Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе по теме: "Составление рассказа об осени по опорным картинкам".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект содержит  один из вариантов составления рассказа об осени с опорой на предметные картинки, подобранные логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе.

Тема: Составление рассказа об осени по опорным картинкам.

Задачи, решаемые через интеграцию образовательных областей «Коммуникация»,  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Учить детей составлять предложения по опорным предметным картинкам и объединять их в рассказ.

Учить соблюдать последовательность событий, создавать внутренний речевой план высказывания.

Развивать творчество, словесно – логическое мышление, память, зрительное внимание и восприятие.

Упражнять в координации речи с движением, профилактика зрительного переутомления.

 

Материал: 

сюжетные картинки с изображением лета и осени, предметные картинки: золотая осень, солнце, тучи, яблоки, грибы, клюква, кисть рябины, стая улетающих птиц, белки, медведи, зайцы, поздняя осень.

План:

О. М: Сравни лето и осень с опорой на сюжетные картинки:

  Летом солнце…., а осенью…

  Летом небо светлое, а осенью…

  Летом день длинный, а осенью…

  Летом деревья зеленые, а осенью…

  Летом люди одеваются легко, а осенью…

  Летом люди растят урожай, а осенью …

  Летом в лесу поспевает земляника, а осенью …

  Летом в саду собирают абрикосы, а осенью …

  1. Составление предложений об осени с опорой  на предметные картинки.

На доске по порядку выставлены картинки: золотая осень, солнце, тучи, яблоки, грибы, клюква, кисть рябины, стая улетающих птиц, белки, медведи, зайцы, поздняя осень.

        По каждой картинке дети составляют предложения об осени.

Дети предлагают несколько вариантов предложений. Вместе оцениваем, дополняем, выбираем лучшие.

Например:

Осенью в саду поспели яблоки.  В саду осенью собирают  румяные яблоки. В сентябре в садах созревают  яблоки.

  1. Динамическая пауза:  «Дождик».

Капля – раз, капля – два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

(шаг – приседание, медленный бег, быстрый бег, останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают вверх в форме зонта).

  1.  Составление рассказа об осени с опорой на предметные картинки.

Наступила золотая осень. Солнышко греет слабо, поэтому стало холодно. Часто идёт холодный дождь. В саду поспели румяные  яблоки. На рябине появились красные кисти  ягод. В лесу созрели  брусника и клюква. Перелётные птицы собираются стаями и улетают в тёплые края. Хлопотливые белочки запасают на зиму орехи, ягоды, сушат грибочки. Медведь много ест, чтобы накопить жир на зиму. Он подыскивает себе берлогу и утепляет её. У зайца постепенно меняется серая шубка на белую. Скоро придет поздняя осень, а за ней зима.

  1. Игра «Солнышко и тучки» - зрительная гимнастика.

Солнышко с тучками в прятки играло,          Смотрят глазами вправо, влево

Солнышко тучки – летучки считало:

Лёгких – 2 тучки.                                              Показывают 2 пальца

Тяжёлых – три тучки.                                               Показывают 3 пальца

Тучки попрятались,                           Ладошками закрывают глаза.

Тучек не стало.

Солнце на небе                         Моргают.

Вовсю засияло!

  1. Создание внутреннего речевого плана высказывания, развитие памяти, словесно - логического мышления.

Картинки, с опорой на которые дети составляли рассказ, переворачиваются лицевой стороной через одну. Необходимо рассказать об осени без полной зрительной опоры.

  1. Лото «Осень».

Детям предлагается выбрать из множества картинок только осенние,  объяснить ответ и собрать лото.

  1. Поговорки и пословицы об осени. Обсуждение.

Дети на основе предварительной работы говорят пословицы и поговорки.

Осень – запасиха, а зима подбериха.

От осени к лету поворота нету.

Сентябрь яблоками пропах.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по теме "Составление рассказа по картине "Весна"

Полный конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе. Дети обобщая знания сезонных изменений в природе сначало собира...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок» с использованием сказкотерапии

Конспект ноодв старшей группепо теме «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок»с использованием сказкотерапии...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группеТема: «Составление описательных рассказов по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»Интеграц...

Конспект фронтальной непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе на тему: «Осень» с элементами песочной терапии.

Цель: общение и систематизация знаний об осени.задачи: - Обобщить у детей представления об осени, ее признаках, расширять и активизировать словарь по теме.           ...