Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии по теме
Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движений артикупяционного аппарата и закреплять представления об окружающем. Разнообразие игровых упражнений вызывает у детей положительные эмоции, поддерживает внимание и интерес, развивает мышление и воображение детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста.
Одним из самых доступных средств формирования правильной, чистой речи детей дошкольного возраста является артикуляционная гимнастика. В условиях коррекционных образовательных учреждений артикуляционную гимнастику с детьми проводят не только логопеды, но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «часики», «качели», «трубочка», «улыбка», «грибок» и др.
Вначале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Дети должны удержать артикуляционную позу в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «почистим зубы», «вкусное варенье» и т.д. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Обращается внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз). Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка): «трубочка» - «улыбка», «лопата» - «иголочка» и т.д.
Предлагаемые упражнения артикуляционной гимнастики связаны с изучаемыми лексическими темами, что позволяет согласовать коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения с закреплением представлений об окружающем мире и очень удобно для повседневной работы с детьми. Игровая форма преподнесения материала позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпеливость.
Выработка наиболее сложных артикуляционных позиций иногда требует большого количества повторений, а ничто так не утомляет ребенка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению даны разные названия. Например, положение «острого языка» - «иголочка» можно сравнить с сосулькой, иголками ежа, острым клювом, узкой дорожкой, тонким стебельком растения. Упражнения в надувании обеих щек также называется по-разному: «сердитый индюк», «щечки-яблочки», «самовар», «снеговик».
Большой интерес вызывает у детей игровые упражнения, связанные с темой «Дикие животные». Здесь используются следующие виды артикуляционных упражнений: «лопата» - беличий хвостик, «иголочка» - иголки ежа, «часики» - лисичка машет хвостиком, «качели» - «зайка прыгает», «накажем непослушный язычок» - «медведь топает». Наряду с освоением или закреплением артикуляционных позиций дети закрепляют названия и характерные признаки диких животных.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать следующие методические требования:
- Для выработки устойчивых и прочных двигательных навыков артикуляционную гимнастику проводить ежедневно.
- При выполнении новых упражнений обязательно повторять знакомые упражнения артикуляционной гимнастики.
- Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.
- Каждое упражнение выполнять не менее 1 минуты с постепенным увеличением темпа движений.
- Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если ребенок выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, он должен предварительно увидеть правильный образец, показанный взрослым.
- Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, речевого, зрительного и слухового восприятия.
Предложенные игровые упражнения артикуляционной гимнастики могут быть востребованы в практической деятельности не только логопедов, дефектологов, но и воспитателей дошкольных образовательных учреждений:
«Птенчики» - поочередное открывание и закрывание рта и удерживание в течение некоторого времени в таком положении.
«Улыбка» - губы в улыбке, язык спокойно лежит за нижними резцами.
«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, как при звуке «у».
«Шарик» - губы округлить и выдвинуть вперед.
«Лопата» - губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении некоторое время.
«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать его губами, произнося «пя-пя-пя».
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
«Иголочка» - узкий язык высунут вперед.
«Горка» - губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки поднимается до соприкосновения с верхними резцами.
«Качели» - губы в улыбке, широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней или: к верхним резцам и опускается к нижним.
«Часики» - губы в улыбке, движения языком вправо-влево.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.
«Лошадка» - губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать.
«Чистим зубы» - рот открыт, губы в улыбке, круговые движения языком по верхним и нижним зубам.
«Вкусное варенье» - губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
«Маляр» - губы в улыбке, широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка вперед-назад (от зубов к горлу и обратно).
«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена.
«Пирожок» - рот открыт, губы в улыбке, широкий язык высунут, его боковые края поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина.
«Желобок» - губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка поднимаются, по средней линии языка образуется впадина.
«Барабан» - губы в улыбке, широкий язык ударяет за верхними зубами с произнесением «д-д-д».
«Болтушка» - рот открыт, губы в улыбке, производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая губу. Постепенно убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».
Игровые приемы для развития мелкой моторики
при изучении лексических тем.
Лексическая тема | Упражнения артикуляционной гимнастики |
Семья | «Птенчики» |
Любимые игрушки | «Улыбаемся игрушкам». «Дудочка» - «трубочка». «Мячик скачет» - «качели». |
Осень | Чередование упражнений «трубочка» - «улыбка». «Дождик» - покусывание широкого языка зубами. «Листопад» - «качели». |
Овощи | «Лопата». «Копаем картошку» - «качели». «Ровная грядка» - язык спокойно лежит за нижними зубами. |
Фрукты | «Щечки-яблочки». «Круглый виноград» - «шарик». «Банан» - «улыбка». «Листики на дереве» - широкий кончик языка поднят к верхней губе. |
Деревья. Грибы, ягоды | «Круглые ягоды» - «шарик». «Вкусные ягоды» - круговое облизывание языком верхней и нижней губы. «Грибок». |
Одежда | «Большие и маленькие пуговицы» - «шарик» - «трубочка». «Шитье на швейной машинке» - «барабан». «Воротник с широкими и острыми краями» - «лопата»- «иголочка». «Белье на ветру» - «качели». |
Дикие животные | «Пробираемся сквозь густой лес» - широкий язык протискивается между зубами. «Беличий хвостик» - «лопата». «Иголки ежа» - «иголочка». «Лиса машет хвостом» - «часики». «Зайка прыгает» - «качели». «Медведь топает» - «накажем непослушный язычок». |
Домашние животные | «Кошка сердится» - «горка» . «Кошка лакает молоко». «Кошка облизывается» - круговое облизывание губ широким кончиком языка. «Собака машет хвостом» - «часики». «Лошадка». |
Зима (зимние забавы) | «Снеговик» - надувание щек. «Сосулька» - «иголочка». «Санки-ледянки» - «чашечка». «Горка для катания» - «горка» |
Мебель | «Язычок лежит на кровати» - язык лежит за нижними зубами. «Чистим зубы». «Достаем книгу с верхней полки» - широкий кончик языка поднять на верхнюю губу. «Вытираем пыль» - «часики». |
Новогодний праздник «Елка» | «Улыбка». «Иголочки на елочке» - «иголочка». «Шары на елке» - «шарик». «Шары качаются» - «качели». |
Продукты питания | «Блинчик». «Пирожок». «Вкусное варенье». |
Дикие птицы | «Разные клювы» - «лопата» - «иголочка». «Птичка клюет зернышки» - покусывание широкого языка зубами. «Птичка летает» - круговые движения языком по верхней и нижней губе. |
Посуда | «Самовар» - надувание обеих щек. «Чашечка». «Блюдце» - язык лежит на дне ротовой полости. «Чистим зубы». |
Домашние птицы | «Курочка клюет зернышки»- покусывание широкого языка зубами. «Курочка пьет воду» - «качели». «Сердитый индюк» - сильно надуть щеки; «болтушка». |
Мамин праздник | «Мама шьет» - «иголочка». «Мама испекла блинчики» - «блинчик». «Мама испекла пирожки» - «пирожок». «Поцелуй». |
Весна | «Сосулька тает» - чередование упражнений «иголочка», «лопата». «Кругом лужи» - «часики». «Капель стучит по крыше» - «барабан». |
Транспорт | «Лодочка» - «желобок». «Гребем веслами» - «часики». «Машина едет по ровной дороге» - «лопата». «Машина съезжает с горочки» - «горка». «Машина объезжает гору» - круговые движения языком по верхней и нижней губе. «Круглое окошко» - губы «трубочкой». «Моем окна» - облизывание губ круговыми движениями языка. «Красим потолок» - «маляр». «Красим крыльцо» - рот закрыт, облизывание сначала верхних зубов, затем нижних, далее облизывание зубов по кругу. «Укладываем полы» - язык лежит на дне ротовой полости. |
Дома | |
Насекомые | «Жук ползет» - широкий язык медленно протискивается между зубами. «Пчела летает» - облизывание губ круговыми движениями языка. «Бабочка машет крыльями», «кузнечик прыгает» - «качели». |
Цветы на лугу | «Цветок» - «чашечка». «Лепестки цветка» - широкий кончик языка положить на нижнюю губу и убрать в рот (повторить несколько раз). «Тонкий стебелек» - «иголочка». «Бабочка летает вокруг цветка» - облизывание губ круговыми движениями языка. |
Литература:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 1999.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....
Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...
Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.
В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме сделать с детьми артикуляционную ги...
Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.
Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные". Презентация может быть использована не только педагогами, но и родителями....
Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к школьному обучен...
"Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики у детей дошкольников."
Авторский речевой материал в развитииартикуляционного аппарата у детей с нарушением речи....
Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста.
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и силы голоса у неслышащих дошкольников младшего возраста....