ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
статья по логопедии по теме

Ветрова Марина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРОЗВИТИЕМ  РЕЧИ  III  УРОВНЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРОЗВИТИЕМ  РЕЧИ  III  УРОВНЯ

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, лексико-грамматический строй речи,  связная речь.  Дети с общим недоразвитием речи III уровня, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.

Изучение закономерностей употребления сравнительной лексики является необходимой задачей не только психолингвистики, лингвистики, но и дефектологии. Именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

В отечественной коррекционной педагогике «общим недоразвитием речи» принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

 В настоящее время достигнуты большие успехи в психолингвистики по изучению детей с общим недоразвитием речи. Но, не смотря на это, проблема употребления антонимов у детей с общим недоразвитием речи и трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных дефектологических проблем.

Обычно аномалии в употребления сравнительной лексики у детей с общим недоразвитием речи диагностируется специалистами в дошкольного возрасте. Наиболее наглядно это проявляется у детей в снижении лексического запаса слов, в ограниченности употребления сравнительной лексики, в нарушениях употребления и согласования слов.

Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод и структуру изучения данной проблемы.

Цель: сформировать  сравнительную лексику  у старших дошкольников с  III уровнем речевого недоразвития.

Объект исследования :  дети  5-6 лет с ОНР III уровня.

Предмет исследования: особенности формирования сравнительной лексики в речи детей с ОНР III уровня

Задачи исследования:

  1. изучить  литературу по данной теме;
  2. разработать систему по изучению сравнительной лексики;
  3. составить систему логопедической работы;
  4. апробировать систему;
  5. выявить эффективность системы.

Основными методами работы были:

Теоретические:

•        изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по избранной теме;

•        обобщение опыта логопедов, дефектологов, психологов.

 Эмпирические: наблюдение за воспитательным процессом дошкольников на занятиях в ДОУ.

Практические:

•        разработка системы обследования навыка лексической антонимии у старших дошкольников с ОНР III уровня;

•        проведение речевого обследования по разработанной системе;

•        анализ упражнений и заданий, выполненных детьми;

•        разработка системы по формированию лексической антонимии у старших дошкольников с ОНР III уровня.

База исследования МДОУ д\с № 101 г. Таганрога.

Сравнительная лексика – основана на сравнение, на установление соотношений между различными явлениями путем сопоставления их.

Антонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения. Например: горячий - холодный, горе - радость, враг - друг, мало - много, всегда - никогда. 

Антонимами могут быть лишь те слова, которые …

1. Обозначают степень признака (например: тихий - громкий,  тяжелый - легкий);

2. Противоположно направленные действия (подниматься - опускаться, выходить - входить);

3. Точки пространства и времени, расположенные как бы на разных полюсах пространственной и временной шкалы (верх - низ, поздно - рано). Слова, которые обозначают конкретные предметы, не имеют антонимов (шкаф, бумага, варенье).

Антонимические отношения в наибольшей степени свойственны качественным прилагательным и наречиям, в меньшей - существительным и глаголам (главным образом тем, которые содержат в своих значениях качественный признак). Противопоставляются, как антонимы некоторые предлоги: в - из (в комнату - из комнаты), к - от (к берегу - от берега), без - с (без друзей - с друзьями) и некоторые другие.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов к преобладающему большинству слов.

У детей с ОНР наблюдается разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:

а) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день - вечер, быстро - тихо);

б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро - медленнее, медленный; горе - весело; высоко - низкий; далеко - ближе);

в) слова-стимулы с частицей не (брать - не брать, говорить - не говорить, далеко - не далеко, шум - не шум, нет шума);

г) слова, ситуативно близкие исходному (говорить - петь, смеяться, высоко - далеко);

д) формы слова-стимула (говорить - говорит );

е) слова, связанные синтагматическими связями со словами – стимулами (поднимать - выше);

ж) синонимы (брать - отнимать).

Таким образом, у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы.

Для установления речевого диагноза и определение путей дифференцированного обучения нам было необходимо исследовать состояния сформированности антонимии.

Основные задачи проводимого исследования:

-        отбор и анализ специальной методической литературы;

-        разработка диагностических средств для выявления навыка употребление сравнительной лексики  детей 5-6 лет с ОНР;

-        разработка критериев и уровневых показатели по данной проблеме;

-        проведение  анализа результатов исследования.

Система, предложенная нами, предназначается для изучения особенностей употребление сравнительной лексики детьми старшего дошкольного возраста с  ОНР.  Таблица1. (приложение 1)

Полученные в ходе обследования результаты были занесены в

 Таблицу 2. «Показатели состояния словаря антонимов детей с ОНР III уровня старшей логопедической группы». (приложение 2)

Полученные результаты исследовательской работы говорят нам о том, что дети с ОНР III уровня речевого развития старшей логопедической группы набрали низкий процент. Следовательно, состояние словаря сравнительной лексики не соответствует возрастному развитию детей.

Анализируя  специальную логопедическую литературу, методические пособия для логопедов, дефектологов, мы  пришли к выводу, что нет отдельных методик, посвященных  формированию сравнительной лексики. Формирование сравнительной лексики происходит в процессе изучения лексических тем, где делается акцент на формирование лексического запаса ребенка в целом.

Для составление собственной коррекционной системы мы использовали специальную логопедическую литературу, методические пособия для логопедов, дефектологов, педагогов различных авторов: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Львов М.Р., Фомичева Т.Б., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др.

Нами были выбраны отдельные задания и игры  из анализируемой литературы, для использования в коррекционной работе по формированию сравнительной лексики.

Логопедическая работа по коррекции словаря сравнительной лексики была  провидена по следующим пунктам:

  • уточнение значение имеющихся слов в импрессивном словаре детей;
  • ознакомление с новыми словами антонимических пар;
  • перевод слов из импрессивного словаря в экспрессивный;
  • обучение детей сравниванию предметов;
  • ознакомление детей с словами противоположного значение (словами «неприятелями»);
  • обучение детей подбору слов «неприятелей».

Для проведения логопедических занятий мы разработали перспективный план отображенный в таблице 3 (приложение 3).

Занятия проводились 2 раза в неделю фронтально.

После проведенной коррекционной работы мы повторно обследовали экспериментальную группу детей. Полученные в ходе обследования результаты были занесены в Таблицу 4 «Показатели состояния словаря антонимов детей с ОНР III уровня старшей логопедической группы после логопедической работы».

Анализируя данные обследования, мы можем сделать вывод, что  средний показатель по группе увеличился приблизительно в 4,5 раза.

Для доказательства эффективности проведенной нами логопедической работы, мы обследовали детей из этого же детского сада и той же возрастной группы, в которой проводилась логопедическая работа без акцента на формирование сравнительной лексики. Результаты обследования отображены в Таблицу 5 «Показатели состояния словаря антонимов детей с ОНР III уровня старшей логопедической группы. Группа для сравнения».

На основе средних показателей по группе из таблиц 2,4 и 5 мы составили диаграмму 1, представленную в приложении 5.

Анализируя диаграмму 1,  можно сделать вывод, что проведенная нами работа в экспериментальной группе детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста повысила показатель сформированности сравнительной лексики на 35,4% по сравнению со сверстниками.

Таким образом, методически правильно организовав коррекционную работу и систематизировав  материал по формированию сравнительной лексики, активно применив наглядно-дидактический материал,  мы добились успеха в усвоении старшими дошкольниками группы ОНР III уровнем  словаря сравнительной лексики, поэтому цель, поставленная в дипломной работе, достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ Д ОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Слайд 2

Цель : сформировать сравнительную лексику у старших дошкольников с III уровнем речевого недоразвития.

Слайд 3

Объект : дети 5-6 лет с ОНР III уровня . Предмет: особенности формирования сравнительной лексики в речи детей с ОНР III уровня.

Слайд 4

Задачи: изучить литературу по данной теме; разработать систему по изучению сравнительной лексики; составить систему логопедической работы; апробировать систему; выявить эффективность системы.

Слайд 5

База исследования МДОУ д\с № 101 г. Таганрога

Слайд 6

Ошибки, допускаемые детьми, при подборе антонимов: а) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи; б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные , предполагаемому антониму, но другой части; в) слова-стимулы с частицей не ; г) слова, ситуативно близкие исходному; д ) формы слова-стимула; е) синонимы.

Слайд 7

Направление логопедической работы: уточнение значение имеющихся слов в импрессивном словаре детей; ознакомление с новыми словами антонимических пар; перевод слов из импрессивного словаря в экспрессивный; обучение детей сравниванию предметов; ознакомление детей с словами противоположного значение (словами «неприятелями»); обучение детей подбору слов «неприятелей».

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Система для обследования сравнительной лексики

Часть речи

Предлагаемый материал

Ответ

Оценка

Начало года

Конец года

Нач. года

Кон.

года

Всего

Прилагательные

высокий

широкий

острый

мягкий

длинный

толстый

молодой

сильный

здоровый

веселый

добрый

кислый

мокрый

светлый

чистый

легкий

холодный

Наречие

слева

вдали  

вверху

впереди

медленно

высоко

добро

темно

   

Глаголы

открывает

поднимает

одевает

смеется

идет

взлетает

расстегивает

входит

наливает

говорит

Существительные

потолок

зима

осень

день

сахар

плюс

жара

тишина

друг

горе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более ...

Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников в игровой деятельности

В настоящее время в дошкольной и школьной педагогике встала остро проблема развития речевой коммуникации у детей с различной патологией.  Этой проблемой мы занимались на протяжении нескольких лет...

Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА  Тип проекта – исследовательский - педагогическийПо предметно-содержательной области – развитие эмоциональной  лексики и  творческих способностей детей ...

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи

Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

 «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР »

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собст...