Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе по теме: "Звук [Б]".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект предлагает один из вариантов знакомства дошкольников со звуком [Б].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk_b.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность  учителя - логопеда.

Тема: Звук [Б].

Задачи, решаемые через интеграцию образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,  «Физическая культура».

 Учить детей выделять на слух и правильно произносить звук [Б] в различных фонетических конструкциях.

 Упражнять в умении определять  место звука [Б] в словах,  звуковом и слоговом анализе слов, составлении предложений по картинке с включением подобранных слов.

Закрепить умение правильно использовать в предложениях  несклоняемое существительное Буратино.

Развивать  фонематическое восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением, способность к переключению внимания.

Предварительная работа: чтение рассказа «Цветик – семицветик» В. Катаева.

Материал: звук [Б], зеркала, барабан, наборы для составления звуковых схем, киндер – игрушки, фасолевый бассейн, цветик – семицветик, Буратино, сюжетная картинка, вагончики, слоговые домики.

План:

О.М: на столах лепесточки от цветика – семицветика с изображением символов звуков.

Необходимо собрать цветик – семицветик на столе логопеда.

Каждый выходит к доске, называет звук, символ которого изображен на лепестке. Подбирает слово с заданным звуком.

- Красивый цветик – семицветик у вас получился.

А знает ли вы, что каждый лепесточек может выполнить желание.

Появляется Буратино.  Вот он мне поможет, будет загадывать желания.

  1. Первое желание:

«Лети, лети лепесток. Познакомь нас со звуком [Б]».

Выставляется звук [Б]. Символ – барабан.

Как вы думаете, почему?

Логопед стучит на барабане. Слышится звук [Б].

Произнесение (логопед, дети индивидуально).

Наблюдение за артикуляцией в зеркала. Губы создают преграду для воздуха.

Характеристика звука по схеме: согласный, твердый, звонкий. Проверка каждой позиции.

Обозначаем синим квадратиком, будет жить в синем домике.

  1. Второе желание:

«Лети, лети лепесток,

Хочу, чтобы дети произнесли слоговые песенки».

Слоговые цепочки за логопедом с одновременным отстукиванием палочками по барабану.

Ба – ба, ба, ба и т. д.   Или ба – бо – бу  и т. Д.

  1. Третье  желание:

«Лети, лети лепесток,

Найдите звук [Б] в словах».

В фасолевом бассейне спрятаны киндер – игрушки. Дети достают их, определяют есть ли в слове звук [Б], выделяют его голосом. Определяют его место в словах, помещая игрушку в один из вагончиков, соотнося схемы (зебра, бабушка, букашка, бабочка, Боб, бык, собака).

Слоговой анализ: эти же игрушки расселяем по домикам, соотнося количество окошек и количество слогов.

  1. Четвертое желание:

«Лети, лети лепесток,

Хочу отдохнуть вместе с детьми».

Динамическая пауза:

Руки в стороны, в кулачок,

 Hазожми и на бочок…

  1. Пятое желание:

«Лети, лети лепесток,

Зашифруйте с помощью значков слово БОК».

Дети выкладывают звуковую схему и проводят звуковой анализ на столах и на доске.

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков? Назовите.

- Сколько согласных звуков? Назовите.

-Сколько твердых согласных?

- Сколько мягких согласных?

- Сколько слогов в слове? Почему?

Преобразование  БОК, БАК, БЫК, быки.

  1. Шестое желание:

«Лети, лети лепесток,

Перенеси меня в сказку «Цветик – семицветик».

Появляется иллюстрация из сказки.

- Подберите слова со звуком [Б] по картинке (баранки, собака, зубы, большие, сдобные…)

- Баранки на веревочке – это связка баранок.

- Составьте предложение с подобранными словами.

Собака несет в зубах связку больших баранок.

Собака держит в зубах связку баранок.

Собака будет кушать сдобные баранки.

Выкладываем схему последнего предложения на доске. Обсуждаем её.

-Сколько слов в предложении? Какое 1?2? …

  1. Седьмое желание:

«Лети, лети лепесток,

Хочу, чтобы ребята угостили меня на прощание».

Дети выбирают для Буратино угощение со звуком [Б] в названии (батон, хлеб, банан, клубника, колбаса, яблоко, грибы…) и, формулируя свои предложении по образцу, угощают Буратино.

-Я хочу угостить Буратино бананом.

- Я хочу угостить Буратино грибами.

Следим за правильным использованием в речи несклоняемого существительного Буратино.

  1. Подводим  итог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план фронтальной непосредственной образовательной деятельности логопеда в старшей группе ОНР

Данный материал  будет полезен  логопедам дошкольных учреждений, как пример для составления еженедельного планирования ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с использование ИТК в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –  ДЕТСКИЙ САД № 122        Лонспект   непосредственной обра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе по теме: "Составление рассказа об осени по опорным картинкам".

Конспект содержит  один из вариантов составления рассказа об осени с опорой на предметные картинки, подобранные логопедом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста по теме: Звук и буква Ж.

Конспект занятия по формированию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты....