Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему
Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний. Основной этап направлен на формирование эмоциональной лексики. Цель заключительного этапа: актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_igr_i_uprazhneniy_po_formirovaniyu_emocionalnoy_leksiki.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР
Подготовительный этап.
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
- Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
- Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Найди такое же лицо»
Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.
Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.
Описание. Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.
Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).
«Найди пару»
Цель: Упражнять в нахождении графических изображений по образцу. Различение эмоций страха, грусти, гнева и радости. Развивать зрительное внимание.
Материал: . Набор карт-пиктограмм, 1-й набор —целый, 2-й — разрезанный.
Описание. Детям дается набор шаблонов, они распознают
строение (эмоции). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешивают между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.
«Найди отличия»
Цель: Познакомить с эмоцией удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.
Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание: Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.
II . Узнавание эмоций по словесному описанию.
«Найди девочку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.
Примерные рассказы:
- У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
- Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
- Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
- Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Примерные тексты:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
А на третий –
Он сломался.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Волшебные часы»
Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.
Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.
Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:
Стрелка, стрелка покружись,
И картинка покажись.
Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.
«Кубик»
Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.
Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.
Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.
«Замри»
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна( погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.
IV . Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры.
«Король Боровик»
Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.
Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.
«Море волнуется»
Цель: Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.
Описание: Дети стоят и проговаривают слова:
Море волнуется, раз,
Море волнуется, два,
Море волнуется три,
Веселая фигура на месте замри. (грустная…)
Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.
«Наседка и цыплята»
Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.
Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.
Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.
Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»
Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасность.
«Облака»
Цель: та же.
Описание: Педагог читает текст стихотворения, а дети изображают облака в соответствии с текстом:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел,
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Основной этап.
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
- Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
- Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
- Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I . Называние эмоциональных состояний.
«Угадай настроение»
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
Описание: педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.
«Кубик»
Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.
Материал: картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.
Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.
«Что изменилось?»
Цель: упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.
Материал: пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.
Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.
«Какого лица не стало?»
Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное внимание и память.
Материал: пиктограммы.
Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.
«Разрезные картинки»
Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.
Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.
Описание: Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?
Затем дети меняются картинками.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.
«Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
«Скажи ласково»
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку
«Ласковые имена»
Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.
Материал: цветок из бумаги.
Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.
«Ласковые дети»
Цель: та же.
Материал: мяч.
Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.
Мяч лови, мяч бросай
И словечко приласкай.
Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…
III. Подбор антонимов.
« Покажи наоборот»
Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.
Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,
«Подбери картинку наоборот»
Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.
Материал: предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…
Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.
«Вредный Буратино»
Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.
Материал: игрушка Буратино.
Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:
Большой – маленький,
Толстый – тонкий,
Веселый- грустный,
Радостный – грустный,
Злой – добрый,
Храбрый – трусливый,
Старый – молодой,
Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.
«Слова-неприятели»
Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.
Материал: мяч.
Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.
Грустный –
Радостный-
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
III. Подбор синонимов.
«Слова-приятели»
Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Веселый, радостный, хороший.
Плохой, злой, сердитый.
Трусливый, маленький, пугливый.
«Скажи по-другому»
Цель: упражнять в подборе синонимов.
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
Грустный –
Радостный-
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
Удивленный -
Заключительный этап.
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Задачи:
- Закрепление эмоциональной лексики.
- Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
«Подбери слово»
Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.
Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать
Веселый ( мальчик, зайчик, щенок)
Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)
Грустный
Грустная
Смелый
Смелая
Трусливый
Трусливая
Злой
Злая
Испуганный
Испуганная
Удивленный
Удивленная
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
«Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложениях.
Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает грибы.-
Трусливый зайчик спрятался за елкой.-
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
«Скажи по-другому»
Цель: Активизировать в речи синонимы.
Описание: Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:
Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.
Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)
Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)
Злой волк бегает по лесу. (сердитый)
Радостная белочка нашла гриб. (веселая)
Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)
Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)
«Исправь ошибку»
Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.
Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.
Описание: В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.
Гарусная девочка весело играла.
Радостный мальчик сидел и плакал.
Трусливый лев гордо ходил по лесу.
Храбрый заяц спрятался в кустах.
Расстроенная мама весело улыбалась.
Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.
Использованная литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
- Данилова Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 160 с.
- Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под редакцией П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
- Кондратенко И.Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и её усвоение детьми с общим недоразвитием речи // Логопед – 2004. - № 3.- С.38 – 46.
- Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология – 2003. - № 3. – С. 55 – 69.
- Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2002. - № 6. – С. 51 – 59.
- Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология – 2001. - № 6.- С. 41 – 47.
- Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия 21 века: Материалы симпозиума с международным участием (20 – 21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 300 с.
- Кряжева Н. Л., Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: академия развития: Академия холдинг, 2001. – 127 с.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
- Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии 1984. - №3. – С. 60 – 66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников
Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...
Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ
развивить эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников в игровой деятельности
В настоящее время в дошкольной и школьной педагогике встала остро проблема развития речевой коммуникации у детей с различной патологией. Этой проблемой мы занимались на протяжении нескольких лет...
Проект Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательский - педагогическийПо предметно-содержательной области – развитие эмоциональной лексики и творческих способностей детей ...
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.
При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи
Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...
«Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР »
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собст...