Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"
методическая разработка по логопедии по теме
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения). Для детей с ЗПР младшего возраста предусматривается соответствующий темп обучения. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с ЗПР протекает замедленно. Продолжительность каждого этапа работы с детьми определяется их индивидуально-типологическими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka1.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование зрительного внимания у детей с ЗПР
(игры в составе занятий на коррекцию неречевых психических процессов)
План:
- Важная роль игры – как составляющая вида деятельности детей младшего возраста – наглядно-действенного.
- Требования, применяемые к играм-занятиям с детьми с ЗПР.
- Виды игр, применяемых мною для коррекции психической деятельности.
- Примерный перечень игр.
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения). Для детей с ЗПР младшего возраста предусматривается соответствующий темп обучения. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с ЗПР протекает замедленно. Продолжительность каждого этапа работы с детьми определяется их индивидуально-типологическими особенностями.
Разработка игр на развитие зрительного внимания и обучение по этой системе опиралось на три основных компонента, составляющих структуру деятельности детей с ЗПР:
- мотивационно-потребностную;
- эмоционально-волевую;
- организационно-деятельностную.
При проведении игр-занятий, требовалось соблюдение ряда требований:
- планирование каждого занятия в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач;
- планирование занятий по времени в целом и отдельных его частей исходя из цели – формирование зрительного внимания;
- рациональный отбор содержания, основанный на синтезе разных видов детской деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры-занятия;
- структурная чёткость и завершённость каждого группового и индивидуального игрового занятия;
- использование на занятии наглядности в соответствии с педагогическим замыслом, содержанием и индивидуальными психо-физическими особенностями развития детей с ЗПР;
- эмоциональная насыщенность;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
В обучении детей с ЗПР младшего возраста используются игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами. Эти игры, формирующие зрительное внимание, активно участвуют в коррекции сенсорного воспитания.
Я использую игры на идентификацию предметов по цвету и пространственным признакам – форме, размеру, расположению («Найди такие кубики», «Выбери всё красное», «Дай большие кубики», «Катится – не катится» и пр.), а также на сопоставление предмета и его изображения.
В играх на развитие зрительного внимания и тактильного восприятия объёмной формы дети учатся исследовать предметы («Волшебный мешочек», «Отгадай, что у тебя в руке», «На что это похоже» и др.).
Таким образом, в младшем возрасте через развитие зрительного внимания детей знакомят с разнообразием форм, движений. Учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по образцу.
Также я провожу логические игры на формирование зрительного внимания, несущие в себе элементы коррекции мышления. Прежде всего это игры с геометрическими фигурами. В младшем возрасте дети с ЗПР оперируют несколькими геометрическими фигурами, составляют простейшие композиции (из 2-3 квадратов и треугольников складывают башенки, лодочки, домик и т.д.), фактически тренируясь в наблюдении из признаков и свойств (длин сторон, расположение частей). Игровая деятельность способствует поэтапному формированию умственных действий младших дошкольников с ЗПР.
Для коррекции мелкой моторики использовались игры с пальчиками, различные манипуляции с привлечением рук:
- обведи все сосчитанные игрушки рукой;
- покажи столько пальчиков, сколько игрушек;
- подними вверх нужное количество пальчиков правой руки.
Также предлагаются игры с пальчиками и красками. Дети опускают горизонтально вытянутые пальцы в ёмкость с краской и прикладывают определённое количество пальцев к листу бумаги, затем к полученным оттискам пальцев прикладывается такое же количество картинок.
В играх с образными игрушками дети знакомятся с пространственными и временными представлениями. Предлагаются следующие игры-сюжеты: «Оденем куклу» (количество одежды), «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожка).
Также используются сюжетно-дидактические игры. Они учат детей с ЗПР пользоваться определённым количеством игровых предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности и т.п. Например, знакомясь с темой «Игрушки», подготавливая детей к игре «Магазин игрушек», я использовала следующие игры: «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек».
Большое значение в формировании зрительного внимания у детей с ЗПР имеют игры с природным материалом (песок, вода, манная крупа, пшено, фасоль, горох, каштаны и др.). Игры: «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Наполни фасолью большую и маленькую чашку». В этих играх развиваются познавательные функции рук ребёнка – координация обеих рук со зрительным прослеживанием.
Осуществляя пространственную ориентировку на воде (на её поверхности, на дне), дети осваивали пространственные представления. На первом этапе обучения (в младшем возрасте) такие игры проводятся с открытыми ёмкостями и направлены на развитие у ребёнка восприятия непрерывного количества (много – мало – пусто). Также эти игры с водой я использую и как учитель-логопед для развития и коррекции нарушений речи: антонимического словаря (тяжёлый – лёгкий, тонет – не тонет, плавает – тонет), связной речи (описание действий, рассказ о них, обращение друг к другу со словесной просьбой по поводу игровой ситуации).
Также использую игры на развитие зрительного внимания, в которых использую бросовый материал, бумагу, ткань: «Что в баночке лежит?», «Следы на бумаге», «Разные дорожки» (рваная аппликация).
Игры с бытовыми предметами-орудиями также формируют зрительное внимание и все его составляющие. Самыми моими любимыми играми являются игры с бельевыми прищепками. Эти игры впервые были использованы М. Монтессори. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, особенно детей с проблемами моторного развития. Также в процессе использования этих игр, корригируется сенсорное развитие. Предлагаются различные по размеру круги. Дети прикрепляют к маленькому кругу – маленькие прищепки и т.д.; к жёлтому кругу – «солнце» - жёлтые прищепки; к зелёному вытянутому треугольнику «ёлка» - прищепки зелёного цвета; к овалу «туча» - с одной стороны крепятся прищепки синего цвета (дождик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Консультация для родителей...
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-6 лет
В данной публикации описанны основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
Виды, формы, характеристики внимания. Нарушения внимания у детей с ЗПР....
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...
Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...