбору) Попевка «Кап-кап-кап» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки для звука Ц Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Осень» Подвижная игра «Урожай собирай» |
2. | Человек | «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева | Пальчиковая игра «Осень» Песня об осени (по выбору) Чистоговорка «Н — Н'» Хоровод «Урожай собирай» Попевка «Качели» Игра «Кто скорее?» Считалка Упражнение на развитие внимания «Не упади!» Упражнения на развитие мимики Логопедическая гимнастика Французская народная игра «Зайцы и волк» Танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки для звука Н Изготовление атрибутов, костюмов к сказке «Палочка-выручалочка» Игра «Зайцы и волки» | |
3. | Продук-ты | «Колосок» по мотивам украинской народной сказки | Речевое упражнение «Петушок» Пальчиковая игра «Здравствуй!» Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Логопедическая гимнастика Попевка «Кап-кап-кап» Массаж спины под песню «Дождик» Русская народная закличка «Дождик, лей!» Пальчиковая игра «Варим суп» Хоровод «По малину» Попевка «Осенины» Хороводная игра «Здравствуй, осень!» Фонопедические упражнения Танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам «Колосок» Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «» Подвижная игра «По малину» | |
4. | Посуда | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки | Хоровод «Урожай собирай» Упражнение на развитие внимания «Замри» Чистоговорка «Д — Д'» Игра «Кто скорее?» Стихотворение с движениями «Елка» Упражнение на развитие мимики Французская народная игра «Зайцы и волк Пальчиковая игра «Строим дом» Логопедическая гимнастика Попевка «Качели» Пальчиковая игра «Осень» Песня об осени (по выбору) Танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
Декабрь | 1. | Зима. Зимние забавы | «Теремок-холодок» | Чистоговорка «Холода» Попевка «Небо синее» Игра на развитие внимания «Птицы» Стихотворение с движениями «Елка» Логопедическая гимнастика Песня с движениями «В лесу родилась елочка» Пальчиковая игра «Строим дом» Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова Упражнение на развитие воображения «Дорожка» Двигательные упражнения «Ты шагай» Пальчиковая игра «Снеговик» Попевка «Качели» «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Песня о зиме (по выбору) Польская хороводная игра «Лавата» Французская народная игра «Зайцы и волк» Ритмическое упражнение «Мороз» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Строим дом» Подвижная игра «Лавата» |
2. | Дикие живот-ные | «Приключения снежинки» | Фонопедические упражнения «Метель» Упражнение на развитие воображения «Дорожка» Стихотворение с движениями «Елочка» Хоровод «В лесу родилась елочка» Пальчиковая игра «Строим дом» Игра на развитие внимания «Лесные звери» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Снеговик» «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Ритмическое упражнение «Мороз» Песня о Деде Морозе Игра «Ветер северный» Польская хороводная игра «Лавата» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Подвижная игра «Ветер северный» Разучивание пальчиковых игр «Снеговик», «Строим дом» | |
3. | Одежда. Обувь | «Дед Мороз построил дом» | Попевка «Небо синее» Фонопедические упражнения «Метель» Упражнение на развитие воображения «Дорожка» Стихотворение с движениями «Елочка» Хоровод «В лесу родилась елочка» Пальчиковая игра «Строим дом» Игра на развитие внимания «Лесные звери» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Снеговик» «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Ритмическое упражнение «Мороз» Игра «Ветер северный» Польская хороводная игра «Лавата» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
4. | Новый год | «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева | Пальчиковая игра «Снеговик» Упражнение на воображение «Дорожка» Стихотворение с движениями «Елка» Песня о зиме (по выбору) Фонопедические упражнения «В лесу» Игра «Ветер северный» Чистоговорка «П — П'» Логопедическая гимнастика Упражнение на внимание «Сорока» Двигательные упражнения «Ты шагай» «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Упражнение «Смелый наездник» Пальчиковая игра «Украшаем елочку» Польская хороводная игра «Лавата» Игра «Заморожу» Ритмическое упражнение «Мороз» Новогодний хоровод (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Оформление информационного стенда для родителей «От движения к речи» Разучивание чистоговорки для звука П Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Украшаем елочку» Подвижная игра «Заморожу» | |
Январь | 2. | Зимую-щие птицы | «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки | Логопедическая гимнастика «Язычок» Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки» Пальчиковая игра «Мастера» Двигательные упражнения «Лесные жители» Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался» Упражнение на развитие мимических мышц «Лиса» Игра «Яблочко» Игра «Филин» Стихотворение «Осторожный снег» Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Мастера», «Вышла чашка погулять» Подвижная игра «Яблочко» |
3. | Домаш-ние живот-ные | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки | Упражнение на развитие внимания «На лошадке» Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки» Фонопедические упражнения «Кто как кричит» Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» Песня о бабушке Двигательные упражнения «Лесные жители» Логопедическая гимнастика Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» Чистоговорка «Л — Л'» Игра «Филин» Упражнение на развитие дыхания «Ветер» Игра «Яблочко» Общий танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Изготовление атрибутов, костюмов к сказке «Мороз, солнце и ветер», «Гуси-лебеди» Закрепление чистоговорок на звук Л, К Подвижная игра «Спрячься от гусей-лебедей» | |
4. | Домаш-ние птицы | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки | Упражнение развитие внимания «На лошадке», «Умелые руки» Упражнение на координацию речи и движения Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» Двигательные упражнения «Ты шагай» Логопедическая гимнастика Стихотворение с движением «Поедалочка» Игра «Яблочко» Чистоговорка «К — К'» Фонопедические упражнения «В лесу» Игра «Филин» Игра «Спрячься от гусей-лебедей» Песня о маме (по выбору) Речевая игра «Гости» Парный танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
Февраль | 1. | Мебель | «Снеговик на елке» | Чистоговорка «В — В'» Фонопедические упражнения «Зима» Песня о зиме (по выбору) Игры «Ветер северный», «Маскарад», «Заморожу» Пальчиковая игра «Снеговик» Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы» Ритмическое упражнение «Мороз» Песня о Деде Морозе (по выбору) Пальчиковая игра «Украшаем елочку» Логопедическая гимнастика Новогодний хоровод (по выбору) Упражнение на развитие мимических мышц «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Польская хороводная игра «Лавата» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки на звук В, З Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Снеговик» Подвижная игра «Маскарад» |
2. | Транс-порт | «Морозята» | Фонопедическое упражнение «Морозята» Песня о зиме (по выбору) Пальчиковая игра «Украшаем елочку» «Вальс-шутка» Д. Шостаковича Новогодний хоровод (по выбору) Игры «Маскарад», «Заморожу» Ритмическое упражнение «Мороз» Стихотворение «Осторожный снег» Чистоговорка «3 — 3'» Пальчиковая игра «Мастера» Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы» Логопедическая гимнастика Польская хороводная игра «Лавата» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
3. | День Защит-ников Отечес-тва | «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова | Игра на развитие слухового внимания «На самолете» Речевая игра «Гости» Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» Упражнения с флажками Логопедическая гимнастика Чистоговорка «Т — Т'» Упражнения на развитие мелкой моторики Игра «Горячий конь» Песня «Наша родина сильна» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки на звук Т Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Вышла чашка погулять» Подвижная игра «Горячий конь» | |
4. | Семья | «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки | Попевки «Небо синее», «Качели» Пальчиковая игра «Строим дом» Пальчиковая игра «Осень» Фонопедические упражнения «Листочек» Песня об осени (по выбору) Речевое упражнение «Петушок» Стихотворение с движениями «Елка» Упражнение на развитие внимания «Замри» Французская народная игра «Зайцы и волк» Логопедическая гимнастика Танец или песня (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Изготовление атрибутов, костюмов к сказке «Кот, петух и лиса» Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Строим дом» Подвижная игра «Зайцы и волк» | |
Март | 1. | Мамин празд-ник | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской | Стихотворение «Поедалочка» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» Чистоговорка «М — М'» Логопедические рифмовки Двигательные упражнения Ритмическая игра «Молоток» Музыкально-ритмическая композиция Упражнение на координацию речи и движения «Самолет» Песня о маме (по выбору) Игра «Звездочки» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | |
2. | Весна | «Лекарство от зевоты» | Фонопедические упражнения по стихотворению «Весна» С. Данилова Песня о весне (по выбору) Ритмический танец «Веселые путешественники» Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений нижней челюсти Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны» Пальчиковая игра «Две мартышки» Скороговорки Самомассаж тела «Черепаха» Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?» Песня о солнце (по выбору) Чистоговорки на звуки X — X' Ритмическое упражнение «Смешинка» Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание чистоговорки для звука Х Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Две мартышки» | |
3. | Перелет-ные птицы | «Колобок» | Игра «Петя-петушок» Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?» Хороводная игра «Колобки» на мотив русской народной песни «Каравай» Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна» Песня о весне (по выбору) Песня с движениями «Рыбка» Коммуникативная игра «Рыбки» Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Ритмический танец «Веселые путешественники» Логопедическая гимнастика «Медведь» Весенний хоровод (по выбору) Закличка «Солнышко-ведрышко» Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация) Динамическая пауза «Принцесса» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Изготовление атрибутов к сказке «Колобок» Подвижная игра «У моря»
| |
4. | Профес-сии | «Кем быть?» | Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки» Ритмическая игра «Молоток» Игра «Иголка и нитка» Стихотворение с движениями «Поедалочка» Логопедическая гимнастика Музыкально-ритмическая композиция Упражнение на координацию речи и движения «Самолет» Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!» Пальчиковая игра «Две мартышки» Игра «Звездочки» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Две мартышки» Подвижная игра «Иголка и нитка» | |
Апрель | 1. | Инстру-менты | «Космическое путешествие» | Пальчиковая гимнастика Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?» Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны» Пальчиковая игра «Две мартышки» Скороговорки Фонопедические упражнения «Ракета» Упражнение на координацию речи и движения «Полет» Логопедическая гимнастика Игра «Звездочки» Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы» Песня о солнце (по выбору) Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Двигательные упражнения «Рыбки» Песня с движениями «Рыбка» Коммуникативная игра «Рыбки» Самомассаж тела «Черепаха» Ритмический танец «Веселые путешественники» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | |
2. | Дом | «История о том, как гном построил дом» | Фонопедические упражнения «Утро» Песня о солнце (по выбору) Стихотворение с движениями «Солнышко» Двигательные упражнения «Солнечные зайчики» Логопедическая гимнастика Ритмическая игра «Молоток» Пальчиковая игра «Маляр» Ритмический танец под песню Игра «Паучок и мушки» Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Считалка Игра «Мишки и пчелы» Танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Оформление информационного стенда для родителей «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Гусеница» Подвижная игра «Мишки и пчелы» | |
3. | Рыбы | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга | Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!» Коммуникативная игра «Рыбки» Песня с движениями «Рыбка» Самомассаж тела «Черепаха» Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти Игра «Кит и рыбки» Речевое упражнение «Рыбки разговаривают» Скороговорки Игра «Звездочки» Песня или танец (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание скороговорки, чистоговорки на звук К Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «» Подвижная игра «Кит и рыбки» Изготовление атрибутов к сказке «Откуда у кита такая глотка» | |
4. | Зоопарк | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга | Упражнение на координацию речи и движения «У моря» Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Две мартышки» Стихотворение с движениями «Поедалочка» Песня о солнце Двигательные упражнения «Кто как идет» Самомассаж тела «Черепаха» Игра на внимание «Купание» Чистоговорка «К — К'» Игра «Звездочки» Упражнение на координацию речи и движения «Самолет» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | ||
Май | 1. | Насеко-мые | «Как муравьишка дом солнышка искал» | Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили» Весенний хоровод (по выбору) Двигательные упражнения «Муравьи» Ритмический танец под песню «Маляры» Логопедическая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Гусеница» «Танец бабочек» под пьесу «Бабочки» Динамическая пауза «Принцесса» Игра «Мишки и пчелы» Стихотворение «Жук» на автоматизацию звука [ж] Игра «Паучок и мушки» Стихотворение с движениями «Солнышко» Песня о солнце (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание стихотворения «Жучок» Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «Гусеница» Подвижная игра «Паучок и мушки» |
2. | Школь-ные принад-лежнос-ти | «Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга | Упражнение на развитие внимания «Наши кони чисты» Игра «Горячий конь» Чистоговорка «3 — 3'» Упражнение на развитие дыхания Логопедическая гимнастика Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны» Пальчиковая игра «Две мартышки» Двигательные упражнения «В пустыне» Песня о солнце (по выбору) Упражнение на координацию речи и движения «Самолет» Самомассаж тела «Черепаха» Игра «Звездочки» Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки» | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Изготовление атрибутов, к сказке «Откуда у верблюда горб» Разучивание чистоговорки на звук З | |
3. | Цветы | «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки | Закличка «Солнышко-ведрышко» Песня о солнце (по выбору) Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация) Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» Динамическая пауза «Принцесса» Коммуникативная игра «Рыбки» Песня с движениями «Рыбка» Логопедическая гимнастика Скороговорки Двигательные упражнения «Мишка-воришка» Игра «Мишки и пчелы» Игра «Зеркало» на развитие творческих способностей Весенний хоровод (по выбору) | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Разучивание скороговорки Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики «» Подвижная игра «Зеркало» | |
4. | Лето | Итоговое занятие. Диагностика | Изучение динамики изменений состояния неречевых психических функций. Подведение итогов работы | Беседа Практичес-кие упражнения Игры | Групповое занятие | Открытое итоговое занятие для родителей |
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
- Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу
Программа дополнительного образования «Веселая логоритмика» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В данном образовательной процессе используются групповая форма работы.
Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей с ОНР.
Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.
2. Приемы и методы организации
В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:
1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
3. Дидактический материал
Наглядный дидактический материал:
- Маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Демонстрационный материал:
- Картотеки игр и заданий по темам.
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных.
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям.
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений.
- Схемы-планы, модели.
- Костюмы зверей.
- Музыкальные инструменты.
- Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики.
- Ритмические палочки.
- Массажные мячики «Су-джок».
4. Техническое оснащение занятий
- Развивающая среда:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале с зеркалом
- Технические средства:
- Ноутбук;
- Проектор;
- Музыкальный центр;
- Телевизор;
- DVD плеера
- набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
Список литературы
Список литературы для родителей
- Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы / М. Ю. Гоголева. – М. : Академия развития, 2006. – 120 с.
- Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2005. – 144 с.
- Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
- Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов / Г. А. Колодницкий. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1997. – 64 с.
- Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ : пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова,
Ю. Н. Радионова. – 2-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 112 с. - Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 528 с.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О. В. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
Список литературы для детей и родителей
- Куликовская, Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей /
Т. А. Куликовская. – М. : «Издательство Гном и Д», 2005. – 64 с. - Лопухина, И. С. Логопедия – ритм, речь, движение : пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб. : «Дельта», 2001. – 128 с.
Приложения
Приложение 1
Виды упражнений, используемые на
логоритмических занятиях
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Приложение 2
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение с одного движения на другое.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций»
Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах)
№ | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведение ритма | Ориентирование в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | |||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...
Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки»
Програма направлена на всестороннее развитие ребенка, развитие и совершенствование его речи, а также на своевременную профилактику речевых нарушений....
Рабочая программа дополнительного образования «Весёлый жираф»
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р...
Программа дополнительного образования "Весёлый пластилин"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования "Весёлый пластилин"...
Программа дополнительного образования "Весёлая акварель"
для детей дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования "Весёлые ребята"
Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Одним из важнейших напра...
Программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
Дополнительная общеобразовательня общеразвивающая программа «Весёлый оркестр»Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)...