Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования кружка «Логоритмика» для детей 3х – 4х лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_3_-_4.docx | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Колокольчик» Кирсановского района Тамбовской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2017 года | «Утверждаю» заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» __________________О.В. Харькова Приказ № 141 от 31.08.2017г. |
Дополнительная
образовательная программа
дошкольного образования
кружка
«Логоритмика»
для детей 3х – 4х лет
срок реализации – 1 год
Составители:
воспитатели
Старчикова Т.Н.
Попова М.А.
Руководитель: Старчикова Т.Н.,
Попова М.А.
п. Прямица, 2021 год
Аннотация к рабочей программе.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом, речевом развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет
огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Инновационная направленность - Программа кружка «Логоритмика» - это программа, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию занятий по речевому развитию, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:
І. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
1.3 Принципы построения программы
1.4. Методическая поддержка образовательного процесса.
1.5. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
1.6. Планируемые результаты освоения программы. Диагностика.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направления профилактической работы по логоритмике
2.2. Основные формы и методы работы по логоритмике
2.3. Взаимодействие с родителями
ІІІ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура занятия по логоритмике
3.2. Характеристика разделов занятия по логоритмике.
3.3 Перспективное планирование логоритмических занятий
3.4. Календарно-тематическое планирование.
3.5. Необходимые условия реализации программы
VІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
І. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
«Возможно, самое лучшее, самое радостное, Что есть в жизни – это красивая речь И свободное движение под музыку. И ребёнка можно этому научить»
А.И.Буренина
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих.
Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.
Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты.
В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности групп ДОУ.
Всё это побуждает совершенствовать воспитательно - развивающую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной профилактической помощи детям.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%).
Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедические группы.
Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель программы
- Развитие речевых способностей у детей через логоритмические занятия, как средства организации проведения оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-4 летнего возраста.
Задачи
Образовательные:
- Формировать двигательные умения и навыки.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать координацию, переключаемость движений.
- Знакомить с метроритмикой.
Воспитательные:
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
- Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Профилактические:
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать грамматический строй и связную речь.
- Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
1. Принцип научности. Подкрепление всех профилактических и
оздоровительных мероприятий проводится научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся воспитателями группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинским работником ДОУ.
- Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию речи в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из развивающих направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемой речи. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
- Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа развивающего воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий речевого развития. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку, пропевание.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.4. Методическая поддержка образовательного процесса.
По речевому развитию:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
По логоритмике:
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной (для всех возрастных групп), М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой
- Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Буренина А. И. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
По оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
- Методические пособия: «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
1.5. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
- Сформированность знаний по лексическим темам.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
1.6. Планируемые результаты освоения программы. Диагностика.
Предполагаемые результаты (для педагога):
- Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. ( Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.(Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Требования к уровню подготовки воспитанников
- Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром.
- Отражает особенности музыкальной речи в движении.
- Умеет двигаться под музыку легко, пластично.
- Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.
- Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно.
- Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением.
- Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами.
- Умеет подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.
ДИАГНОСТИКА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Направления профилактической работы по логоритмике
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления профилактической работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- профилактика эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности
Исходя из целей и реальных возможностей воспитанников, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
2.2. Основные формы и методы работы по логоритмике
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и дошкольников. В связи с этим в программе используются формы работы: групповая и подгрупповая. Основные методы:
- Обучения - объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, исполнительский.
- Воспитания- упражнения, убеждения, пример ребёнка и личный пример.
2.3. Взаимодействие с родителями:
Задачи в работе с родителями:
- Включение родителей в образовательный процесс;
- Духовное сближение детей и родителей;
- Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям логопедической ритмикой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
- Провести работу с родителями по вопросу изготовления атрибутов, требующихся к занятиям;
- Пригласить родителей детей участников кружка «Логоритмика» на итоговое занятие;
- Оформить буклет для родителей «Что такое ЛОГОРИТМИКА?»
ІІІ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура занятия по логоритмике
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы:
- научность,
- наглядность,
- доступность,
- поэтапное повышение требований,
- стимулирование активности и сознательности детей,
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы:
- связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей,
- ее оздоровительная направленность,
- связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения,
- развития личности логопата (человек с нарушениями речи) [Волкова, 2003].
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю
- находятся в тесной связи с другими средствами комплексного развивающего воздействия.
Их продолжительность составляет 15 - 20 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической профилактики. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической
темой, задачами речевого развития и логопедической профилактики во 2 младшей группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Занятие состоит из 3х частей:
- подготовительной,
- основной
- заключительной части.
Подготовительная часть длится 3-5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 5 - 10 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
3.2. Характеристика разделов занятия по логоритмике.
Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений и игр:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на логоритмических занятиях:
- Формирование артикуляции различных звуков.
- Закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, слова и фразах.
- Совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти).
- Увеличение объёма слуховой памяти и внимания.
- Выделение сильной доли в цепочке слогов.
- Развитие музыкальной памяти, запоминание текста песен.
- Совершенствование дикции.
- Развитие чувства ритма.
- Совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.
Дыхательная гимнастика
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох, учащённость дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанна.
Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
- Нашей программе логоритмические занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачёва и А.Стрельниковой. Выполнение стрельниковской гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Она даёт возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развивающиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой – в коротком и резком выдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Вход – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая запах гари).
- Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
- В стрельниковской гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем-нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся-нюхаем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла
Они проводятся по рекомендации и под наблюдением медицинской сестры ДОУ для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
На логоритмических занятиях используются:
- Оздоровительные упражнения для горла (по М. Картушиной).
- Фонопедические упражнения (по В. Емельянову).
- Интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох).
- Игры со звуком.
- Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Систематическое выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание.
Чтобы детям было интереснее заниматься, разучивание отдельных игр можно сопровождать показом иллюстраций, ярких презентаций, инсценировкой текста.
Упражнения на развитие внимания и памятиразвивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом логоритмическом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется правильные движения, отрабатывается выполнять чёткое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры и ритмодекламации Они позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому, данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У дошкольников формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и её грамматический строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппараты.
- речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой таких игр служит детский фольклор – русские народные потешки, песенки, шутки, считалки, дразнилки. Сопровождать декламацию могут музыкальные и шумовые инструменты, звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки), танцевальные и пантомимические движения, имитация движений и повадок животных, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у детей идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат ребёнка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Пальчиковые игры «Кончики пальцев - есть второй головной мозг». В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнаёт, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие всё, что можно делать нашими руками, пальцами. В трудах исследователей М. Кольцова, Е. Исенина, А. Антакова-Фомина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Проговаривание детьми (особенно логопедических групп) несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно:
- речь ритмизируется движениями;
- она становится более громкой, чёткой, эмоциональной;
- рифма положительна для слухового восприятия.
На логоритмических занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового и теневого театра.
Различные виды игрового массажа:
1. Классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), иногда с применением зубной щётки с мягкой щетиной, соски
и др.
- Точечный (воздействие на биологически активные точки).
- Самомассаж языка (с помощью зубов).
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком и т.к. это бессознательно посылает положительное сигналы внутренним органам. Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу.
Ребёнок может легко этому научиться в игре. На логоритмических занятиях используются различные виды игрового массажа: пальцы рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Упражнения А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышают защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Частота заболеваний дыхательных путей снижается.
Ожидаемые результаты применения массажа
- образовательном направлении:
- усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы);
- умение овладеть простейшими приёмами.
- оздоровительном направлении:
- расширение капилляров кожи;
- ускорение циркуляции крови и лимфы;
- усиление функций потовых и сальных желёз;
- влияние на обменные процессы;
- улучшение подвижного связочного аппарата;
- побуждение к активности.
- воспитательном направлении:
- воспитание привычки к здоровому образу жизни,
- формирование чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
- развитие положительных эмоций.
3.3 Перспективное планирование логоритмических занятий
На основе конспектов М.Ю.Картушиной «Логоритмика в детском саду»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ | ||
Месяц | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Солнышко и дождик Тучка Тучки по небу гуляют Грибной дождик |
Октябрь | 5 6 7 8 | Под грибком Осенние листья Осень в лесу Веселый огород |
Ноябрь | 9 10 11 12 | Репка Осенние подарки До свиданья, птицы! Холодно! |
Декабрь | 13 14 15 16 | Зима в лесу Дед Мороз спешит на елку Украшаем елочку Наступает Новый год |
Январь | 17 18 19 20 | Новогодний праздник в лесу Рукавичка Снеговик Кошка и котята |
Февраль | 21 22 23 24 | Котята и щенок У бабушки в гостях Как снеговики солнце искали Армейская карусель |
Март | 25 26 27 28 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Весеннее солнышко |
Апрель | 29 30 31 32 | Весенняя капель Прилетайте, птицы! Весенний ручеек Кораблик |
Май | 33 34 35 36 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд |
3.4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1 2 3 4 | Солнышко и дождик Тучка Тучки по небу гуляют Грибной дождик | 1 1 1 1 | 10.09.21 17.09.21 24.09.21 01.10.21 |
5 6 7 8 | Под грибком Осенние листья Осень в лесу Веселый огород | 1 1 1 1 | 08.10.21 15.10.21 22.10.21 29.10.21 |
9 10 11 12 | Репка Осенние подарки До свиданья, птицы! Холодно! | 1 1 1 1 | 05.11.21 12.11.21 19.11.21 26.11.21 |
13 14 15 16 | Зима в лесу Дед Мороз спешит на елку Украшаем елочку Наступает Новый год | 1 1 1 1 | 01.12.21 08.12.21 15.12.21 22.12.21 |
17 18 19 20 | Новогодний праздник в лесу Рукавичка Снеговик Кошка и котята | 1 1 1 1 | 14.01.22 21.01.22 28.01.22 04.02.22 |
21 22 23 24 | Котята и щенок У бабушки в гостях Как снеговики солнце искали Армейская карусель | 1 1 1 1 | 11.02.22 18.02.22 25.02.22 04.03.22 |
25 26 27 28 | Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Весеннее солнышко | 1 1 1 1 | 11.03.22 18.03.22 25.03.22 01.04.22 |
29 30 31 32 | Весенняя капель Прилетайте, птицы! Весенний ручеек Кораблик | 1 1 1 1 | 08.04.22 15.04.22 22.04.22 29.04.22 |
33 34 35 36 | Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд | 1 1 1 1 | 06.05.22 13.05.22 20.05.22 27.05.22 |
Всего: 36
3.5. Необходимые условия реализации программы:
- Специальное помещение.
- Фортепиано
- Аудио - видеоматериалы
- Детские музыкальные и шумовые инструменты.
- Игровые атрибуты
- Демонстрационный и раздаточный материал (иллюстрации, репродукции, малые скульптурные формы и т.д.)
- Дидактический материал
- Компьютер с выходом в интернет
10. Коврики для проведения релаксации
VІ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа развивает, дополняет, расширяет, углубляет и предоставляет возможность
Педагогу:
- организовать процесс формирования коммуникативной компетенции в режиме речевого творческого развития;
- усилить воспитательный потенциал речевого материала;
- решать задачи нравственного, эстетического воспитания дошкольников.
Ребёнку:
- участвовать в творческой деятельности;
- развивать интерес к общению;
- учиться чувствовать вкус слова;
- получать удовольствие от самовыражения.
Родителям:
- влиять на личностное развитие ребенка;
- стимулировать стремление ребенка к общению.
Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для развития ребенка дошкольного возраста с речевыми проблемами.
Организация специальных логоритмических и двигательно - речевых занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.
Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.
Подбирая возможные средства и методы проведения профилактической работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно, все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно, заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.
Включение элементов логоритмики в дополнительные занятия, занятия по развитию речи, физкультурные занятия, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и профилактике речевых и двигательных нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель. 2011. – 204с
- Буренина А.И., Колунтаева Л.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Пособие для студентов пед.институтов по специальности №2111 «Дефектология». – М.; Просвещение, 1985;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль. Академия развития, 2006;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия: Сценарии занятий с детьми 2-3
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей»: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
– М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет».
– М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-6 лет – М.: ООО
Издательство «Гном и К»;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.:
ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса,
2002;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.:Издательство: Просвещение, Владос,1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ДИАГНОСТИКА
ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
Вводная диагностика – октябрь.
Итоговая диагностика – май.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
№ | Показатели развития | Инструментарий | Критерии | |
1. | Общая моторика | Самостоятельно выполнять предложенные движения: -руки вверх; -руки в стороны; -поднять перед собой; -поставить руки на пояс; -согнуть руки в локтях; -повернуть туловище вправо-влево; -вперед-назад. | нарушена, не нарушена | |
2. | Мелкая моторика | Пальцы сжать в кулак – разжать (5 – 6 раз) Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5 – 6 раз) Поочередно соединить все пальцы с большим пальцем правой руки, потом левой, потом двумя руками одновременно. | Нарушена, не нарушена | |
3. | Мышечный тонус | 1.Упражнение "Деревца". 2.Упражнение "Футбол". 3.Упражнение "Моем ручки". | напряжен, не напряжен | |
4. | Мимика | 1."Живая шляпа" (удивление). 2."Вкусные конфеты"(удовольствие) 3."Новая кукла" (радость). 4."Кукла заболела" (печаль). 5."Дедушка сердится" (гнев). 6."Страшно одному" (страх). | выразительна, не выразительна | |
5. | Внимание | 1."Найди свой домик". 2."Воробышки". 3."Игра с мячом по кругу" | устойчивое, неустойчивое, крайне неустойчивое | |
6. | Сила и тембр голоса | 1.Пение звукоряда с повышением и понижением голоса. 2.Пение попевок. | звонкий, сильный, назальный хриплый, тихий, глухой | |
7. | Дыхание | 1.Упражнение "Носик и ротик научим дышать". 2.Упражнение "Надуй воздушный шарик". | нормальное, слабое, поверхностное, прерывистое | |
8. | Фонематический слух | 1."Узнай по голосу". 2."Что сначала звучало, а что потом". | сформирован, не сформирован | |
9. | Чувство ритма и темпа | 1."Мы похлопаем в ладоши". 2.Упражнение "Машина". 3.Упражнение "Змейка". | нарушено, не нарушено | |
10. | Координация речи и движения | 1.Упражнение "Медвежата". 2.Упражнение "Зарядка" | нарушена, не нарушена | |
11. | Ориентировка в пространстве | 1.Ходьба по кругу со сменой направления. 2.Встань справа, слева и т.д. | нарушена, не нарушена | |
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕГУЛЯЦИЮ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
- УПРАЖНЕНИЕ "ДЕРЕВЦА"
ЦЕЛЬ: регуляция мышечного тонуса мышц рук и плечевого пояса.
Дети стоят по кругу.
Деревце веточки к солнышку тянет,
Дети поднимают руки вверх и тянутся кверху.
А без воды наше деревце вянет
Дети опускают расслабленные руки вниз, слегка нагибаются и свободно покачивают руками.
- УПРАЖНЕНИЕ "ФУТБОЛ"
ЦЕЛЬ: регуляция мышечного тонуса мышц ног.
Дети стоят в шеренге. Взрослый сообщает, что все футболисты и
Сейчас будут забивать мяч в ворота сначала правой ногой, а потом левой. После слов педагога:
Любим мы играть в футбол –
Забиваем правой (левой) гол.
Дети размахиваются правой ногой и изображают удар по мячу.
- УПРАЖНЕНИЕ "МОЕМ РУЧКИ"
ЦЕЛЬ: регуляция мышечного тонуса кистей рук.
Дети стоят или сидят на стульчиках. Педагог произносит:
Моем руки чисто – чисто, а потом Всю водичку с них стряхнем.
Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ
- УПРАЖНЕНИЕ "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК"
Дети разбиваются на пары. Становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя руками "крышу" дома. Хором за взрослым проговаривают слова:
"Раз, два, три – на улицу беги!"
Под музыку легко бегают по залу. На слова взрослого:
"Раз, два, три, не зевай, быстро домик занимай!"
Дети ищут свою пару и поднимают руки вверх.
- УПРАЖНЕНИЕ "ВОРОБЫШКИ"
Взрослый объясняет что:
- на один свисток "воробышки" замирают на одной "лапке", "крылышки" в стороны;
- на два свистка прыгают свободно на обеих "лапках";
- на три свистка приседают и "клюют зернышки".
Чередование повторов два – три раза в любой последовательности.
- УПРАЖНЕНИЕ "ИГРА С МЯЧОМ ПО КРУГУ"
Дети стоят по кругу и передают мяч в правую сторону от соседа к соседу. По сигналу "обратно" передают мяч в обратную сторону. То же задание, но по сигналу "вверх" бросают мяч один раз вверх себе и дальше в том же направлении. То же задание, но по сигналу "вниз" бросают мяч один раз об пол и дальше в том же направлении. То же задание, но по сигналу "через круг" перекатывают мяч один раз через круг и продолжают передавать мяч в прежнем направлении.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "НОСИК И РОТИК НАУЧИМ ДЫШАТЬ"
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. |
Вариант 1. |
Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2 -4 раза), Показывая указательным пальцем на свой нос. Затем 2 -4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, ребенок дотрагивается указательным пальцем до носа; а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выдыхающую изо рта воздушную струю. |
Вариант 2. |
Аналогично проводятся упражнения : вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальцем). Дыхательные упражнения выполняются под счет 1,2,3 и выдох 1,2,3 или под музыку. |
- УПРАЖНЕНИЕ "НАДУЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК"
Педагог предлагает детям надуть воображаемый воздушный шарик. Сначала педагог показывает, как медленно надувается воздушный шарик, имитируя движения руками и произнося звук "ш" на выдохе под счет до 4-х. Обратить внимание детей на правильное положение языка и губ во время произнесения шипящего звука.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- УПРАЖНЕНИЕ "УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ"
Один ребенок заходит в центр круга. Все дети идут вокруг него, напевая песню:
Ваня, ты сейчас в лесу, мы споем тебе "А – у!" Ну – ка, глазки закрывай, не робей, Кто позвал тебя, узнай поскорей.
Когда песенка закончится. "Ваня" закрывает глаза, а воспитательница показывает, кто из детей его позовет. "Ваня" должен отгадать по голосу, кто его позвал.
- УПРАЖНЕНИЕ "ЧТО СНАЧАЛА ЗВУЧАЛО, А ЧТО ПОТОМ"
Это упражнение проводится с музыкальными инструментами. Педагог приглашает ребенка и предлагает ему запомнить, что звучало
сначала, а что потом (вначале можно предложить два, затем три и т.д. музыкальных инструмента). Ребенок отворачивается и слушает. Затем называет очередность звучания.
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧУВСТВО РИТМА
- УПРАЖНЕНИЕ "МЫ ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ"
Вариант 1.
Дети повторяют предложенный педагогом ритмический рисунок.
Вариант 2.
Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на
вторую четверть левой рукой по левому колену. На половинную ноту дети
поднимают руки вверх и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз. Ритмический рисунок может быть
продемонстрирован на фортепиано, так и с помощью любого ударного
инструмента.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "МАШИНА"
Дети держат в руках "рули" (кольца). Под музыку, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед
грудью "рули" – едут на машинах. С окончанием музыки движение руками
прекращается.
В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе,
соответственно и дети крутят "рули" быстрее. Каждый раз взрослый
обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
- УПРАЖНЕНИЕ "ЗМЕЙКА"
На отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут
змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра один от другого. На быстрый перезвон бубна дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда буден замолкает, дети садятся на стульчики.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "МЕДВЕЖАТА"
Медвежата в чаще жили,
На месте вперевалочку
Головой они крутили.
Вот так и вот так,
Крутят головой
Еще эдак и вот так.
Медвежата мед искали,
Пружинка
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Раскачивают руками над головой
Еще эдак и вот так.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так и вот так Еще эдак и вот так.
Друг за другом на внешней стороне
стопы
Наклоны вперед
А потом они плясали,
Выставляют ногу на пятку
Дружно лапы поднимали.
Вот так и вот так
Хлопки Еще эдак и вот так.
- УПРАЖНЕНИЕ "ЗАРЯДКА"
- меня спина прямая, Я наклонов не боюсь. Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой, Прямо голову держу, Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два. Я могу и поклониться,
И присесть , и наклониться. Повернусь туда – сюда! Ох, прямешенька спина
Поклон, приседание, наклоны
- стороны с прямой спиной Пружинка с поворотом туловища
Наклоны вперед, руки в стороны
Повороты туловища
Ходьба, руки за головой
Побежал котенок по тропинке Стал прыгать через хворостинки.
бег с преодолением
препятствий
Прибежал котенок на лужок И нашел на нем клубок
ходьба
Глазищи, усищи,а Моется всех чище.
и.п.:основная стойка, руки
С "клубком" вытянуты
вперед;
1 – присесть, положить
"клубок" на пол.
2 – и.п. (4 -5 р.)
Котенок играет с клубком, Толкнет его лапкой и Прыгнет потом.
руки на поясе, прыжки
на двух ногах из стороны
всторону, в чередовании
с ходьбой
Котенок нюхает воздух.
свободная стойка
1 – вдох
2 – выдох
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1.УПРАЖНЕНИЕ "МИЗИНЧИК"
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может , хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: - Не надо плакать, На, поешь немножко.
КИСТЬ РУКИ СЖАТЬ В КУЛАК. ПООЧЕРЕДНО РАЗГИБАТЬ ПАЛЬЦЫ, НАЧИНАЯ С МИЗИНЦА. С ПОСЛЕДНЕЙ ФРАЗОЙ БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ И МИЗИНЦЕМ КАСАТЬСЯ ДРУГ ДРУГА.
2.УПРАЖНЕНИЕ "КРЕСТИКИ И НОЛИКИ"
- меня на столике Крестики и нолики. Захотел Илья Пятков Сделать их из пальчиков. И фигуры у него Получаются легко. -Захотите – научу Девочек и мальчиков Делать их из пальчиков.
КИСТИ РУК С ПРЯМЫМИ ПАЛЬЦАМИ ПОЛОЖИТЬ НА СТОЛ:
А) КРЕСТИКИ – ЗАЦЕПИТЬ БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ ЗА МИЗИНЕЦ ИЛИ СРЕДНИЙ ЗА УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. УДЕРЖИВАТЬ ЭТО ПОЛО-ЖЕНИЕ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ.
Б)НОЛИКИ – СОЕДИНИТЬ ПОДУШЕЧКАМИ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ
С) УКАЗАТЕЛЬНЫМ, ЗАТЕМ – СО СРЕДНИМ, БЕЗЫМЯННЫМ ПАЛЬЦАМИ И С МИЗИНЦЕМ.
В) ОДНОВРЕМЕННО УДЕРЖИВАТЬ, СОЗДАННЫЕ ИЗ ПАЛЬЦЕВ ОДНОЙ РУКИ КРЕСТИК И НОЛИК.
УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС
- УПРАЖНЕНЕ "ШТАНГА"
Ребенок поднимает тяжелую "штангу". Потом бросает ее. Отдыхает.
- УПРАЖНЕНИЕ "СОСУЛЬКА"
У нас под крышей
руки над головой, напрячь тело
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет
Гвоздь упадет.
уронить расслабленные руки,
присесть
- УПРАЖНЕНИЕ "НАСОС И МЯЧ"
Дети стоят парами. Один ребенок – насос, второй – мяч.
"Мяч" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея
расслаблены.Товарищ начинает надувать "мяч", сопровождая движение рук
звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. В конце
поднять голову, руки округлить, надуть щеки. Насос перестает накачивать.
Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса.
Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Дети меняются местами.
- УПРАЖНЕНИЕ "СОЛНЫШКО И ТУЧКА"
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться
(задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучи. Жарко – расслабление – разморило на солнышке (на выдохе).
УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "СЛУШАЙ ХЛОПКИ"
Дети идут по кругу. Педагог хлопает 1 раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). На два хлопка, дети принимают позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны). На три хлопка возобновить ходьбу.
- УПРАЖНЕНИЕ "4 СТИХИИ"
Дети стоят по кругу. Педагог договаривается с детьми, что если он скажет слово :
"ЗЕМЛЯ" - все опускают руки вниз
"ВОДА" - вытянуть руки вперед
"ВОЗДУХ" – поднять руки вверх
"ОГОНЬ" - выполнить "фонарики"
- УПРАЖНЕНИЕ "НЕ ОШИБИСЬ"
Педагог медленно читает стихотворение, дети хлопают в ладоши в том случае, услышат название музыкального инструмента.
Инструменты узнавай и хлопками отмечай:
Скрипка, дом, виолончель, трубка, дудочка, свирель.
Табурет, кларнет, жалейка, барабан, струна, наклейка.
Монитор, труба, смычок, синтезатор, гонг, рожок.
Метроном, тромбон, рояль, контрабас, фагот, педаль.
Трель, свисток, аккордеон, кто ошибся, выйдет вон.
МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "ДОКТОР"
Дети рассказывают стихотворение по ролям.
Ежик: | Ой-ой-ой! | - с жалобной интонацией | |
Айболит: | Что с тобой? | - с вопросительной | |
Ежик: | Заболел животик мой | - с жалобной интонацией | |
Айболит: | Не беда, все пройдет, | - с ласковой интонацией | |
Доктор вылечит живот! | - радостно |
(дети повторяют интонации за персонажами)
- УПРАЖНЕНИЕ "КАКОЙ НРАВ"
Дети в шапочках животных решают, какой нрав у выбранного им зверя (медведь –
добрый или злой, заяц – хвастливый или трусливый и т.д.). Показывают это
мимикой, остальные дети должны отгадать характер персонажа.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "НОСИКОМ ДЫШУ СВОБОДНО"
Педагог произносит слова:
Носиком дышу свободно,
Тише – громко, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
ВДОХИ ВСЕМ ТЕЛОМ ПОСЛЕ КАЖДОЙ СТРОКИ.
2.УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА"
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку
подуть на бабочку так, чтобы она полетела (приэтом следить, чтобы ребенок
сделал длительный, плавный выдох).
Воздух набирать через нос.
Плечи не поднимать.
СИЛА И ТЕМБР ГОЛОСА
1.ГОЛОСОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ВЕСЕННИЕ ГОЛОСА"
Вернулись птицы на родину и поют, каждый по-своему : А – О – У – И (произносить нараспев на разной высоте). Однажды звуки захотели погулять и ушли от своих хозяек (произносить звуки вхарактере марша).Остановились перед ручейком и решили по мостику перейти на другую сторону (мягко в высоком регистре). Вдруг услышали чьи-то тяжелые шаги, задрожали от страха (тремоло). От страха быстро забрались на дерево (глиссандо снизу – вверх). Медведь ничего не заметил и ушел по своим делам, а звуки стали осторожно спускаться по веткам (постепенно снижаться). Быстро-быстро вернулись звуки
- птицам и решили никогда больше не уходить от них (стаккато поочередно А – О-У -И).
2.УПРАЖНЕНИЕ "ДАЛЕКО И БЛИЗКО"
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он раздается издалека, то кажется тихим.
Затем одному ребенку педагог дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного или какой – либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА
1. УПРАЖНЕНИЕ "КАРУСЕЛИ"
Дети идут по кругу, взявшись за руки с ускорением и замедлением темпа.
Еле – еле – еле – еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
2. УПРАЖНЕНИЕ "ЭХО"
Дети делятся на две группы.
группа:
Серый ежик в лес пошел
Отхлопывают каждую ритмическую единицу; ударный слог-четвертная длительность, безударная – восьмая.
группа:
Шел, шел, шел
Отхлопывают каждую ритмическую единицу.
Затем меняются местами.
группа:
Серый ежик гриб нашел
группа:
Шел, шел, шел.
КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ
- УПРАЖНЕНИЕ "ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ"
1,2,3,4,5
Начинаем мы шагать. Кукла-куколка, бай-бай Поскорее засыпай. Флажок за палочку возьму Подниму и помашу. Скачет мячик, как живой, Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем, Строим, строим новый дом. Сели мы в машины, Зашуршали шины.
- УПРАЖНЕНИЕ "ПРОГУЛКА"
1,2,3,4,5
Мы на луг пойдем гулять. Посмотри, среди цветов Бабочки порхают! Разноцветные вокруг Крылышки мелькают. Только роза расцвела
марш
"укачивают куклу"
машут "флажком"
имитационные движения рукой при отбивании мяча
об пол
бьют кулачками
движения воображаемым Рулем
марш
хлопки
разводят руки в стороны
взмах руками "крыльями"
ладони в виде цветка
Прилетела к ней пчела: вращают указательным
"Ж – ж – ж" пальцем вверху
Заиграл в траве скрипач "игра на скрипке"
А потом помчались вскачь. прыжки на месте
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
- УПРАЖНЕНИЕ "ИГОЛКА И НИТКА"
Первый иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
- УПРАЖНЕНИЕ "РАССТАВЬ ПОСТЫ"
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет педагог – командир. Когда
командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно
остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им
порядке (линейка, круг, по углам и т. д.)
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- УПРАЖНЕНИЕ "ШУТКИ – МИНУТКИ"
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
- УПРАЖНЕНИЕ "ПОЮЩИЕ, ШУМЯЩИЕ, ИГРАЮЩИЕ"
- каждого ребенка три цветных квадратика. Педагог называет слова, а дети находят соответствующий цвет квадратика и показывает его.
Желтый цвет
- поющие слова
Красный цвет
- шумящие слова
Синий цвет
- играющие слова
Примерные для игры слова:
Оркестр, поезд, гроза, хор, вокалист, скрипка, птица, хоровод, крылья, гитара, тенор, опера, рояль, холодильник, стакан, самовар, ветер, соловей, ансамбль.
Можно эти слова озвучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Логоритмическое занятие для детей с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....
Конспект занятия по логоритмике (для детей подготовительной группы с у/о)
Программные задачи: - побуждать каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе; - с помощью пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук; - развивать плавнос...
Конспект мероприятия по интеграции речевого развития детей и музыки (логоритмика) для детей старшей группы
Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмическое занятие, в котором используется речевой и музыкальный материал по теме "Осень". В ходе совместной деятельности с детьми в ...
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Конспект занятия по логоритмике для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Весенняя прогулка»
Цель: координация речи с движениями и музыкой.Задачи:Коррекционно-образовательные:Актуализация, пополнение, расширение запаса знаний детей о признаках весны.Учить отгадывать загадки, отвечать полным п...