Тема: «Работаем по схемам и таблицам – развиваем речь».
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Хохлова Елена Юрьевна

Проектная деятельность по развитию связной речи с использованием схем - описания и мнемотехники.Вид: исследовательско - творческий.

Участники проекта: логопед, воспитанники старшей логопедической группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный (2 месяца).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работаем по схемам и таблицам – развиваем речь».

Развитие связной речи с помощью схем описание и мнемотехники.

Вид: исследовательско - творческий

Участники проекта: логопед, воспитанники старшей логопедической группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный (2 месяца).

Актуальность.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом.  Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Мы  используем: схемы описание, мнемотаблицы.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.

Кроме того мнемотехника используется в работе над звукопроизношением. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

Работая с детьми, имеющими разные речевые нарушения, мы сталкиваемся с проблемой длительного периода автоматизации и дифференциации поставленных звуков. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.

Объектом являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.

Цель проекта: Развитие связной речи детей с помощью схем описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

Задачи:

  • Развивать связную монологическую речь.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Учить составлению рассказов по лексическим темам с помощью схем описание.
  • Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
  • Учить отгадыванию и загадыванию загадок с помощью мнемотаблиц.
  • Через использование мнемотехники обучать детей правильному звукопроизношению на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей, познакомить с приемами и методами развития речи детей;

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

- литературные произведение  – рассказы, сказки, стихи, загадки, скороговорки ;  

- мнемотаблицы и схемы описание (демонстрационные, индивидуальные)                                                                                                                                                                                - фотоаппарат;                                                                                                                                                                                                               - логопедические альбомы Теремковой по лексическим темам для выполнения индивидуальных заданий с родителями;

- интернет ресурсы, компьютер;                                                                                                                                                                                   - дидактические игры;                                                                                                                                                                             - канцелярские принадлежности;                                                                                                                                                                                        

ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ

Реализовав данный проект, я жду определенных результатов.

Прежде всего, сформировать коммуникативные навыки общения детей, повысить уровень мотивации к занятиям, расширить круг знаний об окружающем мире. Научить составлению рассказов, пересказу текстов, автоматизировать звуки. Научить заучивать стихи, скороговорки. Вывести словарный запас на более высокий уровень. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка. Научить детей рассказывать по схемам описание и мнемотаблицам. Переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развить их внимание, мышление, память и, конечно же, речь.    Повысить интерес детей к художественной литературе. Повысить заинтересованность  родителей в вопросах речевого развития ребёнка, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучить передовой педагогический опыт, передовые технологии, методики по данному вопросу. Самообразование по вопросу использования    мнемотехники в развитии речи.

2. Определение и постановка проблемы проекта. Познакомить родителей с проблемой проекта и вызвать интерес детей.

3. Разработка комплексного плана по теме проекта.  

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс. Анкетирование родителей.

5. Подбор необходимой литературы (художественные тексты, стихи, загадки, скороговорки).

6. Подбор и изготовление пособий для реализации проекта: схемы описание, мнемодорожки, мнемотаблицы. (По определенным лексическим темам; для составления и пересказа рассказов, сказок; для заучивания стихов, загадок, пословиц и поговорок; для автоматизации и дифференциации звуков)

7. Использовать в работе ИКТ

2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ.

Непосредственная реализация проекта. Проведение образовательной деятельности. Обучение детей работе с мнемотаблицами, схемами описание непосредственно в организованной деятельности и при индивидуальной работе.  Работа с родителями по пунктам плана проекта и т.д.

3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Итоговая НОД «Осень» с использованием схемы описание.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Презентация проекта.

ПЛАН   РЕАЛИЗАЦИИ

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

№ п/п

Вид деятельности

Задачи

Ответственные

Сроки

1.

Определение проблемы и постановка цели проекта. Составление плана его реализации.

Разработать перспективный план по реализации проекта, познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

Логопед

1 неделя октября

2.

Изучение передового педагогического опыта, передовых технологий и методик.

Изучить методы и приемы работы над проектом. Осуществлять самообразование по данной теме.

Логопед

1 неделя октября

3.

Ознакомление родителей с проектом.

Довести до родителей значимость проекта, проблемы, этапы реализации, приемы, обозначить цели и задачи, которые будут реализовываться в ходе проекта.

Логопед

1 неделя февраля

4.

Размещение статей и консультаций в логопедическом уголке по теме проекта:  «Как научить ребенка рассказывать по картинке историю?», «Учим ребенка описывать картины».

Просвещение родителей.

Логопед

1 неделя октября

5.

Анкетирование родителей.

Изучить мнение родителей, выявить интересы и возможности семьи.

Логопед

1 неделя октября

6.

Подбор и разработка дидактических игр, схем описание, мнемодорожек и мнемотаблиц по теме проекта.

Способствовать развитию у детей интереса к рассказыванию по схеме, пересказу художественных текстов, заучиванию стихов. Расширить знания, активизировать словарь.

Логопед

1 неделя октября

7.

Планирование экскурсии на участок детского сада

Приобщить детей к природе, учить применять свои знания при описании объектов природы.

Логопед, воспитатель

1 неделя октября

II  ЭТАП – ОСНОВНОЙ

№ п/п

Вид деятельности

Задачи

Ответственные

Сроки

октябрь

1.

Беседа с детьми «Схемы нам помогают».

Выявить знания детей по теме, учить детей понимать схемы, заинтересовать.

Логопед

2 неделя октября

2.

Апробация простых схем и мнемотаблиц.                          

Вызвать речевую активность, учить следить за развитием событий, отвечать на вопросы, переводить графические символы в «живые» слова.

Логопед

2 неделя октября

 3 неделя октября

3.

Работа по мнемодорожкам по автоматизации и дифференциации звуков /с/, /с*/, /ш/, /з/, /л/, /л*/.

Учить работать с данными мнемодорожками, закреплять навыки четкого произношения и различения поставленных звуков в слогах, словах. Четко произносим слова и фразы.

Логопед, родители, воспитатели

3,4,5 недели октября;

1,2,3 недели ноября

4.

Рассматривание иллюстраций по теме «Лес. Грибы».

Учить выделять существенные признаки, развивать связную речь, лексико-грамматические категории. Развивать артикуляцию, внимание, память.

Логопед

2 неделя октября  

5.

Разучивание стихотворения «Рано утром взяв корзинку» и др. с использованием мнемотаблицы.

Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью.

Логопед, родители

 2 неделя октября

6.

Составление рассказа по схеме описание «Одежда людей осенью».

Учить составлять небольшой описательный рассказ  с помощью схемы описание;

самостоятельно определить главные свойства и признаки установить последовательность изложения, обогащают словарный запас детей.

Логопед

3 неделя октября

7.

Проведение дидактических игр: «Волшебные карточки», «Закончи предложение».

Развивать связную речь, лексико-грамматические категории, внимание, память.

Логопед

3 неделя октября

8.

Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Штанишки для малышки» и др.

Развивать связную речь, память, продолжать учить работать с мнемотаблицами.

Логопед, родители

3 неделя октября

9.

Составление схемы – подсказки к рассказу С.Прокофьева «Про башмачки», пересказ по схеме.

Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, учить следить за развитием событий, отвечать на вопросы.

Логопед

4 неделя октября

10.

Загадывание и отгадывание загадок.

Развивать память, вызвать интерес к художественной литературе с использованием мнемотехники.

Логопед, родители

4 неделя октября

11.

Рассматривание иллюстраций по теме «Птичий двор».

Учить выделять существенные признаки, замечать характерные черты домашних птиц, для их дальнейшего описания; развивать связную речь, лексико-грамматические категории. Развивать внимание, память.

Логопед

5 неделя октября

12.

Заучивание стихотворения «Курочка».

Облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения при помощи мнемотехники, развивать память.

Логопед, родители

5 неделя октября

13

Рассказывание о домашних животных по схеме описание.

Учить составлять небольшой описательный рассказ  с помощью схемы описание. Активизировать знания и речь детей, развивать словарь.

Логопед

5 неделя октября

14.

Пересказ сказки «Кошка и мыши», «Ёж и кошка» .

Учить пересказывать небольшое литературное произведение с помощью мнемотаблиц. Развивать связную речь, память, формировать лексико-грамматические категории.

Логопед

5 неделя октября

ноябрь

15.

Составление  описательного рассказа по схеме описание «Дикие животные».

Продолжать учить составлению описательного рассказа  с помощью схемы описание;

самостоятельно определить главные свойства и признаки установить последовательность изложения, развивать связную речь.

Логопед

1 неделя ноября

16.

Пересказ сказки «Про белку», «Лиса и гуси»,

Учить пересказывать небольшое литературное произведение с помощью мнемодорожек. Развивать связную речь, память, вызвать интерес к художественной литературе.

Логопед

1 неделя ноября

17.

Рассказывание о перелетных птицах по схеме описание.

Учить составлять небольшой описательный рассказ  с помощью схемы описание. Активизировать знания и речь детей, развивать словарь.

Логопед

2 неделя ноября

18.

Заучивание стихотворения «Птичка».

Развивать память и усвоение текста стихотворения при помощи мнемотехники, вызвать интерес к заучиванию стихов.

Логопед, родители

2 неделя ноября

19.

Аппликация «Перелетные птицы».

Развивать художественное творчество, эстетический вкус, мелкую моторику, аккуратность.

Логопед, воспитатели

2 неделя ноября

20.

Беседа об осени, рассматривание иллюстраций

Учить выделять существенные признаки, замечать характерные природные явления для их дальнейшего описания; развивать связную речь, лексико-грамматические категории. Развивать внимание, память.

Логопед

3 неделя ноября

21.

Экскурсия на участок детского сада. Тема «Деревья осенью».

Развивать внимание, наблюдательность. Побудить описывать понравившиеся деревья. Составить несколько предложений о дереве и объединить в целостный рассказ. Развивать связную речь.

Логопед, воспитатели

3 неделя ноября

22.

Проведение дидактических игр: «Что такое?», «Кто спрятался?»

Развивать связную речь, лексико-грамматические категории, внимание, память.

Логопед

3 неделя ноября

23.

Разучивание стихотворений «Ходит осень в нашем парке», «Маша весело бежит».

Развивать память и усвоение текста стихотворения при помощи мнемотехники, вызвать интерес к заучиванию стихов.

Логопед, родители

3 неделя ноября

24.

Составление схем описания при работе дома в соответствии с лексическими темами. Логопедические альбомы Теремковой.

Активизировать знания, выполнять творческие и дидактические упражнения совместно с родителями при выполнении индивидуальных заданий.

Родители

3, 5 неделя октября

1, 2 неделя ноября

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

№ п/п

Вид деятельности

Задачи

Ответственные

Сроки

1.

Итоговая НОД по теме «Осень»

с использованием схемы описание.

Уточнить знания детей по теме проекта. Развитие общих речевых навыков

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

Расширить активный словарь по данным темам.

Развитие связной речи.

Совершенствование навыка составления рассказов по схеме описания.

Развитие грамматического строя речи, общей и мелкой моторики.

Логопед

4 неделя ноября

2.

Подведение итогов реализации проекта – презентация.

Представить творческий отчет о проделанной работе в форме электронной презентации.

Логопед

4 неделя ноября

Результативность.

     Реализовав данный проект,   я пыталась решить проблемы развития описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети  стали более уверенными, с большей охотой рассказывают именно с помощью мнемотаблицы и схемы описание.

     При составлении описательных рассказов по лексическим темам при помощи схем, которые служили своеобразным зрительным планом,  дети научились самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков.

     При заучивании стихотворений использование мнемотаблиц позволило облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текстов, тем самым развивалась их память. При этом виде деятельности включались не только слуховые, но и зрительные анализаторы, когда дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

     При пересказе совершенствовалась структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Мнемотаблицы помогали детям видеть всех действующих лиц, внимание детей уже концентрировалось на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

        

   Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился новыми прилагательными, наречиями, дополнениями по лексическим темам. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя мнемотехнику и схемы описание. У многих детей автоматизировалось произношение поставленных звуков. Появился интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок. Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

     Содержание проекта включало в себя активную работу воспитателей и родителей. Что позволило более эффективно реализовать задачи проекта, добиться положительных результатов.

     Планирую использовать  в будущем мнемотаблицы  при обучении детей и развитию связной речи. В дальнейшем предполагаю подвести  детей  к самостоятельному составлению мнемотаблиц – дети предлагают, взрослый рисует схему, а затем составить мнемотаблицу самостоятельно. Сначала -  по описанию отдельного предмета, потом небольшого рассказа.  

     Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматический материал по теме: " Деревья" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Лексико-грамматический материал по теме : " Фрукты" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Лексико-грамматический материал по теме : " Ягоды" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Лексико-грамматический материал по теме : " Инструменты" в схемах и таблицах

способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным....

Лексико-грамматический материал по теме : " Мебель" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Лексико-грамматический материал по теме : " Профессии" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Лексико-грамматический материал по теме : " Цветы" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...