Формирование эмоциональной лексики у дошкольников в игровой деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В настоящее время в дошкольной и школьной педагогике встала остро проблема развития речевой коммуникации у детей с различной патологией. Этой проблемой мы занимались на протяжении нескольких лет в нашем детском саду в условиях логопункта. Трудности выполнения артикуляционных упражнений, затруднения в понимании обращенной речи, негативное отношение к логопедической деятельности вызвали стремление искать новые подходы к развитию речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Мы обратили внимание на то, что обогащение процесса речевой коммуникации оптимизируется за счет овладения детьми с ТНР эмоциональной лексикой через игровую деятельность. Обобщая свой опыт, в данной статье приводим примеры эмоционально-речевых игр и упражнений, развивающих у детей интерес к овладению лексико-грамматическим строем речи, коммуникативные способности и способствующих коррекции речевого развития. Предложенные эмоционально-речевые игры рекомендуем проводить, используя упражнения с мячом или другими предметами, что повышает интерес к общению с логопедом и активизирует слухо-рече-двигательный аппарат у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников в игровой деятельности | 561.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №90 п. Кулой»
структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник»
Обогащение эмоциональной лексики у детей пяти – шести лет с общим недоразвитием речи 3 уровня в игровой деятельности.
(обобщение опыта работы)
Учитель – логопед структурного подразделения
«Детский сад №148 «Подснежник»
Русак Елена Николаевна
п. Кулой, 2013 г.
Содержание: Стр.
- Проблема обогащения речи детей эмоциональной лексикой, 3 – 5
как необходимость взаимосвязи психологического и речевого
аспектов в ДОУ общеразвивающего вида, развития
коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелой
речевой патологией в условиях логопункта.
- Особенности развития эмоционально-речевой сферы у детей 5 – 7
дошкольного возраста с ОНР:
- Общие особенности.
- Данные исследования орального праксиса и
произвольной мимической моторики у детей с ОНР.
- Этапы и методика коррекционной работы по развитию 7 – 19
эмоциональной лексики у детей с ОНР.
- Результаты и значение развития эмоциональной лексики 19 – 20
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Приложение. 20 - 27
- Литература. 28
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста значительное место занимает эмоциональная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества. В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.). Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выгодский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.)
Вопросы обогащения эмоционально-оценочной лексики рассматриваются как в психолингвистической (Е.М. Галкина-Федорук, Р.М. Фрумкина, Л.Ф. Спирова), так и в педагогической литературе. Впервые проблема обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой была обозначена в начале 80-х годов ХХ века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. Они рассматривали овладение эмоциональной лексикой, как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника, подчеркивая важность усвоения этой лексики в единстве с совершенствованием его социальных контактов с окружающими. Особое место исследованию эмоционально-оценочной лексики уделяет в своих работах И.Ю. Кондратенко, раскрывая ее как средство коммуникации между дошкольниками, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка.
В ряде современных дошкольных образовательных программ, основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем в них не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. И хотя, словарь, обозначающий нравственные качества, представлен шире, лексика, обозначающая эмоции и чувства, как правило, отсутствует совсем (С.В. Дель).
В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых. Исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь, лишь, так называемые, обиходные слова и выражения, относящиеся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно (И.Ю. Кондратенко).
Показательно, что, недоразвитие речи, как и любой другой дефект, в первую очередь сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатий и антипатий. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание настроения другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. От того, насколько ясно ребенок может выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира во многом зависит его будущий успех во взрослой жизни.
Умение выражать свои эмоции не приходит само по себе. Оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно-содержательных аспектов обогащения эмоционального словаря старшего дошкольника с нарушениями речи в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования.
С.В. Дель и Д.В. Нечаева разработали и апробировали специальную коррекционно-образовательную программу дополнительной образовательной услуги для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи. За основу при разработке были взяты рекомендации И.Ю. Кондратенко, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник.
Выбору данной темы по самообразованию послужило отсутствие вот уже на протяжении нескольких лет в нашем ДОУ педагога- психолога, а также поиски оптимизации и инновационных методик коррекционного процесса в развитии речи у дошкольников на логопункте.
В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.); а речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выгодский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.)
Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением.
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним.
В ряде современных дошкольных образовательных программ, основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем, в них не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. И хотя, словарь, обозначающий нравственные качества, представлен шире, лексика, обозначающая эмоции и чувства, как правило, отсутствует совсем.
В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых.
Исследования И.Ю. Кондратенко, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник показали, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь, так называемые, обиходные слова и выражения, относящиеся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.
Особое место исследованию эмоционально-оценочной лексики уделяет в своих работах И.Ю. Кондратенко, раскрывая ее, как средство коммуникации между дошкольниками, личностного, субъективного отношения к тому или иному предмету, к той или иной ситуации, средство выражения личных чувств и эмоциональных переживаний ребенка.
Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатий и антипатий. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание настроения другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.
Согласно ФГОС, коррекционно-развивающее направление взаимосвязано с познавательно-речевым направлением, основной задачей которого является усвоение и обогащение знаний о природе и обществе. В свою очередь познавательно – речевое направление включает эмоционально-речевое развитие, позволяющее обогатить эмоционально-речевой опыт ребенка, способствовать скорейшей адаптации его в обществе сверстников и взрослых. В связи с этим необходимо сказать об интеграции по данной теме ОО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». ОО «Познавательное развитие» способствует обогащению и расширению эмоционального словаря. ОО «Социально-коммуникативное развитие» обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение с взрослыми и с детьми в совместной деятельности. ОО «Художественно-эстетическое развитие» позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОНР с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения побуждают детей с ОВЗ к оценке поступков и поведения людей и обогащают эмоциональную сферу.
Умение выражать свои эмоции не приходит само по себе, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно содержательных аспектов обогащения эмоционального словаря старшего дошкольника с нарушениями речи в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня, я убедилась, что словарный запас детей с ОНР весьма ограничен, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению, выявлены недостатки в выражении эмоционально – смыслового содержания высказывания, трудности выражения на лице эмоциональных состояний и незнание схематических изображений эмоций. Такие дети, как правило, редко проявляют речевую активность и характеризуются замкнутостью, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Наблюдая за детьми с ОНР в совместной деятельности, можно заметить, как они часто, слушая сказку, стихи, обсуждая поступки героя, остаются безучастными. В связи с этим я занялась проблемой развития у детей с ОНР коммуникативных способностей через обогащение эмоциональной лексики в игровой деятельности.
Целью моей работы стала оптимальная коррекция речевых дефектов, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи; обогащение эмоциональной лексики детей старшей и подготовительной к школе групп в игровой деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей умения и навыки практического владения эмоционально-оценочным словарем, способствовать его обогащению.
- Способствовать становлению адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развивать навыки вербального общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, с педагогами, с родителями и с другими людьми).
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.
- Учить детей правилам речевого этикета и культуре взаимоотношений.
- Способствовать формированию социальной адаптации детей через преодоление застенчивости, робости, страха, приобретение уверенности в себе, в своих силах.
Реализация поставленных задач будет способствовать обогащению эмоционального словаря, развитию коммуникативных способностей детей, повышению их адаптивных возможностей, формированию социального интеллекта, что составляет одну из актуальных проблем коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
В условиях логопункта ежегодно обучаются от 5 до 7 детей с ОНР разной этиологии. Для таких детей характерны следующие общие особенности:
- Скудный словарный запас.
- Аграмматичное построение фразы.
- Грубое нарушение фонетико-фонематического восприятия.
- Недостатки в выражении эмоционально – смыслового высказывания.
- Признаки гипомимии, проявляющихся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.
Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы у детей этой категории наблюдаются своеобразные ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений: называние признаков словосочетанием или предложением («он боится» — испуганный; «она веселится» — веселая); замена конкретных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение («нехорошая», «плохая» — злая; «хорошая» — веселая); замена названия признаков названиями действий («грустит» — грустная; «испугалась» — испуганная); замена на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний («злой», «испуганный» — грустный; «испуганный» — злой; «удивленный» — испуганный).
Большинство таких детей не в состоянии рассказать о любимой игрушке, просмотренном мультфильме, отдыхе летом, своем эмоциональном состоянии даже тремя предложениями. Наблюдая за детьми с данным диагнозом, можно заметить, как они часто, слушая сказку, стихи, обсуждая поступки героев, остаются безучастными.
Данные исследования орального праксиса и произвольной мимической моторики у детей с ОНР показали, что таким детям не удается выполнить в полном объеме и качественно движения бровями, глазами, губами, ртом. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз (прием: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность) показало трудности выполнения мимических упражнений.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других. Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л.С.Выгодский, не потерял актуальности в наше время. «Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Детям трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и невыразительная. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции.
Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее необходимо формировать.
Основными задачами формирования у детей эмоционально-оценочного словаря, его обогащения мы считаем следующие:
- Способствовать становлению адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развивать навыки вербального общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, с педагогами, с родителями и с другими людьми).
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.
- Учить детей правилам речевого этикета и культуре взаимоотношений.
- Способствовать формированию социальной адаптации детей через преодоление застенчивости, робости, страха, приобретение уверенности в себе, в своих силах.
Реализация поставленных задач будет способствовать обогащению эмоционального словаря, развитию коммуникативных способностей детей, повышению их адаптивных возможностей, формированию социального интеллекта, что составляет одну из актуальных проблем коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
П.Н. Лосев предлагает начинать коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР по принципу доступности – от простого к сложному, подбирая «вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены».
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.
Методический материал:
- Фишки эмоциональных состояний.
Радость Грусть Страх Гнев Удивление
- Пиктограммы.
- Цветовые карточки (символы эмоциональных настроений).
- Цветовая характеристика эмоций.
Радость Страх Гнев Грусть Удивление
Злость Отвращение Эйфория Испуг Задумчивость
- Эмоциональные облака (разные настроения).
Известно, что к основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, а, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование эмоциональной речевой активности ребенка.
Игры на развитие эмоциональной лексики.
Эмоционально – экспрессивные игры
Эмоционально – экспрессивные игры, направленные на развитие мимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности, иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности развития эмоциональной четкости. Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребенок «отыгрывает» радости, страхи, переживания запретные для реального взаимодействия эмоции.
Для успешной реализации задач составила перспективный план дидактических игр по лексическим темам (приложение 1 см. П.Н. Лосева). Через игры учила употреблять слова приветствия: доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад встречи с вами и т.д. Прощаясь: всего доброго, хорошего, до встречи, счастливого пути. Обращаясь с просьбой: будьте любезны, добры, буду вам признателен, если вас не затруднит и т.д. Это помогало преодолевать застенчивость, скованность детей.
Утром проводила такие игры, как «Поприветствуем друг друга».
Для этого использовала игрушки, например весёлого петрушку. Каждый ребёнок делал это по-своему: кто-то наклонится, пожмет руку, погладит по голове, улыбнется, произнесет ласковые добрые слова.
Изучая тему: «Части тела и лица»,
в игре «Комплементы»
дети берутся за руки и говорят что-то приятное друг другу: «Ты очень красивая, добрая, ласковая», «Мне нравится, как ты причесана», «Мне нравятся твои волнистые волосы и добрые глаза». Так дети учатся замечать хорошее, говорить нежные, ласковые слова, выражать добрые чувства.
Играя в «Ласковые слова», употребляем слова с уменьшительно-ласкательным значением: «Как на Сашеньку мы поглядим, про хорошего расскажем. Посмотрите: у Сашеньки глазки ясные, щечки румяные, носик маленький».
На этапе знакомства, в период адаптации
играли в игру «Давайте познакомимся».
Дети поочередно бросают мяч друг другу, называя свое имя так, как нравится ему: «Дима, Димочка, Димуля».
Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства.
Начала знакомить детей с графическими изображениями эмоций. Для этого изготовила пиктограммы.
Дети учились узнавать радость, грусть, злость, испуг, удивление.
Применение графических изображений лиц для обозначения эмоциональных состояний способствовало развитию внимания, памяти, речи.
Например: различая эмоциональные состояния страха, стеснительности и стыда, учила изображать их, находить на пиктограммах. Спрашивала: «Как мы узнаем, что человек испытывает страх?» (рот открыт, человек кричит, глаза становятся большими). Есть такая русская поговорка «У страха глаза велики». Предлагала составить рассказ о том, как сначала испугались, а затем смогли преодолеть страх. Обобщала ответы детей и вводила дополнительные признаки: зубы стучат и он дрожит от страха. Подбирали слова: трусит, пугается, испуган. Значит он трусливый, робкий, боязливый.
Для закрепления эмоциональных состояний на занятиях по лексике проводила
игру «Зеркало эмоций», где дети изображали удивленного клоуна, разъяренного медведя, старого жука (грусть, печаль).
Вспоминая героев сказки, учились описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта. Упражнялись подбирать синонимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу. Например:
- Вы хотели бы иметь такого друга, как Карлсон? Почему? (Веселый, жизнерадостный, добрый, простодушный).
- Какой Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Озорной, смешной, радостный, счастливый). Как еще можно назвать таких людей? (Весельчак, шутник, озорник).
Игра «Пиктограммы»
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Игра "Как ты себя сегодня чувствуешь?"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
Игра "Назови похожее слово"
Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Игра «Волшебники»
Ход: Детям предлагают вообразить, что они - волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше - ловкости, и т.д.
Работая над интонационной выразительностью речи, сначала предлагала послушать сказку «Три Медведя» без интонационного оформления, а второй – выразительно. Дети высказывали мнения, что второе чтение им понравилось больше. Рассказывали, что голос при чтении можно изменить, передавая радость, удивление, испуг, злость. Можно говорить медленно или быстро, громко или тихо. Затем играли в игру «Чей голос?», меняя громкость и тон голоса, произнося слова, сказанные Медведем, Медведицей и Медвежонком.
С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи проводила ряд дидактических игр.
Дидактические игры
«Какое настроение у кролика?» Рассказывала небольшие истории от лица кролика с различными интонациями: грусти, веселья, испуга, злости, удивления. Дети слушали и определяли настроение кролика, показывая соответствующую пиктограмму.
Игра, «Какая маска говорит?» На доске вывешивала пиктограммы, произносила различные реплики, якобы от лица масок, а дети определяли, какая маска говорит.
Игра «Запомни слова»
Цель: накопление словаря, развитие памяти,
обогащение эмоциональной лексики.
Ход игры:
Ведущий называет пять – шесть слов,
обозначающих разные эмоции.
Например, грусть, радость, печаль,
огорчение, восхищение. Играющие должны
повторить их в том же порядке. Пропуск слова
или перестановка считается проигрышем.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель: учить подбирать синонимы к выделяемому слову в предложении.
Например, «радостный зайчик бежал по дорожке» (радостный – веселый, довольный, жизнерадостный и т.д.)
Игра «Слова-приятели»
Цель: учить подбирать слова, похожие по значению (синонимы).
Педагог рассказывает увлекательные истории по сюжетным картинкам, делая паузы в тех местах, где детям нужно вспомнить и сказать подходящие по смыслу «слова – приятели» (синонимы).
Рассказ «Мышонок»
Однажды пошел мышонок Тим погулять и слышит, плачь. Подошел поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он был очень грустный…(печальный, унылый, жалкий и т.д.). Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем дружить. Тим улыбнулся и предложил дружить с ним. Мышонок стал радостный … (веселый, довольный).
Мимический диктант
Педагог читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляли карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводили их.
«Оля пошла погулять. — Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.
Оля увидела цветочек:
— Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно он пахнет!
На цветок села пчела.
— Ой, а вдруг она меня ужалит?!
И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.
— Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»
Применение зрительных опор в виде пиктограмм помогало детям точно передать эмоциональное состояние героев. Обогащало словарный запас эмоциональной лексикой, состоящей из слов – оценок, с помощью которых возможно классифицировать вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороны; употреблять слова – оценки в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.
На II году обучения, продолжая работу по намеченному плану, больше внимания уделяю формированию эмоциональной лексике, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
- Упражнение «Добавь зависимые слова к главному».
В качестве исходных слов детям предлагаются слова, с которыми они составляли словосочетания:
- «хороший»: хороший день, вечер, праздник;
- «плохой»: плохой мальчик, день, пес;
- «скучный»: скучный фильм, вечер, рассказ;
- «злой»: злой волшебник, волк, взгляд;
- «добрая»: добрая принцесса, мама, фея, история.
2. Упражнение «Составь словосочетания»:
а) с синонимически близкими словами:
- лиса – хитрая, ловкая, чуткая;
- солнце – яркое, блестящее, красное, багровое, улыбающееся, ласковое, радостное.
б) со словами противоположного значения.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Умный принц – глупый принц;
Веселый ослик – грустный ослик;
Добрый волшебник – злой волшебник;
Хороший день – плохой день;
Скучный фильм - интересный фильм;
Красивая принцесса - уродливая принцесса;
Печальный ослик – радостный ослик;
Правильный ответ – неправильный ответ.
- Упражнение «Дополни предложения словом с противоположным значением»:
Карабас-Барабас был злой, а Мальвина – (добрая).
- Упражнение «Подбери противоположные слова в пословицах»:
«Человек от лени болеет, от труда (здоровеет)»,
«Дождик вымочит, а солнышко (высушит)».
в) образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени:
суп вкусный, торт - вкуснее, мороженое – самое вкусное;
слуга умный, принц – умнее, а король – самый умный;
клоун грустный, а этот клоун еще грустнее, это – самый грустный клоун;
испуганный мишка, ослик еще испуганнее, слоненок самый испуганный.
3. Упражнение «Составь предложение»:
а) с заданным словом:
душистый – В саду вырос душистый цветок.
4.Упражнение « Распространи предложения с помощью синонимов – признаков предмета»:
Мы смотрели интересный фильм. – Мы смотрели интересный, увлекательный, занимательный фильм.
Веселый зайчик скакал на лужайке. – Веселый, радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый зайчик скакал на лужайке.
Медлительный медвежонок хотел поесть меду, а его ужалила пчела. – Медлительный, нерасторопный, неуклюжий, неповоротливый медвежонок хотел поесть меду, а его ужалила пчела.
Грустный ослик гуляет на полянке. – Грустный…..
Злой людоед возвращается в свой дворец. – Злой…..
Удивленная лягушка выпрыгнула из кувшина. – Удивленная….
- Игра «Скажи ласково».
В процессе изучения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Транспорт» и др. можно использовать дидактические игры: «Скажи ласково»
- Имена существительные: огурец – огурчик, воробей – воробушек.
- Имена прилагательные: хитрый – хитренький, вкусный – вкусненький.
6. Д/ и «Большой – маленький» со значением увеличительности:
- Имена существительные: нос – носище, глаз – глазище, хвост – хвостище.
- Имена прилагательные: злой – злющий, большой – большущий, высокий – высоченный.
- Упражнения на образование превосходной степени имен прилагательных:
глупый – наиглупейший, хитрый – наихитрейший, вкусный – наивкуснейший.
7. Упражнения на образование имен прилагательных путем чистого или префиксального повтора:
а) хитрый – прехитрый,
б) черный-пречерный
- Упражнение «Дополни и заверши предложения».
У большого медведя огромные… (глазищи, лапищи), у маленького зайчика маленький… (хвостик, ротик, носик).
- Упражнение «Составь рассказ»
Цель: овладение синонимическими отношениями на уровне небольших рассказов.
Материал: сюжетные картинки или серии картин.
Работа с родителями
Работу по формированию эмоциональной лексики веду совместно с родителями, т.к. от контакта с семьей и полного взаимопонимания зависит то, овладеют ли дети яркой, живой речью, будут ли использовать в ней средства выразительности.
В индивидуальных беседах и консультациях рекомендовала больше играть, подбирая синонимы, антонимы, украшать существительные красочными прилагательными. Работать над интонационной выразительностью речи, развивать образное мышление и фантазию.
Провела мастер-класс для родителей «Играем – речь развиваем, и здоровье укрепляем» с применением здоровьесберегающих методик развития коммуникации и эмоционального воспитания.
В результате проведения специально организованной поэтапной работы на основе вышеописанных дидактических игр с детьми с ОНР III уровня достигла расширения диапазона эмоциональной лексики, автоматизации слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь, что позволило качественно и количественно изменить уровень лексического и речевого общения, чтобы способствовать благополучному и успешному обучению в школе.
Уровни развития эмоциональной лексики на этапе работы по развитию эмоционального словаря у дошкольников ОНР в условиях логопункта в 2011 – 2012 учебном году:
Итог. Задача педагогов и родителей помочь ребёнку научиться свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использовать богатство интонаций, мимики и жестов.
Приложение.
Развивающие игры, направленные на развитие эмоционально-речевой сферы.
Предложенный практический материал, в который включены развивающие игры, а также пословицы и поговорки на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка можно использовать в работе с детьми, как средство формирования эмоциональной лексики. Они помогут детям глубже осознать представленные здесь эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.
ИГРА
«Эмоциональные облака»Цель:развитие воображения, выразительности движений.Описание игры: логопед читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.По небу плыли облака.А я на них смотре
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз. А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеётся надо мной: -
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной?
Я тоже посмеялся с ним
- Мне весело с тобой. И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.
А вот другое облачкоРасстроилось всерьез.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно...И стало грустно-грустно так,А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозноеСтрашилище летит.И кулаком громадным Сердито мне грозит.
Ох, испугался я , друзья,Но ветер мне помог.Так дунул, что страшилищеПустилось наутек.
А маленькое облачко над Над озером плывет.И удивленно облачкоПриоткрывает рот.
- Ой, кто там, в глади озераПушистенький такой.Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летимсо мной!
Так очень долго я игралИ вам хочу сказать,
Что два похожих облачка Не смог я отыскать.
(Н.Екимова)
Игра «Сказочные зайцы»Игра «Выбери девочку»Игра «Прочитай письмо»Цель:Игровое упражнение «Повтори фразу»Цель: Пословицы и поговорки.Игры по ознакомлению детей с антонимами (словами с противоположным значеснием) и синонимами.Игра «Скажи наоборот»Игра «Подбери картинку – неприятель»Игра «Найди приятелей»Игра «Придумай слова-приятели»Игры, направленные на пополнение словаря детей наречиями с эмоциональной окраской.Игра «Какой – как?»
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Игра «Слова-враги»Игра «Осень»Игра «Что как делать?»
Игровое упражнение «Закончи предложение».Игра «Найди лишнее слово»
Литература:
- Волкова Г.А, Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. РГПУ им. А.И. Герцена, С. – Петербург, 1993 г, стр. 60 – 61.
- Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет. ТЦ СФЕРА, Москва, 2005 г., стр. 49.
- Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, КАРО, СПб, 2006 г.
- Дель С.В., Нечаева Д.В. Логопедическая система работы, направленная на обогащение эмоциональной лексики детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ», журнал «Логопед в детском саду» №3 (58), 2012 г., стр.3
- Горячкина Е.В. Психогимнастика. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ», журнал «Логопед в детском саду» №2 (57). 2012 г. Стр. 21, 22.
- Сенина Н.К. Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития в игровой деятельности..ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ», журнал «Логопед в детском саду» №1 (56), 2012 г., стр.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР
Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более ...
Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников
Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....
Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательский - педагогическийПо предметно-содержательной области – развитие эмоциональной лексики и творческих способностей детей ...
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи
Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...
«Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР »
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собст...