Применение игровых пособий «Йохо – экспонатор» и «Йохо – предприниматор» для решения задач трудового воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Применение игровых пособий «Йохо – экспонатор» и «Йохо – предприниматор» для решения задач трудового воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_idei_dorabotannoe.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых пособий «Йохо – экспонатор» и «Йохо – предприниматор» для решения задач трудового воспитания детей дошкольного возраста
Гулау Светлана Михайловна, воспитатель
СП «Детский сад «Золотой ключик»
E-mail: sv.gulau111@yandex.ru
Заболотняя Светлана Михайловна
СП «Детский сад «Золотой ключик»
E-mail: szabolotnya@yandex.ru
Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по ознакомлению с миром профессий.
Требования к результатам
Реализация поставленной цели мастер-класса позволит его участникам получить:
• представления:
– о разнообразии профессий, освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями, обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с профессиями.
• практический опыт:
– содержательный материал предоставлен в рамках распространения педагогического опыта методической работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике работы для повышения уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Материалы и оборудование:
• техническое обеспечение: медиа-оборудование (интерактивная доска, ноутбук, проектор);
• материалы для деятельности участников мастер-класса: презентация игровых пособий «Йохо – экспонатор» и «Йохо – предприниматор»
Ход мастер-класса
I. Вводная часть
К.Д. Ушинский писал: «…Воспитание - не только должно развивать разум человека и дать ему объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Формирование преставлений у дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современных условиях. Поэтому возникла необходимость целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
II. Информационная часть
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. В ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания основной задачей образовательной деятельности является формирование представления о профессиях и трудовых процессов. Для того чтобы решить эту задачу мы разработали игровые пособия «Йохо – экспонатор» и «Йохо – предприниматор». Почему такие названия? Потому что наши пособия созданы на основе уже знакомого детям конструкторе «Йохокуб».
С помощью наших йохо конструкций открывается возможность познакомиться с различными хлебобулочными изделиями, их символизмом, историей происхождения; побывать на художественной выставке «Хлеб как источник вдохновения»; познакомиться со старинными и современными профессиями хлеборобов; узнать об праздниках, связанных с хлебобулочными изделиями; познакомиться со съедобными сказочными персонажами и даже попытаться открыть свой сказочный бизнес вместе с нашими сказочными героями.
Данные пособия – результат работы по проекту «Хлеб как источник вдохновения».
Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда.
С хлебом дети встречаются ежедневно, но при этом часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Работа с детьми была разделена на несколько тематических блоков и к каждому были разработаны соответствующие дидактические игры.
III. Практическая часть
- Дидактическое пособие «Йохо – экспонатор» представляет конструкцию из 8 соединенных последовательно кубов на сторонах которого находятся картинки. Игры и задания охватывают все образовательные области, взаимодополняют друг друга, что позволяет сложить детям целостное систематизированное представление о труде хлеборобов, о хлебе как о ценном пищевом продукте. Данное пособие позволяет использовать различные формы организации (викторина, поисковая деятельность, путешествие, экскурсия, музей и даже как тестовый материал по истории земледелия и т. д.) В поисках ответа на поставленные вопросы, дети поворачивают разные стороны пособия, составляя из нужных разворотов картинку – ответ. Игра может идти и от обратного, когда дети по готовой сюжетной картинке рассказывают, как они понимают, что здесь представлено или самостоятельно подбирают вопросы.
Варианты тематических полей пособия:
«Земледельцы»
Цель: познакомить с трудом земледельцев, с современными и древними профессиями хлеборобов, с историей происхождения хлеба.
1 разворот - современные профессии хлеборобов, 2 – древние профессии хлеборобов, 3 – земледельческий труд, 4 – путь хлеба.
«Хлеб как герой сказок».
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием картинок с изображением хлебобулочных изделий; закреплять умение назвать сказки и произведения, в которых герои стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.
5 – сказочные персонажи.
«Пекарня. Пирожковая»
Цель: Расширять и углублять представления детей о профессиях: пекаря, кондитера, значимости их труда, воспитывать уважение к труду взрослых, связанных с выращиванием и производством хлеба.
6 – хлебобулочные изделия.
Подвижные игры с хлебной тематикой.
Цель: Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.
Подвижные игры «Каравай», «Пирог», «Жнецы и сеятели», «Крендельки и бублики» (Игровые действия выполняются согласно тексту, с перестроением и пляской под соответствующую музыку).
7 – подвижные игры
«Образ хлеба в искусстве», «Хлебный натюрморт».
(Знакомство с литературными и художественными произведениями о хлебе.
Цель: закреплять знания детей о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, закреплять названия хлебобулочных изделий и умения ориентироваться на плоскости.
Игровые действия: детям предлагается составить натюрморт из разных предметов (основа натюрморта – это хлебобулочные изделия). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определенного вида, дают названия работе, пытаются зарисовать.
8 - живопись.
«Хлеб как национальное достояние», «Календарь праздников, посвященных хлебу».
Цель: познакомить с тем, что у каждого народа существуют свои уникальные рецепты, свои виды хлеба, традиции его приготовления, обычаи и праздники, посвященные хлебу. Познакомить с историей происхождения отдельных хлебобулочных изделий.
(Игровые действия: участникам предлагается отгадать загадки о различных хлебобулочных изделиях, найти их на йохокубе и составить календарь праздников хлебобулочных изделий.)
После проводится игра «Угадай – ка», ведущий называет хлебобулочное изделие, остальные участники называют дату и время года праздника. С помощью данного календаря можно завести традицию в такие дни приносить соответствующие угощения.
9 – четыре сезона и праздники.
- Дидактическое пособие «Йохо – предприниматор» (йохокуб - конструкция в форме мельницы)
Цель: формировать позитивные установки к различным видам труда; развивать интерес к труду взрослых.
Игровые действия: в данной игре может принимать участие 5 человек. Участникам предлагается выбрать сказочного персонажа и, ориентируясь на заданные условия, определить профессию и место работы.
Например: участник выбрал сказочного персонажа кот в сапогах, заданные условия – мешок муки, мельница. На вращающемся кубе с каждой стороны расположены картинки: мукомольный завод, строительная компания, цирк, МЧС. Участник поворачивает куб нужной стороной, называет профессию и по заданному алгоритму о ней рассказывает (название профессии, место работы, инструменты труда, результат труда, в чем польза профессии, реклама профессии).
Другим участникам предлагаются следующие сказочные персонажи: Емеля (сноп, комбайн); Красная Шапочка (велосипед, пакет с продуктами); Машенька (пирожки, плита); Золушка (зерно, пробоотборник)
Задание педагогам: проанализируйте содержание развивающей предметно-пространственной среды ваших групп. Какие бы вы пособия могли создать на основе конструктора «Йохокуб», которые позволяют осуществлять взаимодействие взрослого с детьми в процессе решения образовательных задач?
Вывод: данные дидактические пособия отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику.
IV. Заключительная часть
Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия по ознакомлению с трудом взрослых, чтобы процесс стал увлекательной деятельностью для детей и педагогов в игровой форме. Обогатить предметно пространственную среду необходимым игровым материалом.
И как результат, нам удастся не только познакомить детей с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...
Консультация для педагогов: "Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период"
В консультации рассматривается понятийный аппарат, полное содержание работы с детьми по трудовому воспитанию по возрастным группам....
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ
Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя. В материалах представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...
Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".
Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....
"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду. Представляет интерес для педагогов и родителей....