Особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике
Виды, формы, характеристики внимания. Нарушения внимания у детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vnimaniya_u_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Светлана Викторовна учитель – дефектолог
ГБДОУ детский сад №35 Красногвардейского района
г. Санкт – Петербурга
«Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»
Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.
Выделяют два вида внимания:
1. Произвольное (активное)- выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.
2. Непроизвольное внимание (Непреднамеренное, пассивное) – этот психический процесс возникает непреднамеренно, без волевых усилий и независимо от сознания человека.
Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют три формы проявления внимания:
- сенсорное (перцептивное);
- интеллектуальное (мыслительное);
- моторное (двигательное).
Характеристики внимания:
-устойчивость;
- концентрация;
- переключаемость;
- распределение;
- объем.
Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.
Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.
Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание
на нескольких разнородных объектах сразу.
Область распределения внимания может сужаться при переутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания. Исходя из этого предположения, можно сказать, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния человека.
Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.
В детском возрасте внимание проходит множество последовательных этапов:
В первые недели и месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс. Это врождённый признак непроизвольного внимания.
К концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность, как средство будущего развития произвольного внимания.
В начале второго года жизни появляются зачатки произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.
Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания.
В 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
- расширяется объем внимания;
- возрастает устойчивость внимания;
- формируется произвольное внимание.
Для своевременного развития у детей определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способности управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.
Нарушения внимания.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
К нарушениям внимания относятся:
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания:
1.Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
2.Рассеянность внимания -это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Причины рассеянного внимания:
1.умственное и физическое переутомление
2. наличие тяжелых переживаний, травм
3. ухудшение состояния здоровья
4.ослабленное состояние нервной системы (неврастения)
5. эмоциональная перегрузка
6. нарушения режима труда и отдыха
3.Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
4.Сужение объема внимания
5.Неустойчивость внимания (Низкая концентрация внимания) - неспособность сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.
Внимание характеризуется неустойчивостью, рассеянностью, затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать своё внимание.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.
Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
- низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
- чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
- «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
- частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
- инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
- Повышенная истощаемость произвольного внимания.
Приведённые особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития: препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
В воспитательной и учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые особенности произвольного внимания.
Во-первых, у детей данной категории наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием.
Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы.
У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале.
При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности.
При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности.
Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.
Список литературы
- Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.
- Выготский Л. История развития высших психических функций//Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. -М.:Педагогика, 1983.
- Гальперин. П. Я. К проблеме внимания. // Доклады АПН РСФСР. 1958.
- Гиппенрейтер Ю Б. Деятельность и внимание//А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. -М.: Изд - во Моск. ун-та, 1983.
- Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
- Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания//Вопросы психологии. 1975. №2.
- Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. - В сб.: Психологическая наука в СССР. Т.1, - М., 1959.
- Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.,2009.
- Ендовицкая Т. В. Развитие внимания // Психология детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Элькони-на, - М.: Изд-во «Просвещение», 1964.
- Защиринская О.В. . Психология детей с задержкой психического развития . – СПб., 2009.
- Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения . - М., 2009
- Лурия А. Р. Внимание и память. - МГУ, 1978.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, Спб., 2006.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития //Дефектология- 1982 - №4
- Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. -М. : Эйдос, 2003.
- Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // «Ученые записки Пятигорского пединститута».-Т.9, 1955.
- Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 - 7 лет. - М., 1997.
- Санникова Е. П. Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии внимания. -Саратов, 1970.
- Смирнова Е. О. Развитие внимания и памяти в раннем и дошкольном возрастах. - М., 1998.
- Страхов И. В. Воспитание внимания у дошкольников. - М., 1958.
- Якобсон Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы психологии, 1999, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа) Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...
Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.(Психологический словарь 199...
Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...
Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Консультация для родителей...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...
Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...