Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] «Помощники Лунтика»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН
Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ]
«Помощники Лунтика»
Автор: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ №7 «Рябинушка»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
коррекционно-образовательные:
· автоматизировать звуки [Л] и [ЛЬ] в слогах, словах и словосочетаниях;
· дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] в словах;
· усвоение родительного падежа существительных;
· закреплять умение составлять предложения со сложносочиненным союзом «чтобы»;
· совершенствование практическому употреблению существительных в единственном и множественном числе;
· совершенствование навыков деления слов на слоги;
коррекционно-развивающие:
· упражнять в выделении первого звука в слове;
· закрепить умение дифференцировать звуки [Л] и [ЛЬ];
· закреплять умение определять место звука в слове;
· совершенствовать фонематический анализ и синтез;
· развивать артикуляционную моторику;
· развивать общую и мелкую моторику.
коррекционно-воспитательные:
· воспитывать коммуникативные навыки;
· воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: мягкая игрушка Лунтик; зеркала; цветные карандаши; предметные картинки с изображением разных инструментов; набор инструментов; схемы слов.
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психогимнастика. Логопед: Ребята посмотрите, к нам пришел необычный гость, посмотрите, кто это?
(Логопед демонстрирует детям мягкую игрушку Лунтика)
Дети: Лунтик.
Логопед: Посмотрите какое, у него лицо?
Ответы детей: грустное, печальное.
Логопед: Покажите, как грустит Лунтик.
Но вот увидел вас и улыбнулся!
Давайте и мы улыбнемся!
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами еще раз вспомним, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ].
Давайте поприветствуем Лунтика тихим голосом: Ла-ла-ла;
Дети произносят: А теперь громким: Ла-ла-ла;
Теперь грустно: Ла-ла-ла;
А теперь радостно: Ла-ла-ла.
III. Логопед: Лунтик любит трудиться, поэтому у него много инструментов, но он никогда не задумывался о том, что в словах есть звуки, что эти звуки разные. Особенно часто он пользуется инструментами в названиях, которых есть звуки [Л] [ЛЬ].
Логопед: Сейчас мы их вспомним, а помогут нам картинки. Катя, назови картинки: Лопата, игла, молоток, пила, клещи, грабли, плоскогубцы…
Логопед: Петя, скажи какие звуки встречаются во всех этих словах? (Звуки [Л] и [ЛЬ]).
IV. Характеристика звуков [Л]и [ЛЬ]
Логопед: Ребята покажем Лунтику, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ]:
Дети: Звук [Л]- согласный, твердый, звонкий. Кончик языка поднимается и прижимаетсяк основаниям верхних резцов.
Дети: Звук [ЛЬ]- согласный, мягкий, звонкий. При произнесении мягкого звука язычок находится за верхними зубами.
V. Пальчиковая гимнастика: «Инструменты»
Мы пилили, | Делают пилящие движения |
Мы рубили, | Делают рубящие движения |
Громко молотком стучали, | Имитируют движения молотком |
Свежей краской покрывали. | Выполняют движения руками вверх и вниз. |
Баба Капа нас хвалила, | Хлопают в ладоши |
И печеньем угостила. | Поглаживают живот ладошкой. |
VI. Дифференциация звуков [Л] [ЛЬ] в словах.
Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [Л]
Дети: (лопата, молоток, шило, пила, игла) ;
Логопед: Определите место звука [Л] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к нужным схемам.
Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [ЛЬ]
Дети: (лейка, клещи, грабли).
Логопед: Определите место звука [ЛЬ] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к схеме. (Дети выполняют задание).
Лунтик просит вас узнать название инструмента по первому и последнему звуку.
Логопед: Первый звук [Л], последний [А] Дети: (Лопата…) ;
Логопед: Первый звук [И], последний [А] Дети: (Игла… );
Логопед: Первый звук [К], последний звук [И] Дети: (клещи) .
Логопед: Разделите слова на слоги: ло-па-та, кле-щи. (Дети определяют слоги при помощи хлопков ладонями).
Логопед: Соберите из рассыпанных звуков название инструмента:
Дети: п и л а
VII. Звуковой анализ слова: Лунтик напоминает вам, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкий и твердый согласный звук. Возьмите карандаши и закрасьте квадратик соответствующим цветом..
П И Л А
О О О О
VIII. Физминутка:
Топором мы рубим ветки, (Движения выполняются согласно тексту)
Полетели всюду щепки.
Грабли мы затем возьмём
Всё в корзину соберём.
А теперь берём лопату,
Только ей рубить не надо.
Мы вскопаем дружно грядку,
Лук посадим по порядку.
Поработали с охотой,
Выполнили всю работу.
Мы немного отдохнём,
А потом домой пойдём.
IX. Игра «Один-много»
Логопед: Ребята я начну предложение а вы закончите.
У Лунтика одна лопата, а для детей детского сада нужно много лопат.
У Лунтика одни грабли, а для детей детского сада нужно много граблей.
У Лунтика один молоток, а для детей детского сада нужно много молотков.
IХ. Употребление существительных в родительном падеже.
Логопед: Ребята мы с Лунтиком приобрели все эти инструменты скажите для чего они нужны?
Д. : Пила нужна для того, чтобы…
Молоток нужен для того, чтобы… и т.д.
Х. Словотворчество детей:
*Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Что же это: (Пила)
*Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
С сапожником работаю я в паре,
Работы много, мы в ударе.
Я острой головой в каблук ныряю,
Забить же гвоздь сапожнику вверяю. (Шило)
Х. Итог занятия.
Логопед: Посмотрите, ребята, какое теперь настроение у Лунтика? (Ответы детей.)
- Ребята, посмотрите сколько смайликов подарил вам Лунтик, но все они разные.
- Чем они отличаются? Ответы детей: (настроением: радостью, счастьем, задумчивостью, грустью, печалью…)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного. Закрепите смайлика на нашем «дереве настроения».
Спасибо, ребята!
Литература :
1. Лылова Л. С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». –Воронеж: ИП Лакоцетина Н. А., 2012;
2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград : Учитель, 2012
3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». –М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006
4. Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок». –Волгоград : Учитель, 2011
5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luntik.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН
Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ]
«Помощники Лунтика»
Автор: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ №7 «Рябинушка»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звуки [Л] и [ЛЬ] в слогах, словах и словосочетаниях;
- дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] в словах;
- усвоение родительного падежа существительных;
- закреплять умение составлять предложения со сложносочиненным союзом «чтобы»;
- совершенствование практическому употреблению существительных в единственном и множественном числе;
- совершенствование навыков деления слов на слоги;
коррекционно-развивающие:
- упражнять в выделении первого звука в слове;
- закрепить умение дифференцировать звуки [Л] и [ЛЬ];
- закреплять умение определять место звука в слове;
- совершенствовать фонематический анализ и синтез;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: мягкая игрушка Лунтик; зеркала; цветные карандаши; предметные картинки с изображением разных инструментов; набор инструментов; схемы слов.
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психогимнастика. Логопед: Ребята посмотрите, к нам пришел необычный гость, посмотрите, кто это?
(Логопед демонстрирует детям мягкую игрушку Лунтика)
Дети: Лунтик.
Логопед: Посмотрите какое, у него лицо?
Ответы детей: грустное, печальное.
Логопед: Покажите, как грустит Лунтик.
Но вот увидел вас и улыбнулся!
Давайте и мы улыбнемся!
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами еще раз вспомним, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ].
Давайте поприветствуем Лунтика тихим голосом: Ла-ла-ла;
Дети произносят: А теперь громким: Ла-ла-ла;
Теперь грустно: Ла-ла-ла;
А теперь радостно: Ла-ла-ла.
III. Логопед: Лунтик любит трудиться, поэтому у него много инструментов, но он никогда не задумывался о том, что в словах есть звуки, что эти звуки разные. Особенно часто он пользуется инструментами в названиях, которых есть звуки [Л] [ЛЬ].
Логопед: Сейчас мы их вспомним, а помогут нам картинки. Катя, назови картинки: Лопата, игла, молоток, пила, клещи, грабли, плоскогубцы…
Логопед: Петя, скажи какие звуки встречаются во всех этих словах? (Звуки [Л] и [ЛЬ]).
IV. Характеристика звуков [Л]и [ЛЬ]
Логопед: Ребята покажем Лунтику, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ]:
Дети: Звук [Л]- согласный, твердый, звонкий. Кончик языка поднимается и прижимаетсяк основаниям верхних резцов.
Дети: Звук [ЛЬ]- согласный, мягкий, звонкий. При произнесении мягкого звука язычок находится за верхними зубами.
V. Пальчиковая гимнастика: «Инструменты»
Мы пилили, | Делают пилящие движения |
Мы рубили, | Делают рубящие движения |
Громко молотком стучали, | Имитируют движения молотком |
Свежей краской покрывали. | Выполняют движения руками вверх и вниз. |
Баба Капа нас хвалила, | Хлопают в ладоши |
И печеньем угостила. | Поглаживают живот ладошкой. |
VI. Дифференциация звуков [Л] [ЛЬ] в словах.
Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [Л]
Дети: (лопата, молоток, шило, пила, игла) ;
Логопед: Определите место звука [Л] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к нужным схемам.
Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [ЛЬ]
Дети: (лейка, клещи, грабли).
Логопед: Определите место звука [ЛЬ] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к схеме. (Дети выполняют задание).
Лунтик просит вас узнать название инструмента по первому и последнему звуку.
Логопед: Первый звук [Л], последний [А] Дети: (Лопата…) ;
Логопед: Первый звук [И], последний [А] Дети: (Игла… );
Логопед: Первый звук [К], последний звук [И] Дети: (клещи) .
Логопед: Разделите слова на слоги: ло-па-та, кле-щи. (Дети определяют слоги при помощи хлопков ладонями).
Логопед: Соберите из рассыпанных звуков название инструмента:
Дети: п и л а
VII. Звуковой анализ слова: Лунтик напоминает вам, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкий и твердый согласный звук. Возьмите карандаши и закрасьте квадратик соответствующим цветом..
П И Л А
О О О О
VIII. Физминутка:
Топором мы рубим ветки, (Движения выполняются согласно тексту)
Полетели всюду щепки.
Грабли мы затем возьмём
Всё в корзину соберём.
А теперь берём лопату,
Только ей рубить не надо.
Мы вскопаем дружно грядку,
Лук посадим по порядку.
Поработали с охотой,
Выполнили всю работу.
Мы немного отдохнём,
А потом домой пойдём.
IX. Игра «Один-много»
Логопед: Ребята я начну предложение а вы закончите.
У Лунтика одна лопата, а для детей детского сада нужно много лопат.
У Лунтика одни грабли, а для детей детского сада нужно много граблей.
У Лунтика один молоток, а для детей детского сада нужно много молотков.
IХ. Употребление существительных в родительном падеже.
Логопед: Ребята мы с Лунтиком приобрели все эти инструменты скажите для чего они нужны?
Д. : Пила нужна для того, чтобы…
Молоток нужен для того, чтобы… и т.д.
Х. Словотворчество детей:
*Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Что же это: (Пила)
*Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
С сапожником работаю я в паре,
Работы много, мы в ударе.
Я острой головой в каблук ныряю,
Забить же гвоздь сапожнику вверяю. (Шило)
Х. Итог занятия.
Логопед: Посмотрите, ребята, какое теперь настроение у Лунтика? (Ответы детей.)
- Ребята, посмотрите сколько смайликов подарил вам Лунтик, но все они разные.
- Чем они отличаются? Ответы детей: (настроением: радостью, счастьем, задумчивостью, грустью, печалью…)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного. Закрепите смайлика на нашем «дереве настроения».
Спасибо, ребята!
Литература :
1. Лылова Л. С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». –Воронеж: ИП Лакоцетина Н. А., 2012;
2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград : Учитель, 2012
3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». –М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006
4. Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок». –Волгоград : Учитель, 2011
5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: " Дифференциация зв. Д- Т "
Развитие фонем. восприятия, звукового анализа,закрепление навыков различения зв. Д-Т, чтения слов с букв, Д-Т, складывания слов с Д-Т....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.
Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...
Открытое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования. Тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]".
Конспект и презентация открытого занятия по программе дополнительного образования в подготовительной к школе группе. Основная тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]", лексическая тема: "...