Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
консультация
Консультация для педагогов:
«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_vnimaniya_u_detey_s_zpr.docx | 389.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Консультация для педагогов:
«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Подготовила
учитель - логопед
Г.М. Абдукаримова
Задержка психического развития – одно из нарушений познавательной деятельности, которое характеризуется нарушением памяти, внимания и восприятия у детей по сравнению с нормальными показателями (условно) для определенной возрастной группы.
Особенности внимания у детей с ЗПР
• неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы,3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;
• сниженная концентрация, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
• снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом; • сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
• сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
• «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой.
Игры и упражнения для развития внимания.
Развитие двигательного внимания
- «Сделай как я» Возьмите 6 счетных палочек и выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку.
- «Нос – пол – потолок». Ведущий произносит слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.
- «Топ-хлоп». Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Развитие зрительного внимания
- «Сосчитай!» Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.
- «Разведчик» Начните игру из коридора. Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
- «Наблюдатель» Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".
- «Шапка - невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
Игры для развития объема и концентрации внимания.
- «Выкладывание узора из мозаики»
Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
- «Найди два одинаковых предмета»
Ребенку предлагается:
– рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов
– картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;
– рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.
- «Нанизывание бусинок»
Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
- «Ищем буквы или цифры»
В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п.
Развитие произвольного внимания.
- «Слушай команду»
Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
- «Лабиринт»
Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...
Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....
Консультация учителя – дефектолога для родителей «Влияние коррекционно- развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития».
В консультации родителя познакомятся с методами и приемами развития умственных способностей детей с ЗПР....
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Консультация для родителей...
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
Виды, формы, характеристики внимания. Нарушения внимания у детей с ЗПР....
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...
Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с задержкой психического развития"
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедле...