Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащению экологических знаний детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Цель: создать условия для повышения эффективности проводимых в дошкольном образовательном мероприятий по экологическому воспитанию детей посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические разработка к дидактическим играм дети с ОВЗ | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития
«Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»
Содержание разработки
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащению экологических знаний детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Цель: создать условия для повышения эффективности проводимых в дошкольном образовательном мероприятий по экологическому воспитанию детей посредством дидактических игр.
Экологическое воспитание ребенка, особую значимость приобретает в дошкольном детстве и является одним из направлений программного содержания в образовательной области «Познавательное развитие». В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия, они гораздо меньше выделяют признаков, контурное или схематическое изображение, не могут воспринимать инструкцию. Память у детей с отклонениями в развитии, характеризуется особенностями, которые находятся в зависимости от нарушения внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности, для них характерен недостаточно сформированный уровень интеллектуальных операций: анализа, обобщения, описания, выделения признаков, отмечается недостаточная гибкость мышления, стереотипные решения, неадекватные способы действия. Невысокий уровень развития словесно-логического мышления у детей с ЗПР проявляется при составлении рассказов. Вместе с тем, получив помощь со стороны взрослого, иногда, может в виде одобрения или побуждения к деятельности позволяют детям с ЗПР усвоить материал.
Дети с ЗПР, как правило, смешивают понятия времена года и месяцы, часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений (идет дождь, туман), им легче запоминаются противоположности (холод, жара). У таких дошкольников часто большое количество ошибочных ответов при назывании, сравнении отдельных предметов или групп (птицы, цветы, деревья, насекомое, грибы, рыбы). Например, словом роза они называют и мак, и ромашку, и астру. Они не различают на рисунке птиц разных видов, например вороной может быть и галка, и сорока, синица - воробьем. В некоторых случаях дети с ЗПР, правильно называя изображения зверей или птиц, не могут рассказать по каким признакам, они их узнали. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений затрудняют освоение детьми элементарных общих понятий. Уровень речевого развития позволяет им строить высказывания только с помощью простых предложений.
Экологические знания дети в ДОУ должны получать не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изобразительной деятельности, в играх и при решении логических задач.
Дидактические игры экологического содержания помогают дошкольникам с ЗПР уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Игра формирует у ребенка целостность картины окружающего мира, развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, и животных). С помощь дидактической игры, у детей с ЗПР, формируются первичные экологические представления.
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению, поглаживании ствола, листьев) и т. д, должны увидеть и рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, роста, развития, ухода или факты бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Серия дидактических игр, направленных на приобщение старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности, состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, стимулировать их к выполнению определенных поручений
Игры, формирующие нравственно-оценочный опыт поведения в природе, рассказывают о культуре поведения в природе, о взаимосвязях растительных и живых организмах в природе, о многообразии и разнообразии природных объектов, о человеке, как части природы.
Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объеме, предусмотренном «Программой воспитания в детском саду». Оно имеет успех только при активном участии в нём и воспитателя, и детей. Воспитателю принадлежит руководящая роль: он не только сообщает новый материал, но и добивается его усвоения, активно влияет на познавательную деятельность детей, руководить ею. Очень важно, чтобы воспитатель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Система знаний об объектах и явлениях, их существенных сторонах и связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных им видах деятельности. Формирование и обогащение знаний у детей ЗПР возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий.
В игре идет развитие личностных качеств ребенка с ЗПР через неё он учиться правильно вести себя в разных ситуациях, узнает нормы поведения, вступает в отношения с взрослым и со сверстником.
Без специального обучения игра у дошкольников с нарушением интеллекта не может занимать ведущую деятельность, поэтому у воспитателя стоит задача научить, помочь ребенку с ЗПР в овладении игровой деятельности и через игру воздействовать на его психическое развитие.
Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка является ознакомление дошкольника с окружающим миром, разнообразные предметно-игровые действия, отношение и взаимодействие взрослых друг с другом и с ребенком.
Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что почти до конца пребывания ребенка в детском саду у детей формируется недостаточный объем знаний о жизни, деятельности и отношений людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, не отражают сущность. Лишь в процессе длительного коррекционно-образовательного обучения дети овладевают системой знаний, навыков, умений, по ознакомлению с окружающим миром.
Формирование знаний детей об окружающем мире происходит в процессе специально организованной деятельности детей с нарушением интеллекта. На специальных групповых и индивидуальных занятиях дети имеют, возможность познакомится с разнообразием природы и её объектах. Воспитателю, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми ЗПР. Включать игру в ту или иную форму нужно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы, упрощать или усложнять их содержание с возрастными особенностями дошкольников. Использование конкретной игры определяется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического материала, больших и малых форм, а также художественной литературы, музыкального сопровождения, художественного творчества, театрализованной деятельности детей.
Дидактические игры должны отвечать определенным требованиям: от игры к игре планировать развитие мыслительной деятельности детей, каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей, после каждой пройденной темы необходимо составить цикл игр на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
В настоящее время требуется такой тип личности, который не только обладает знаниями об окружающем мире, но и умеет выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра может, оказаться наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний, как в природном, так и социальном мире. Таким образом, дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, являются как эффективным средством умственного, эстетического и нравственного воспитания, детей с ЗПР, так и своеобразной практической деятельностью ребенка по освоению окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФРАГМЕНТ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
вашему вниманию представлена разработка фрагмента целевого раздела адаптированной образовательной программы дошкольного образования одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (дет...
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Условия, обеспечивающие развитие ребёнка по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования с задержкой психического развития
В своей работе в разновозрастной группе компенсирующего развития я использую рекомендованную «Примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с задержко...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития...