"Пение - как лекарство"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Шепелева Ольга Яковлевна

Методические рекомендации по формированию просодического компонента речи у детей с ОНР посредством обучения пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shepeleva_o.ya_._-_statya_penie_kak_lekarstvo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Пение как лекарство.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника в современном мире оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение его духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. В специальном же образовании занятия музыкой имеют особое значение. Музыка является важнейшим средством не только эстетического воспитания и развития музыкальных способностей, но и оказывает неоценимую помощь в системе профилактики и коррекции целого ряда речевых нарушений.

О способности музыки влиять на душевное и физическое состояние
человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Б.Асафьев
говорил о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих
закономерностях речевой и музыкальной интонации. Интонация - первооснова музыки и речи. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно также, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому развивая у ребенка основные характеристики голоса посредством пения, можно влиять на преодоление речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.  Пение само по себе очень полезно: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, певческую интонацию и слуховые и мышечные ощущения. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. В силу своей доступности занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь позволяет активизировать их речевую деятельность.

Наш детский сад 20 лет работает с детьми, которые имеют
тяжелые нарушения речи (дизартрия, моторная алалия, ОНР I, II и III
уровней). Речевые недостатки характеризуются не только дефектами
произношения, но и нарушением просодической стороны речи (это мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.). В настоящее время накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОНР.

В процессе музыкально-коррекционной деятельности мною были
изучены работы многих авторов (К.Орф, Ж.Далькроз, В.В.Емельянов, Д.Е. Огороднов, А.Ф. Буренина, Г.П.Стулова, С.В.Шушарджан и др).  В каждой из них есть эффективные для коррекционной работы методы и приемы, но нет ни  одного метода, который  можно взять  целиком,  и,  который мог бы соответствовать современным образовательным и социальным требованиям, адаптированным к условиям работы детского учреждения комбинированного вида в полной мере.  Анализ данных материалов, привел меня к необходимости разработки и реализации своей программы, направленной на помощь в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР, посредством развития певческих навыков.

Программа  «Звук – волшебник» по формированию просодической стороны речи,  рассчитана на 2 года работы с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах. 

Целью программы является формирование просодических компонентов речи (силы, высоты, тембра голоса) через обучение детей пению.

Процесс формирования просодического компонента речи через развитие певческих навыков проводится поэтапно, от простого к сложному. Так как речь детей с ОНР монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный, на начальном этапе важно дать детям возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью. Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций.

Для решения поставленных задач в структуру занятий включаются следующие
средства:
артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация.

Их общая цель - легко и незаметно подготовить голоса к работе:

-  «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

-  обострить интонационный слух;

-  сделать занятия по коррекции более легкими, понятными и привлекательными.

С помощью перечисленных приемов удобно и легко работать над
формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса.

Переход к пению можно сделать через рисование голосом.

Интонациями  голоса «рисуем»  различные образы: ветер, волны моря, облака,
дождь, солнце и т. д. Интонационно-речевое  «рисование» возможно разными способами:  «клястер» - гроздь звуков (одновременное и произвольное звучание многих голосов),  скольжение или глиссандирование  голосом вверх или вниз, по кругу, точечно и т. д.  Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации и обратно. Можно послушать, как звучит твой личный  музыкальный инструмент - голос, поиграть с ним, изучая его возможности.

Чем лучше организован, «настроен» певческий аппарат ребенка, тем точнее он интонирует, а значит, и лучше слышит высоту музыкальных звуков.

Для успеха в коррекции, речевых нарушений путем развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений.

Процесс развития певческих навыков оказывает на детей всестороннее воздействие: способствует развитию музыкальных способностей (мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.); активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания; развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым
и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную
речевую нагрузку;

         То есть, формирует просодическую сторону речи.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в д.с. под ред. Васильевой
  2. Глухов В.Л. Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Издательский дом "Грааль", 2001.
  3. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей».- Издательство Астрель, 2008
  4. О.Б. Кацер «Игровая методика обучению детей пению» СПб. 2008 «Музыкальная палитра»
  5. М.Е.Хватцев «Логопедия работа с дошкольниками». «Дельта» СПб. 1996
  6. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» М.2003
  7. Лобанова Т.В. «Музыкальные занятия детей с нарушениями в развитии речи» Екб. 1996.
  1. .
  1. Г.Л.Стулова «Хоровой класс» М. «Просвещение» 1998
  2. В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» СПб. 2000.
  3. Новиковская О.А. «Логоритмика» СПб. 2005
  4. С.Б.Дель «Музыкальные упражнения в коррекции речи»
  5. Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова»
  6. Т.Боровик «Что ты чувствуешь, малыш?» М. «Музыкальная палитра» 2008№ 28

© О.Я.Шепелева, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»

Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей  группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...

Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.

развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...