Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (средняя группа) по теме
Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данной здоровьесберегающей технологии, необходимость использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем. Предлагается перечень нескольких Сказок, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР в средней логопедитческой группе и представлена 1 Сказка "На прогулку в сад фруктовый" (по лексической теме: "Сад. Фрукты").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем
у дошкольников с общим недоразвитием речи
Трясунова Т.Б.
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №25
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
В комплексной работе по коррекции речевых нарушений с детьми с общим недоразвитием речи развитие артикуляционного аппарата играет существенную роль.
Основываясь на ФГОС, у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольников. Данные компетенции предполагают, в том числе обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми [5].
Многолетняя практика работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показала, что использование игровых приёмов способствует более эффективному развитию артикуляционного аппарата и помогает создавать эмоциональный настрой на коррекционных занятиях. Артикуляционная гимнастика, объединённая единым сюжетом, изложенная в виде «Сказок о Весёлом Язычке», успешно зарекомендовала себя как учебно-методическое пособие для педагогов и родителей (Поваляева М.А., Куликовская Т.А., Гусева Ю.В. и др.). В нашей логопедической практике данные сказки являлись большим помощником в работе, так как дети любят слушать придуманные истории, легче воспринимают задания (выполняют определённые артикуляционные позы), изложенные в рифмованных текстах.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы пришли к необходимости использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем, ведь основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход [3]. Многократное повторение лексической темы позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников. Сказки о Весёлом Язычке, разработанные нами, позволяют, наряду с отработкой артикуляционных движений, достигнуть и другие задачи. А именно:
- повышение эмоциональности, активности и заинтересованности детей на занятии;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи (так как происходит восприятие на слух правильно оформленных грамматических форм слов, изучаемых в ходе той или иной лексической темы);
- развитие слуховой памяти при разучивании отрывков из сказок;
- подготовка артикуляционного аппарата при выполнении упражнений для постановки и автоматизации звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются в зависимости от тех артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику желательно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Упражнения в артикуляционную гимнастику вводятся постепенно, между ними необходим отдых. Артикуляционную гимнастику можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Сначала отрабатываются простые упражнения, потом более сложные. Важна эмоциональная подача сказки. Дети, оказываясь в сказочном пространстве, подражая героям, без психологического напряжения, совершенствуют свой речевой аппарат.
Многолетняя практика показала, что именно стихотворные тексты воспринимаются детьми лучше. Сначала дети внимательно слушают, потом договаривают рифму, а при повторном проигрывании сказки, уже запоминают стихотворные артикуляционные упражнения наизусть.
Использование артикуляционной гимнастики в виде стихотворных текстов является также частью здоровьесберегающих технологий, без которых невозможна работа современного дошкольного образовательного учреждения. А проблема сохранения и укрепления здоровья детей актуальна в настоящее время. Тем более, что дети с общим недоразвитием речи часто являются соматически ослабленными и нуждаются в дополнительном охранительном режиме.
Сказки о Весёлом Язычке можно и нужно рекомендовать не только педагогам, но и родителям, так как развитие артикуляционного аппарата нужно начинать как можно раньше. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом, а артикуляционные упражнения помогают не только сформировать правильные артикуляционные уклады, но во многом преодолеть уже сложившиеся несовершенства. Когда родители хорошо освоят упражнения, может появиться желание придумывать свои сказки. А может и у малыша проявится творчество и он начнёт сочинять. Основная наша задача – непринуждённо включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.
Убеждены, что только при позитивном настрое на коррекционных занятиях мы сможем добиться многого: развить внимание, память, совершенствовать рече-двигательные навыки и добиваться только положительного результата.
Предлагаем рассмотреть перечень нескольких Сказок о Весёлом Язычке и раскрыть содержание некоторых из них, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР средней логопедической группы:
1. Лексическая тема: «Осень» - «Приключение Язычка в осеннем лесу»
2. Лексическая тема: «Огород» - «В огород гулять пойдём…»
3. Лексическая тема: «Сад». «Фрукты» - «На прогулку в сад фруктовый»
4. Лексическая тема: «Лес». «Грибы и лесные ягоды» - «По грибы, по ягоды пойдём»
5. Лексическая тема: «Игрушки» - «Весело играем, никогда мы не скучаем!»
6. Лексическая тема: «Одежда» - «Модный магазин одежды»
7. Лексическая тема: «Обувь» - «Модный магазин обуви»
8. Лексическая тема: «Квартира», «Мебель» - «Тут диван, а там – комод…»
9. Лексическая тема: «Кухня», «Посуда» - «Сказка о правильной Федоре»
Вашему вниманию представляется одна из сказок о Весёлом Язычке. Описание артикуляционных упражнений можно найти в любой специальной литературе, поэтому приводим только названия упражнений (например, «воротики», «сладкое варенье» и др.)
Сказка «На прогулку в сад фруктовый» (по лексической теме: «Сад. Фрукты»)
Прекрасен наш фруктовый сад В нём сливы есть и груши. Приходит в сад наш Язычок, Он сказку будет слушать. | «воротики» |
Видит яблони и сливы Вишни, груши есть в саду. | «часики» |
Улыбается деревьям, Фруктов много соберу! | «улыбка» |
Сколько яблок наверху, И внизу опали. Много груш я соберу, Чтобы не пропали! | «качели» |
Сколько вишен, слив в саду, Славный нынче урожай, - Спелых, сочных, сладких фруктов Не ленись, а собирай! | «сладкое варенье» |
Подкрепился Язычок, Отдохнуть в саду прилёг. Стал широким, как лопатка. Полежал он, отдохнул, Ветер на него подул. | «лопата» «вибрация» |
После отдыха в саду В корзину фруктов соберу. | «чашка» |
Накрошу из них салат, Фрукты кушать каждый рад! | |
После сделаю компот, Угощу честной народ! | |
По ступенькам в дом пойду Сок из яблок принесу. | «ступеньки» |
Яблочный полезен сок, Заготовим его впрок. | |
Вышла эта сказка сладкой, Вкусной, сочной, ароматной. | «улыбка» |
Привлечённость родителей является приоритетным для ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа даёт максимально высокий результат только в том случае, когда все участники педагогического процесса, имея общую цель, действуют согласованно. Такое активное сотрудничество и взаимодействие оказывает положительное влияние на коррекцию звукопроизношения и на общее развитие детей.
Литература:
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО, 2002.
2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Волковой Л.С., Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Сказки о Весёлом Язычке. Ростов-на Дону «Феникс», 2002.
5. Проект ФГОС дошкольного образования, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.
В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме сделать с детьми артикуляционную ги...
Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.
Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные". Презентация может быть использована не только педагогами, но и родителями....
Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста
Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени...
Выступление для педагогов «Изучение родственных слов с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
Описание системы работы над родственными словами....
Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...
Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. В статье представлены теоретические аспекты формиров...
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...