Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Кудрявцева Анастасия Николаевна учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №5 «Звоночек»
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и описывает, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Так как большая часть психических функций имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с ЗПР не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Таким образом, соответствующие психические функции развиваются не так, как при нормальном развитии.
В результате многочисленных психолого-педагогических исследований были выявлены следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития:
● неустойчивость внимания, которая обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5-15 минут, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла.
● сниженная концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности, быстрой утомляемости.
● сниженная избирательность. Ребенок как бы окутан раздражителями, он затрудняется выделить цель деятельности среди несущественных побочных деталей.
● сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле.
● «прилипание внимания». Оно выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию, а также повышенная отвлекаемость.
Что касается восприятия, то у детей с ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность, структурность. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.
Главным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей информации. Страдает также и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости выделить отдельные элементы из объекта, который воспринимается ими как единое целое.
Значимость этой проблемы и своеобразие педагогической задачи определяет практическую направленность коррекционной работы с данной категорией детей. Основными направлениями этой работы является: своевременное обследование уровня развития психических процессов у детей с задержкой психического развития и их коррекция.
Диагностика зрительного восприятия проводится по методике М. Безруких и Л. Морозовой.
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:
● зрительно-моторная координация
● фигугро-фоновое различение
● постоянство очертаний
● положение в пространстве
● пространственные отношения
При изучении особенностей внимания работа ведется по следующим направлениям:
● изучение объема произвольного внимания
● изучение устойчивости внимания
● изучение произвольного переключения внимания
● изучение произвольного распределения внимания
Результаты диагностики показывают, что для детей с задержкой психического развития характерна ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Исходя их этого, коррекционная работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, структуру дефекта и психологические особенности каждого ребенка.
Для развития зрительного восприятия используются следующие игры: «Что нарисовал художник?», «Угадай-ка», «Что напутал художник?», «Путанница», «Большой-маленький», «Геометрическое лото», «Подбери и назови», «Найди пару», «Невидимка», «Собери и назови», «Дорисуй», «Я строитель», «Найди отличия», «Почтовый ящик», «Сложи узор».
Игры на развитие внимания: «Кто внимательнее?», «Запомни и повтори», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что добавилось?»
Недостаточное развитие психических функций не мешает освоению детьми общеобразовательных программ развития, но определяет необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.
При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного нарушения в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...
Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"
Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...
Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...
Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотиче...
Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...
Статья: "Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста".
Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возрастаНесмотря на распространенное использование в психолого...
Использование демонстрационных опытов на примере изучения темы «Вода» в группе для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и...