Конспект занятия по развитию речи и познавательной сферы "Путешествие на остров"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Печёнкина Кристина Олеговна

 

Тема: «Путешествие на остров»

Цель: создание условий для развития у детей лексического строя речи средствами расширения семантического поля «остров».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обогащать словарный запас по теме занятия, по теме «Транспорт», «Фрукты», «Животные жарких стран».

- Совершенствовать произвольную слуховую и зрительную память.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать произвольное внимание (объём, распределение, концентрацию, переключение)

- Развивать мыслительные операций: анализ, сравнение, синтез по аналогии, умение устанавливать логическую последовательность и закономерность, закреплять зрительное восприятие величины;

- Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная:

- Воспитывать внимательное бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность; чувство взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_kopilka.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и познавательной сферы (старшая группа комбинированного вида)

Образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие на остров»

Цель: создание условий для развития у детей лексического строя речи средствами расширения семантического поля «остров».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обогащать словарный запас по теме занятия, по теме «Транспорт», «Фрукты», «Животные жарких стран».

- Совершенствовать произвольную слуховую и зрительную память.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать произвольное внимание (объём, распределение, концентрацию, переключение)

- Развивать мыслительные операций: анализ, сравнение, синтез по аналогии, умение устанавливать логическую последовательность и закономерность, закреплять зрительное восприятие величины;

- Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная:

- Воспитывать внимательное бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность; чувство взаимовыручки.

Оборудование: набор пластмассовых фруктов, доска, набор деревянных палочек разной величины, картинки с изображением животных, соответствующих занятию.

Ход занятия

Содержание этапов работы

Методы, приёмы, средства, формы.

  1. Организационный этап

Логопед: Здравствуйте, ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга.

Приветствие.

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встаёт и идёт по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Установление доброжелательного контакта с детьми. Форма: фронтальная.

Метода: словесный.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

(Под столом лежит спрятанная бутылка с письмом)

Логопед: Ребята, смотрите, письмо в бутылке!  Это, какое это важное сообщение. Я предлагаю прочитать письмо: « Здравствуйте, ребята, это я Незнайка, я очутился на острове, откуда не могу выбраться. Пожалуйста, спасите меня»

Логопед:  Дети, что же нам делать?

Дети: Спасать Незнайку.

Логопед:  А что нам для этого нужно сделать?

Дети: Искать его на острове.

Логопед:  Сначала нам нужно попасть на этот загадочный остров.

Метод постановки проблемной ситуации с использованием предмета.

Вызывание ситуативного внутреннего интереса к проблеме.

Приёмы: беседа.

Форма: фронтальная.

  1. Поисковый этап

Логопед:  Дети, скажите, на чём можно добраться на остров?

Дети: Автобус, машина, корабль.

Логопед:  Ребята так мы будем долго с вами добираться, надо найти транспорт по быстрее.

Дети: Самолёт!

Логопед:  Молодцы!

Речедвигательная разминка

— Значит, будем собираться в путешествие на удивительный остров. Давайте покажем, на чем мы отправимся в путешествие.

 Путешествие на «Самолёте»:

Мы садимся в самолёт, (приседаем)

Отправляемся в полёт! («Заводим» самолёт, встаём, говоря: «жу – жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны, кружимся)

Путешествуем мы сами!

Использование словесного метода: вопросы, индивидуальные ответы детей.

Форма: фронтальная.

  1. Практический этап.

Задание 1. «Семантическое поле слова – остров».

На слайде показана карта острова.

Логопед: Дети, что мы с вами видим?

Дети: Карту.

Логопед: ребята, а карта эта не просто – это карта нашего острова! Прежде чем пойти на поиски Незнайки мы должны с вами разобраться, а что же это такое остров, что за место???

Дети: Там живут  животные.

           На острове много воды.

Ребята, помните, что отвечать нужно полным предложением.

Логопед: вы правы – «остров» – это территория земли, окруженная со всех сторон водой (муляж острова), странно, а на нашем острове чего - то не хватает.

Дети: На острове не хватает воды.

Логопед: Молодцы! Я предлагаю вам, вместе со мной окружить наш остров водой (дети совместно с логопедом наклеивают цветную бумагу вокруг муляжа острова).

Логопед: На нашем острове живут разные обитатели, их мы назовём – «островитяне».

А сейчас поиграем в игру «скажи наоборот» и тогда мы с вами узнаем, какая же погода на нашем острове.

  • Холодно – (тепло)
  • Пасмурно - (ясно)
  • Дождливо -  (солнечно)
  • Шторм – (штиль)

Логопед: Вот какие мы молодцы, ну а теперь нам надо подкрепиться. Ребята, подумайте, чем можно питаться на острове?

Дети: Рыбой, фруктами.

Логопед: Всё верно! А вот и фрукты!

Задание 2. «Натюрморт»

Содержание: На столе выкладываются в определенном порядке пластмассовые фрукты. Детей просят запомнить, что и как лежит на столе, затем просят отвернуться и тем временем убирают одни и добавляют другие фрукты, после чего просят детей перечислить изменения.

Логопед: — Подкрепились, теперь пора в путь. Вот мы и нашли животных, которые живут на этом острове (на слайде показаны животные). Может быть, они нам помогут найти Незнайку?

Задание 3. Физминутка «Зарядка для животных»

Содержание:

Моты – моты – моты появились бегемоты.

(Показываем, как шагают бегемоты, как широко открывают рты).

Афы – афы – афы- жуют листики жирафы.

(Тянемся на носочках, изображая жирафов).

Яны – яны – яны – по веткам скачут обезьяны.

(Изображаем, скачущих обезьян).

Ахи – ахи – ахи – засыпают черепахи.

(Показываем, как засыпаем)

Логопед:  У каждого животного (птицы) свой домик. Давай поможем им найти их.

Задание 4. «Домики»

Содержание: Предлагается выложить из деревянных палочек геометрические фигуры – домики. Даётся задание:

Жираф живет в прямоугольном домике, обезьяна – в круглом домике, птица – в квадратном домике, осьминог – в овальном домике.

Логопед: — Давайте, оставим животным и птицам этого острова подарки, чтобы они не забывали нас.

Дети: Да, пусть звери помнят про нас.

Прикрепляем домики и животных к муляжу острова.

Логопед: Ребята, слышите…(прислушиваемся) кто – то плачет. Ой, смотрите, да это же наш Незнайка под деревом спрятался!!!

Теперь нам надо отправляться домой.

Слышите, самолет шумит, наверно это за нами (имитируем крылья самолета и полет на нем).

— Мы прилетели домой.

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная. Использование словесного, наглядного приёмов.

  1. Рефлексивно – оценочный этап.

Логопед: Дети, вам понравилось наше путешествие, что вы интересно увидели и узнали?

Дети: очень понравилось, мы увидели разных животных, сделали им домики и мы спасли Незнайку.

Логопед: Незнайка говорит вам спасибо, и прощается с вами.

Дети: До свидания, Незнайка.

Применение словесного метода: Приём: беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Остров заколдованной посуды"

На этом занятии дети попадут на остров заколдованной посуды. Они выполнят задания пиратов и "расколдуют посуду" Задания от пиратов помогут им больше узнать о предметах посуды, научат их составлять неб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие на остров"

Цели: - Закрепить правильное произношение звуков.- Обогатить словарь с помощью игровых упражнений за интерактивным столом.- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на раз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"...

Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...